В Саудовской Аравии продолжается «антитеррористическая зачистка» правозащитных НКО

Власти Саудовской Аравии продолжают цинично использовать репрессивный и крайне расплывчато сформулированный антитеррористический закон для зачистки гражданского общества, приговорив правозащитника Абдулкарима аль-Ходера к 10 годам тюремного заключения, заявила Amnesty International.

В 2013 году Абдулкарима аль-Ходера, одного из основателей Ассоциации за гражданские и политические права в Саудовской Аравии (АГППС), по решению уголовного суда отправили в тюрьму на восемь лет. Его приговор был отменён в прошлом году, но он остался в тюрьме, как произвольно задержанный. Новый приговор ему вынес Специализированный уголовный суд (СУС) Саудовской Аравии в соответствии с антитеррористическим законом, вступившем в силу в феврале 2014 года.

«Саудовская Аравия, используя неправомочные антитеррористическое законодательство и специализированный суд для того, чтобы запугивать и отправлять в тюрьмы правозащитников, ясно даёт всем понять, что любой, кто будет открыто высказывать своё мнение попадёт под зачистку», - отметил Джеймс Линч, исполняющий обязанности директора программ Amnesty International на Ближнем востоке и Северной Африке.

Абдулкарим аль-Ходер, бывший профессор на факультете исламского права в университете Аль-Кассим, является одним из 11 основателей АГППС, которые или уже находятся за решёткой, или на ними всё ещё идут суды за призывы к политическим реформам и реформам в области прав человека.

Его арестовали в апреле 2013 года, после того как правительство начало репрессии против АГППС в марте 2013, когда два её основателя доктор Абдулла аль-Хамид и доктор Мохаммад аль-Кахтани были отправлены в тюрьму, а власти приказали распустить организацию. Доктор Абдулкарим аль-Ходер был обвинён во множестве преступлений, в том числе в «неподчинении верховному правителю», «разжигании беспорядков с помощью призывов к демонстрациям», «нанесении вреда имиджу государства через распространение лживой информации в зарубежных группах» и в «участии в создании организации без разрешения властей» (АГППС).

Другой член АГППС доктор Абдурахман аль-Хамид был в прошлую субботу приговорён СУС к девяти годам тюремного заключения. Его брат Абдулла аль-Хамид с 2013 года отбывает десятилетний тюремный срок. Третьему брату - Иссе аль-Хамиду приговор должен был быть вынесен на прошлой неделе, но судебное заседание отложили до ноября.

Недавно СУС вновь открыл дело против самого молодого члена АГППС, Омара аль-Саида, который ранее, в 2013 году, был приговорён к четырём годам тюремного заключения и 200 ударам плетью за активизм. Среди других членов АГППС, которые уже находятся за решёткой, есть и 80-летний бывший судья Шейх Сулиман аль-Рашуди, который был арестован и начал отбывать свой 15-летний срок в декабре 2012 года, через два дня после того, как он выступил с речью о законности мирных протестов согласно шариату.

«Возмутительные приговоры, вынесенные членам АГППС за их правозащитную деятельность, являются одними из самых вызывающих нарушений прав человека Саудовской Аравией и ещё одной насмешкой над её обязательствами, как члена Совета ООО по правам человека, поддерживать самые высокие стандарты в области прав человека», - отметил Джеймс Линч.

«Наряду с недавними смертными приговорами трём несовершеннолетним активистам и назначением такого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания, как порка блогеру Раифу Бадауи, это ещё одно зловещее подтверждение стремления властей королевства подавлять инакомыслие в любых формах».

В Саудовской Аравии в настоящий момент ждут смертной казни семь активистов шиитов, в том числе Али аль-Нимр, который был несовершеннолетним на момент совершения преступлений, а также его дядя Шейх Нимр аль-Нимр. Давуд Хуссейн аль-Мархун и Абдулла Хасан аль-Захер также были несовершеннолетними на момент совершения ими предполагаемых преступлений.

Вынесение смертных приговоров несовершеннолетним нарушает международное право. Amnesty International выступает против смертной казни во всех без исключения случаях, так как она нарушает право на жизнь, провозглашённое во Всеобщей декларации прав человека, и является жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство наказанием.

За 2015 год в Саудовской Аравии было казнено уже как минимум 137 человек. За прошлый год в стране казнили 90 человек. Amnesty International призывает Саудовскую Аравию прекратить казни и немедленно освободить всех узников совести.

История вопроса

АГППС была создана в октябрем 2009 года и является независимой правозащитной НКО. Она сообщала о нарушениях прав человека и помогла многим семьям задержанных, которым не было предъявлено обвинений, подать жалобы на Министерство внутренних дел в Совет по рассмотрению жалоб, административный суд в чью компетенцию входит рассмотрение жалоб на государство и государственные органы.

До своего закрытия АГППС была настоящим бельмом на глазу у правительства Саудовской Аравии. Участники АГППС неоднократно выступали против практики произвольных задержаний, используемой властями Саудовской Аравии, и особенно часто критиковали Министерство внутренних дел и его грозную службу разведки и безопасности - Главное следственное управление (ГСУ) или аль-Мабаит, чьи сотрудники наделены самыми широкими полномочиями и могут безнаказанно арестовывать, задерживать, пытать и жестоко обращаться с подозреваемыми.

Сотрудники ГСУ используют свои полномочия не только для преследования подозреваемых в терроризме, но фактически в отношении любого, кто выступает против властей, в том числе мирных критиков из АГППС или любых других правозащитников и организаций. Все подобные независимые организации были принудительно закрыты, а их создателей власти отправили в тюрьму или просто заставили замолчать. Недавно принятые антитеррористические законы и указы обеспечили правовое прикрытие для нарушений прав человека и произвола, теперь даже мирную критику можно с легкостью назвать террористической деятельностью в отношении государства.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.