Беженцы рискуют жизнями и гибнут, а ЕС ставит на своих границах заборы

После жестоких нападений, произошедших в прошлую пятницу в Париже, Европейский союз (ЕС) не должен поддаться искушению и ещё плотнее закрыть свои внешние границы, потому что это лишь будет способствовать дальнейшим многочисленным нарушениям прав человека и никоим образом не послужит укреплению безопасности и не остановит наплыва отчаявшихся беженцев, заявила Amnesty International, представляя сегодня свой новый доклад.

Организация призывает к созданию регулируемых, безопасных и легальных путей в Европу и проведению справедливых и строгих проверок, которые будут отвечать потребностям беженцев, ищущих защиты в Европе, и учитывать необходимость выявления возможных угроз для безопасности.

В новом докладе «Страх и заборы: Европейские подход к сдерживанию наплыва беженцев» рассказывается, как строительство заборов на сухопутных границах и привлечение соседних стран, таких как Турция и Марокко, на роли «стражников», лишает беженцев доступа к процедурам получения убежища, подвергает беженцев и мигрантов риску жестокого обращения и толкает людей на смертельно опасные путешествия по морю.

«Расширение строительства заборов вдоль европейских границ лишь послужило лишь к усугублению нарушений прав человека и обострило проблемы гуманного и спокойного управления потоками беженцев », - подчеркнул Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе и Средней Азии.

«Если под впечатлением от ужасных нападений в Париже мы уступим страху, то это никому не обеспечит защиты. От этого не исчезнут ни массы людей, бегущих от преследований и вооружённых конфликтов, ни их право на защиту. После этой трагедии непроявление солидарности к этим людям, ищущим убежища в Европе, часто после того, как они бежали точно от такого же насилия, было бы трусливым уходом от ответственности и трагической победой террора над человечностью».

«Пока существует война и насилие, люди будут продолжать приходить и Европа должна найти оптимальные способы, как обеспечить им защиту. ЕС и его приграничным странам-участницам следует срочно заново обдумать, как они обеспечат безопасный и легальный доступ в ЕС как на своих внешних границ, так и в странах происхождения и транзита. Этого можно достичь с помощью более активного использования программ по переселению, воссоединению семей и увеличению количества гуманитарных виз».

«Страх и заборы», как и опубликованный сегодня же новый брифинг Human Rights Watch «Беженский кризис в Европе: Программа действий» дают подробные рекомендации, призывающие ЕС и его страны-участницы предпринять намного более активные действия для борьбы со всемирным беженским кризисом.

Жертвы заборов на границах Европы

В общей сложности страны-члены ЕС построили более 235 километров заборов по внешним границам ЕС стоимостью более 175 миллионов евро, в частности:

• 175 километровый забор на венгерско-сербской границе

• 30 км. забор на болгарско-турецкой границе, который собираются протянуть ещё на 130 км.

• 18,7 км. заборов на границах испанских анклавов Сеуты и Мелиллы с Марокко и

• 10,5 км. забор в районе реки Еврос на греко-турецкой границе.

Вместо того, чтобы останавливать людей, эти заборы только перенаправляют потоки беженцев по другим сухопутным или более опасным морским маршрутам. По данным агентства ООН по делам беженцев (УВКБ) количество человек прибывших в 2015 году в Европу морем достигло в ноябре 792 883 человек, сравните с 280 000 человек, прибывших по данным европейского пограничного агентства Frontex по суше и морем за весь 2014 год. За этот год в Грецию морем прибыло уже 647 581 человек, при этом, по данным УВКБ, 93% из этих беженцев прибыли из 10 стран лидирующих по количеству беженцев в мире.

По данным на 10 ноября, за этот год в Эгейском море погибли 512 человек, а суммарно около 3500 утонули в Средиземном.

Выдворения и другие нарушения на границе

Люди, пытающиеся пересечь греческую, болгарскую и испанскую сухопутные границы, рассказали Amnesty International как их выдворяли пограничники, не предоставляя им доступа к процедурам предоставления убежища или не давая им шанса оспорить своё возвращение, что является прямым нарушением международного права. Выдворения часто сопровождаются насилием и ставят под угрозу жизни людей.

