Иран: Писательнице грозит тюрьма за рассказ о побивании камнями

Власти Ирана должны немедленно отменить осуждение и приговор Голрок Эбрахими Ирае, писательнице и правозащитнице, которая должна начать отбывать свой шестилетний тюремный срок за «оскорбление святынь ислама» в неопубликованном рассказе о чудовищной практике побивания камнями, заявила сегодня Amnesty International.

«Обвинения, выдвинутые против Голрок Эбрахими Ирае, абсурдны. Ей грозят годы тюрьмы лишь за то, что она написала рассказ, который даже не был опубликован. Фактически ее наказывают за то, что у нее есть воображение», - отметил Филип Лютер, директор по исследованиям и правозащитной деятельности Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«Вместо того чтобы сажать в тюрьму молодую женщину за мирное осуществление права на выражение своего несогласия с побиванием камнями, иранские власти должны были бы предпринять шаги к отмене этого наказания, равносильного пытке. Ужасно, что в Иране по-прежнему разрешено побивание камнями, которое еще и оправдывается защитой нравственности».

Четвертого октября Голрок Эбрахими Ирае позвонили из Управления исполнения наказаний и приказали явиться в тюрьму «Эвин» для начала отбывания шестилетнего заключения за «оскорбление святынь ислама» и «пропаганду против государственного строя».

Первое обвинение, за которое Голрок Эбрахими Ирае была осуждена на пять лет тюремного заключения, было предъявлено ей в связи с ее неопубликованным художественным рассказом. В рассказе описывается эмоциональная реакция молодой женщины, которая смотрит фильм «Побивание камнями Сорайя М.», где излагается реальная история женщины, забитой камнями до смерти за супружескую измену, и приходит в такую ярость, что сжигает Коран.

Власти узнали о существовании этого рассказа 6 сентября 2014 года, когда Голрок Эбрахими Ирае была арестована некими мужчинами, предположительно Стражами исламской революции, в Тегеране вместе с мужем Арашем Садеги на его рабочем месте. Эти мужчины не предъявили ордера на арест, но отвезли супругов домой, где провели обыск и изъяли их ноутбуки, записные книжки и несколько компакт-дисков.

После этого они отвезли правозащитника Араша Садеги в тегеранскую тюрьму Эвин, а Голрок Эбрахими Ирае в тайное место содержания под стражей. Там ее продержали одну ночь, а затем перевели в блок тюрьмы Эвин, который находится в ведении Стражей исламской революции.

Там она провела 20 дней без суда и доступа к родственникам и адвокату. Первые три дня она провела в одиночной камере. Голрок Эбрахими Ирае сказала, что во время своего задержания она подвергалась многочасовым допросам, при этом у нее были завязаны глаза и она сидела лицом к стене, а допрашивающие неоднократно говорили, что ей может грозить казнь за «оскорбление ислама». Она также могла отчетливо слышать, как следователи угрожают и оскорбляют ее мужа в соседней камере, что усугубляло ее мучения. Араш Садеки сказал, что под стражей его пытали: допрашивавшие били его по лицу и голове, пинали и душили.

Суд над Голрок Эбрахими Ирае состоял из двух коротких заседаний Революционного суда в Тегеране, во время которых она не смогла воспользоваться услугами адвоката. На первого адвоката, которого она выбрала, было оказано давление и он взял самоотвод, а второму не дали прочитать ее дело и представлять ее интересы. Ей не дали возможности выступить в свою защиту, поскольку первое заседание было посвящено политической деятельности ее мужа, а во время второго она была в больнице, где восстанавливалась после серьезной операции, и не могла присутствовать в суде. Она предоставила суду свою медицинскую карту, но ее просьба о переносе заседания был отклонена.

«Суд над Голрок Эбрахими Ирае был фарсом. Ее лишили права на защиту, а приговор был определен заранее. Перед нами еще один пример полного неуважения властями Ирана правосудия и прав человека», - заявил Филип Лютер.

«Мы призываем власти немедленно снять обвинения с Голрок Эбрахими Ирае и ее мужа, Ареша Садеги, который с июня находится в заключении за мирное осуществление своих прав на свободу выражения мнений и объединений. Иранское правительство, используя безжалостные репрессивные методы, еще немного и уничтожит целое поколение молодых активистов».

Дополнительные сведения

Иранские власти подтвердили в своих комментариях к последнему докладу Генерального секретаря ООН о положении в области прав человека в Иране, что побивание камнями является наказанием, предусмотренным шариатом за супружескую измену, и заявили, что это наказание «эффективно в предотвращении преступлений и защите нравственности».

Amnesty International известно как минимум об одной женщине, Фариба Калеги, которой в настоящий момент угрожает казнь через побивание камнями.

Amnesty International неоднократно призывала власти Ирана исключить из числа уголовных преступлений добровольные сексуального отношения между взрослыми людьми одного или разных полов.

Араш Садеги сейчас отбывает 15-летнее тюремное заключение в тюрьме Эвин за «пропаганду против государственного строя», «проведение собраний и организацию заговора с целью нанесения ущерба национальной безопасности» и «оскорбление основателя Исламской республики». Он также был лишен доступа к адвокату. Сообщалось, что следователь использовал распечатанные сообщения из Facebook'а и его письма журналистам и правозащитникам за границу, а также в такие СМИ как BBC Persian, в качестве «доказательств», подтверждающих выдвинутые против него обвинения.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.