Доклад: «2019 год в Азии: Протестующие по всему континенту понесли тяжёлые потери, но не были сломлены»

Минувший 2019 год запомнится волной протестов по всей Азии - костяк его во многих случаях состалвяла молодёжь, которая не испугалась ужесточившихся репрессий и не уступила под натиском властей, занявшихся повсеместным подавлением свободы выражения мнений и мирных собраний. В новом ежегодном докладе о правах человека в Азиатском и Тихоокеанском регионах Amnesty International рассматривает ситуацию в 25 странах - формат региональных ежегодных докладов пришёл на смену ежегодному докладу о ситуации с правами человека во всём мире.

«2019 год был в Азии годом репрессий, но также и годом сопротивления этим репрессиям. Поскольку правительства по всему континенту пытаются искоренить основные свободы, люди переходят к сопротивлению, а молодёжь находится в авангарде этой борьбы», - говорит Николя Беклен, региональный директор Amnesty International по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону.

2019 год был в Азии годом репрессий, но также и годом сопротивления этим репрессиям. Поскольку правительства по всему континенту пытаются искоренить основные свободы, люди переходят к сопротивлению, а молодёжь находится в авангарде этой борьбы

Николя Беклен, региональный директор Amnesty International по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону

Речь идёт не только о студентах в Гонконге, поднявших массовое движение против растущего вмешательства материкового Китая в дела автономного района, но и об индийских студентах, которые вышли на улицы, протесутая против взятого правительством страны антимусульманского курса, о молодых избирателях Таиланда, которые создални новую массовую оппозиционную партию, о тайваньских борцах за равенство ЛГБТИ. «Онлайн и офлайн, протесты молодёжи и под руководством молодёжных лидеров бросают вызов установленному порядку», - подчеркнул Беклен.

Массовые протесты захлёстывают регион

Главным событием 2019 года для региона, конечно, стали протесты в Гонконге. Волны от этой кампании массового неповиновения властям разошлись по всему миру. Вмешательство материкового Китая, продавливавшего законопроект, который позволял бы экстрадировать подозреваемых в преступлениях из Гонконга на материк, вызвало беспрецедентные по своим масштабам протесты.

С июня гонконгцы продолжают выходить на улицы. Теперь - после отзыва законопроекта об экстрадиции, что действительно стало их победой - их требования включают в себя расследование случаев полицейского насилия, бессмысленного применения силовиками слезоточивого газа и резиновых пуль, произвольных арестов и физических нападений и избиений протестующих.

В Индии миллионы людей вышли на улицы, протестуя против нового закона, который дискриминирует мусульман - правительство страны решило исключить исповедующих ислам из числа тех беженцев, которым может быть предоставлено индийское гражданство в упрощённом порядке.

В Индонезии в сентябре прошлого года прошли многотысячные протесты против целого ряда репрессивных законов, в том числе урезывающих полномочия национальной комиссии по борьбе с коррупцией и вводящих уголовную ответственность за «клевету на президента». Даже в Афганистане протестующие, вполне осознавая смертельные риски, связанные с их решением выйти на площадь, открыто потребовали от правительства покончить, наконец, с вооружённым конфликтом в своей стране. В Пакистане ненасильственное движение «Пуштун Тахафуз», борющееся за права пуштунов в Северном Вазиристане, бросило вызов государственным репрессиям, мобилизовавшись против насильственных исчезновений и внесудебных казней.

Ответное расширение репрессий

На мирные протесты и открытое проявление инакомыслия власти стран Азиатско-Тихоокеанского региона отвечались лишь ужесточением репрессий. Аресты и тюремное заключение стали повседневностью для протестующих во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже и Таиланде. Правительства в странах Юго-Восточной Азии предприняли серьёзные шаги, чтобы заставить замолчать своих противников и заткнуть рот СМИ.

В Индонезии, где несколько человек были убиты при подавлении протестов, никто так и не был привлечён к ответственности за их гибель. В Пакистане и Бангладеш активисты и журналисты столкнулись с ужесточением законов, ограничивающих свободу выражения мнений и наказывающих инакомыслие в интернете.

В Гонконге - и эти кадры обошли мир - полиция применила безрассудную и неизбирательную тактику подавления мирных протестов, прибегая в том числе к пыткам задержанных и помещённых под стражу. Требования о надлежащем расследовании действий сил безопасности так и остались не выполнены.

