Мир равнодушен к ситуации сирийских беженцев

Мировые лидеры не предоставляют защиту наиболее уязвимым сирийским беженцам, что приводит к катастрофическим последствиям. Об этом заявила Amnesty International в новом брифинге, приуроченном к конференции ООН, которая состоится в Женеве 9 декабря.

В документе под названием 'Left Out in the Cold: Syrian refugees abandoned by the international community' ("Брошены на произвол судьбы: международное сообщество отказалось от сирийских беженцев", на англ. яз.) рассказывается о том, что мировое сообщество предлагает ничтожно малое число мест для переселения. Около 3,8 миллиона беженцев из Сирии в основном приняли пять стран этого региона: Турция, Ливан, Иордания, Ирак и Египет. Лишь 1,7% беженцев предложили убежище в прочих странах мира с тех пор, как более трёх лет назад Сирию охватил кризис.

Государства Персидского залива, в число которых входят богатейшие страны мира, пока не предложили принять у себя ни единого сирийского беженца. Россия и Китай также не пообещали переселить к себе ни одного человека. За исключением Германии остальные государства Евросоюза (ЕС) обязались поселить в основных принимающих странах лишь мизерную часть - 0,17% беженцев.

"Недостаток числа мест для переселения беженцев, которые предлагает международное сообщество, просто поражает. УВКБ ООН выявило почти 380 000 человек, нуждающихся в переселении, однако лишь ничтожно малой части этих людей предложили убежище за рубежом", - сказал Шериф Эльсаед-Али, руководитель программы Amnesty International по правам беженцев и мигрантов.

Ранее на этой неделе Всемирная продовольственная программа заявила, что ей пришлось прекратить поставку продовольственной помощи 1,7 миллиона беженцев по причине трудностей с финансированием. Это подчёркивает возмутительно вялую реакцию международного сообщества на данный кризис.

"Особенно позорно полное отсутствие желания принять беженцев у государств Персидского залива. При наличии языковых и религиозных связей страны Персидского залива должны прежде прочих предлагать безопасное убежище беженцам, спасающимся от преследований и военных преступлений в Сирии", - добавил Шериф Эльсаед-Али.

В Ливане - стране с шаткой экономикой и стремительно растущими долгами, численность населения выросла на 26% из-за притока беженцев из Сирии. Количество принятых там беженцев в 715 раз превышает общее число сирийцев, просивших убежище в странах ЕС в последние три года, и количество мест для переселенцев, предложенных государствами ЕС.

Отсутствие международной поддержки оборачивается катастрофическими последствиями. При этом пять основных принимающих стран, которые на сегодня разместили у себя не менее 95% сирийских беженцев, едва справляются. В последние месяцы Турция, Ливан и Иордания ввели жёсткие ограничения на въезд беженцев. Как следствие, многим не удаётся покинуть Сирию, и им грозит серьёзный произвол со стороны правительственных войск либо группировки, именующей себя "Исламское государство" (ИГ), а также других вооружённых группировок.

Amnesty International призывает переселить по меньшей мере пять процентов сирийских беженцев к концу 2015 года и ещё пять процентов к 2016 году. Таким образом всем, кого УВКБ ООН признало нуждающимися в переселении, найдётся место. Беженцы, нуждающиеся в переселении, включают переживших пытки, несопровождаемых детей и лиц, страдающих серьёзными заболеваниями.

"Конференцией ООН по объявлению взносов, которая состоится на следующей неделе, следует воспользоваться как возможностью изменить ситуацию. Правительствам пора предпринять смелые шаги, взяв на себя коллективную ответственность за этот кризис, и содействовать предотвращению новых страданий", - сказал Шериф Эльсаед-Али.

"Если такая маленькая страна со слабой экономикой и огромными долгами, как Ливан, может справиться с ростом численности своего населения на четверть, другие несомненно способны на большее в том что касается помощи", - добавил он.

Хотя наиболее состоятельные страны мира, в том числе США, Великобритания и Кувейт, внесли щедрый вклад в программу гуманитарной помощи ООН, одного этого недостаточно.

"Страны не могут облегчить свою совесть, заплатив деньги, а потом просто умыть руки", - сказал Шериф Эльсаед-Али. - "Конфликту в Сирии пока не видно конца, и в ближайшем будущем у беженцев практически нет шансов вернуться домой. Поэтому переселение является жизненно важной мерой помощи наиболее уязвимым из них. К тому же оно поможет облегчить бремя принимающим странам региона".

Даже из уже принятых обязательств по переселению беженцев, выполнена пока только малая доля. По состоянию на август 2014 года лишь 7000 беженцев, направленных УВКБ ООН на переселение, уехали в новые дома в принимающих странах.

"Апатия богатейших стран мира, свидетелями которой мы стали, усугубляется тем, что в различных странах Европы нагнетается страх по поводу растущего уровня иммиграции. Те, кто располагает для этого экономическими возможностями, должны сделать больше", - сказал Шериф Эльсаед-Али.

В действительности в последние три года общее число сирийцев, добравшихся до стран ЕС и попросивших там убежище, составило около 150 000 человек. Это примерно столько же, сколько прибыло в Турцию лишь за одну неделю в сентябре 2014 года, когда люди спасались от ИГ, наступавшего на сирийский город Кобани.

Справка

В пределах ЕС Швеция и Германия приняли наибольшее число сирийских просителей убежища. В общей сложности в последние три года в этих странах поступило 96 500 новых заявлений о предоставлении убежища от сирийцев, что составляет 64% всех таких заявлений в блоке.

Кроме того, обязательства Германии по переселению беженцев составили почти половину общемирового показателя. За исключением Германии пять крупнейших государств ЕС (Великобритания, Франция, Италия, Испания и Португалия) все вместе пообещали разместить лишь 2000 человек, что составляет всего 0,001% совокупного населения этих стран.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.