Культура страха: как полицейские с Ямайки избегают наказания за убийства

Шакелиа Джексон не услышала будильник. Она проснулась от того, что кто-то звал ее по имени, первая мысль, которая пришла ей в голову, - что-то случилось. Она сбежала по лестнице вниз. Шакелиа жила там же, где и работала, - она управляла небольшим рестораном в центре Кингстона, и первым, что она заметила, была кастрюля с рисом и жарящаяся на огне курица. Только потом она увидела следы крови и одинокий шлепанец - и то, и другое принадлежало ее брату Некайе.

В то январское утро 2014 года Некайа занимался заказами к обеду. Полицейские застрелили его, когда он выносил мусор, - потом они отчитались, что вели преследование «похожего на растамана» грабителя, а Некайа подходил под это описание.

Следующие два года стали для семьи Джексон испытанием, его сестры и брат столкнулись с регулярным запугиванием и преследованиями со стороны полицейских. Предварительное расследование было прекращено после того, как напуганный свидетель не появился в суде. Под репрессии попал весь их район - в июле, когда производство по делу об убийстве Некайи было прекращено, жители квартала вышли протестовать, их встретили полицейские машины. Рейды по их кварталу, которые проводили правоохранители, всегда "случайно" совпадали со слушаниями по делу Некайи.

Для Ямайки эта история не уникальна. За последнее десять лет от рук полиции погибли более 2000 человек, в какой-то момент правоохрнители убивали до четырех человек в неделю, в основном это были молодые мужчиы из городских гетто. Цифрами, однако, дело не ограничивается.

В докладе Amnesty International «Ямайка, напрасные ожидания: незаконные убийства, совершаемые полицейскими, и борьба родственников за справедливость» рассказывается не только об убийствах от рук полицейских, но и разнообразных тактиках устрашения задающих слишком много вопросов родственников погибших.

У нас есть веские доказательства того, что внесудебные казни продолжают использоваться в качестве одобренного государством способа «избавления от преступников». Но многие убитые - это случайные прохожие, задержанные полицией, или просто те, кто оказался не в том месте и не в то время. Полицейские зачастую оставляют своих жертв истекать кровью или возят их по округе, пока они не испустят дух, чтобы скрыть улики.

Когда родственники пытаются добиться справедливости, они сталкиваются с преследованием со стороны полиции. Большинство, с кем мы говорили, просили нас пересказывать их истории, не упоминая имен, поскольку они живут в страхе перед местью со стороны полиции. У некоторых родственников убивали непосредственно на их глазах, в ряде случаев свидетелями убийств становились дети. Иногда родственники продолжают ежедневно встречать убийц своих близких на улицах, а иногда полиция специально приходит к ним домой, чтобы поиздеваться, или заявляется на похороны своих жертв.

И все-таки семьи продолжают ждать, полагаясь на еле работающую систему правосудия.

Клодетт Джонсон ждала 13 лет, пока Специальный коронерский суд установит причину смерти ее сына, предположительно погибшего от рук полицейских. У этого суда мизерный бюджет, как минимум 300 дел ждут рассмотрения. Но это лишь первый шаг в ее борьбе. Если следствие даже придет к выводу, что полицейские нарушили закон, может потребоваться еще десять лет на то, чтобы дело оказалось в уголовном суде.

Клодетт осталась без адвоката в 2014 году, когда помогавшая ей правозащитная организация "Ямайцы за справедливость" перестала получать финансирование на такую деятельность. Теперь ее часто посещает мысль, что, может быть, справедливости она ждет напрасно.

Власти Ямайки на это возражают, что ситуация с полицейским беззаконием улучшается - все-таки за несколько последних лет число убийств, совершенных правоохранителями, значительно уменьшилось. Даже если количественные показатели и изменились, этого нельзя сказать о методах, которыми полиция решает проблемы, помогая своим сотрудникам избегать наказания за убийства.

В июне этого года эксперты Независимого механизма надзора за действиями полиции (INDECOM) установили, что в 2010 году было возбуждено 100 уголовных дел в отношении полицейских, но лишь несколько из них дошли до суда из-за хронической волокиты в уголовном судопроизводстве. По нашим данным, с 2000 года лишь небольшое число полицейских были осуждены за убийства, хотя за тот же период от рук полицейских погибли более 3000 человек. Наш запрос к генеральному прокурору Ямайки о количестве обвинений, выдвинутых в отношении полицейских, или количестве приговоров, вынесенных им за последние 10 лет, остался без ответа.

INDECOM серьезно повлиял на то, как власти Ямайки реагируют на сообщения о внесудебных казней. Но как бы он ни был эффективен, это не волшебная палочка, и его эксперты не могут нести единоличную ответственность за привлечение полицейских к ответственности. Эта работа требует твердого политического руководства и стремления реформировать систему, в которой полицейские могут избегать наказания за убийства.

Это не означает, что надо заново изобретать велосипед. Это означает, что требуется расширить возможности учреждений, которые способны создать работающую систему привлечения виновных к ответственности.

Срочно требуется реформа Специального коронерского суда, необходимо обеспечить его ресурсами для того, чтобы он мог эффективно функционировать и играть надлежащую роль в предотвращении преступлений в будущем.

В июне этого года специальная комиссия, которая расследовала нарушения прав человека в ходе совместных операций полиции и армии в 2010 году, которые привели к гибели 69 человек, опубликовала четкие рекомендации по реформе силовых структур. Руководство страны должно обратить внимание на эти рекомендации и начать действовать в соответствии с ними.

Текущая реформа судебной системы также должна включать практические меры, которые защитят свидетелей и гарантируют более быстрый и равный доступ к правосудию для родственников людей, предположительно убитых правоохранителями.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.