«Попытки властей подавить любую форму критики и подавить свободу слова были столь же беспощадными, сколь и предсказуемыми, и те, кто осмелился выступить против репрессивных правительств, часто вынуждены были платить высокую цену», - заявил Бирадж Патнаик, директор Amnesty International по Южной Азии.

«Жителям континента говорят, что их стремление к установлению более справедливых обществ - это фантазии, что экономическое неравенство невозможно устранить, что глобальное потепление неумолимо, а природные катастрофы неизбежны. И что самое важное, им говорят, что оспаривать эту точку зрения просто нельзя», - заметил он.

Жителям континента говорят, что их стремление к установлению более справедливых обществ - это фантазии, что экономическое неравенство невозможно устранить, что глобальное потепление неумолимо, а природные катастрофы неизбежны. И что самое важное, им говорят, что оспаривать эту точку зрения просто нельзя

Бирадж Патнаик, директор Amnesty International по Южной Азии

Рост нетерпимости и национализма

Индия и Китай в минувшем году продемонстрировали, что даже намёка на неповиновение в регионах компактного проживания национальных меньшинств достаточно для того, чтобы бросить на подавление недовольства все силы государства, а несогласных объявить угрозой национальной безопасности.

В китайской провинции Синьцзян до миллиона уйгуров и других преимущественно мусульманских этнических меньшинств были принудительно помещены в лагеря «дерадикализации». Кашмир, единственный индийский штат, где мусульмане составляют большинство, был лишён федеральными властями автономного статуса, в регионе был введён комендантский час, закрыт доступ ко всем коммуникациям, а политические лидеры Кашмира - задержаны.

На Шри-Ланке, где в конце апреля вспыхнули антимусульманские погромы после серии терактов в Пасхальное воскресенье, избрание нового президента Готабая Раджапакса не оправдало надежд на прогресс в области прав человека. Другой самоуверенный лидер, президент Филиппин Родриго Дутерте, продолжил свою убийственную «войну с наркотиками».

Правительства пытались оправдать репрессии, представляя своих критиков как пешек «иностранных сил», и развернули кампании по дискредитации оппонентов в социальных сетях. Ни АСЕАН, ни СААРК, две главных региональных организации сотрудничества, не попытались привлечь своих членов к ответственности даже в случае грубых нарушений прав человека.

Международный уголовный суд по-прежнему ещё только должен расследовать преступления против человечности, совершённых военными Мьянмы в отношении мусульманского меньшинства рохинджа в 2017 году. Суд также продолжил изучает материалы о тысячях убийств, совершённых полицией на Филиппинах в ходе «выйны с наркотиками». Также главный орган международного правосудия готовился рассматривать апелляцию на его решение не санкционировать расследование военных преступлений и преступлений против человечности в Афганистане.

Прогресс вопреки всему

Многие протестующие против несправделивости, несвободы и совершённых от лица государства злодеяний стали в 2019 году жертвой репрессий, но их борьба принесла плоды. 2019 год продемонстрировал, что усилия в борьбе за прав человека в Азии могут окупаться.

Протестующие по всей Азии в 2019 году понесли тяжёлые потери, но не были сломлены. Им затыкали рот, но они так и не замолчали. И все вместе они продолжили идти наперекор правительствам, которые нарушают права человека и стремятся усилить свою власть

Николя Беклен, региональный директор Amnesty International по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону

На Тайване однополые браки стали законными после победы шедшей много лет кампании активистов. В Шри-Ланке адвокаты и активисты успешно провели кампанию против возобновления приведения в исполнение смертных приговоров - несмотря на обещание правительства дать согласние на первую за 43 года смертную казнь, в этой стране так никто и не повешен.

Бруней был вынужден отказаться от применения законов, предусматривающих наказание за прелюбодеяние и сексуальные отношения между мужчинами, в то время как бывший премьер-министр Малайзии Наджиб Разак впервые вынужден был публично прокомментировать выдвинутые в отношении него активистами обвинения в коррупции.

Правительство Пакистана обязалось бороться с изменением климата и загрязнением воздуха, а на Мальдивских островах две женщины были впервые назначены судьями Верховного суда.

Но главной победой 2019 года - пускай и промежуточной - стал отзыв администрацией Гонконга своего законопроекта об экстрадиции подозреваемых в материковый Китай.

«Протестующие по всей Азии в 2019 году понесли тяжёлые потери, но не были сломлены. Им затыкали рот, но они так и не замолчали. И все вместе они продолжили идти наперекор правительствам, которые нарушают права человека и стремятся усилить свою власть», - заявил Николя Беклен.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.