Тридцатиоднолетний сирийский беженец описал типичное выдворение на греческой сухопутной границы в Турцию в апреле этого года:

«Они привели нас на берег реки и сказали нам встать на колени. Было уже темно - около 20:30. Там были и другие люди, которых высылали обратно в Турцию. Один из полицейских ударил меня по спине… он бил меня по ногам и по голове деревянной палкой. Они подвели нас к реке и сказали стоять тихо и не двигаться. Они вывели меня из группы и начали бить нас кулаками и пинать нас, лежащих на земле, ногами. Они схватили меня за волосы и толкнули к реке».

Исследование Amnesty International показывает, что в то время как на греко-турецкой границе выдворения происходят регулярно, также постоянно поступают сообщения о выдворениях по всей болгаро-турецкой границе.

В марте 2015 года Испания приняла закон, узаконивающий выдворения мигрантов и беженцев, проводящиеся испанскими национальными гвардейцами, из Сеуты и Меллилы, двух испанских анклавов в северной Африке, граничащих с Марокко. В сентябре Венгрия создала транзитные зоны на своей границе с Сербией для того, чтобы возвращать просителей убежища обратно в Сербию, после проведения ускоренных процедур с сомнительными правовыми гарантиями.

«Там где есть заборы, там есть и нарушения прав человека. Незаконные выдворения просителей убежища стали характерной чертой всех внешних границ ЕС, находящихся на основных маршрутах мигрантов, и никто не предпринимает никаких усилий для того, чтобы это остановить», - подчеркнул Джон Дальхизен.

«Одно дело регулирование въезда в ЕС. И совсем другое - вообще не пускать беженцев. Если первое разумно и законно, то второе бесчеловечно и незаконно и должно немедленно прекратиться».

Кроме того, в стремлении не пустить мигрантов и беженцев в Европу ЕС и его страны-члены всё чаще используют третьи страны в качестве «стражников» Европы.

«Стражники» Европы

Последнее обсуждаемое предложение - это Совместный план действий ЕС и Турции, который обязывает Турцию «предотвращать нелегальную эмиграцию». В этом соглашении полностью игнорируются нарушения прав человека, с которыми сталкиваются беженцы и мигранты. В последние месяцы Турция сажала под стражу перехваченных мигрантов и просителей убежища, не предоставляя им доступа к адвокатам, и принудительно возвращала беженцев в Сирию и Ирак, что является очевидным нарушением норм международного права. Многие беженцы не-сирийцы ждут более пяти лет, когда их ходатайства о предоставлении убежища будут рассмотрены.

Марокканские пограничники также были замешаны в жестоком обращении с людьми, пытавшимися взобраться на заборы, окружающие испанские анклавы, в то время как реформа системы предоставления убежища в стране еще не вступила в силу.

«ЕС не должен поручать странам, которые не могут или не соблюдают права беженцев и мигрантов, делать за него его же грязную работу. Соседним странам следует помогать в развитии систем предоставления и приёма беженцев. Их не следует привлекат в качестве наёмных работников с полным безразличием к тому, какие это будет иметь последствиям для беженцев и мигрантов», - отметил Джон Дальхизен.

Рекомендации для ЕС

ЕС может и должен принять ряд вполне достижимых и реалистичных мер в ответ на всемирный беженский кризис и для того, чтобы обеспечить защиту сотням тысяч людей, уже прибывших на территорию Европы.

«Всемирный беженский кризис представляет огромную проблему для ЕС, но это далеко не угроза для его существования. По сути регулируемые, безопасные и легальные пути в Европу будет способствовать выявлению угроз безопасности задолго до того, как беженцы прибудут в Европу. ЕС следует ответить на кризис не страхом и заборами, но в лучших традициях тех ценностей, которыми, как он заявляет, он дорожит больше всего», - заявил Джон Дальхизен.

Amnesty International призывает ЕС и входящие в него страны:

• сделать доступными для беженцев безопасные и легальные пути, в том числе увеличив количество мест для расселения, разрешений на воссоединение семей и гуманитарных виз и разрешений на въезд;

• обеспечить для беженцев доступ на свою территорию и к процедурам получения убежища через внешние сухопутных границы ЕС;

• остановить выдворения и другие нарушения прав человека на границах, в том числе эффективно расследуя заявлений о нарушениях на государственном уровне и возбуждая дела о нарушении прав в Комиссии ЕС, когда было нарушено законодательства ЕС.

• значительно увеличить пропускную способность центров по приёму беженцев и объёмы краткосрочной гуманитарной помощи в приграничных европейских странах,

• ускорить и расширить осуществление схемы переселения для просителей убежища.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.