Последнее обновление: Среда, 19 июня 2019, 14:02 GMT

Специальные докладчики предостерегают от ущемления свободы слова в условиях конфликтов

Издатель Правовая программа организации ARTICLE 19
Дата публикации 4 мая 2015
Цитировать как Правовая программа организации ARTICLE 19, Специальные докладчики предостерегают от ущемления свободы слова в условиях конфликтов, 4 мая 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5549e7c44.html [последняя дата доступа 20 июня 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.
Сегодня на международной конференции ЮНЕСКО в Риге, посвящённой Всемирному дню свободы печати, четыре докладчика по вопросу о свободном выражении мнения представили Совместную декларацию 2015 года о свободе выражения мнения и ответных действиях в условиях конфликтов.

 

Совместная декларация 2015 года выработана в ответ на систематические выпады против свободы выражения мнения, которые характеризуются такими видами насилия, как вооружённые конфликты, террористические акты или широко распространённая организованная преступность, и ставят целью заглушить определённые голоса на международном, национальном и местном уровне. Государства прибегают к выпадам такого рода с целью ужесточить контроль над свободой выражения мнения и над СМИ.

 

Исполнительный директор организации ARTICLE 19 («Статья 19») Томас Хьюз отметил:

«ARTICLE 19 обеспокоена тем, что государства прибегают к разнообразным ограничениям с целью подавить свободу слова под видом урегулирования “конфликта” или “кризиса”. В их числе такие правовые меры, как принятие расплывчатых законов о государственной безопасности и об общественном порядке с излишне широкими формулировками, которые служат цели контролировать полемику в обществе, а также методы технического контроля, например, блокирование и фильтрация содержания сетевых материалов, отключение связи с помощью “аварийных выключателей” или запрет на использование криптографической защиты.

 

В своей совместной декларации спецдокладчики однозначно дают понять, что цензура не является эффективной ответной мерой в условиях конфликта и что открытая и критическая полемика должна стать важной составляющей любой стратегии, направленной на пресечение систематических выпадов против свободы выражения мнения и устранение их причин».

 

В числе рекомендаций государствам, представленных в совместной декларации, предлагаются следующие.

 

  • Политические лидеры не должны прибегать к систематическим выпадам против свободы выражения мнения в политических целях. Им следует избегать заявлений, поощряющих дискриминацию и как-либо иначе подрывающих принцип равенства и представляющих собой нападки на работников СМИ или представителей меньшинств.

 

  • Любые ограничения свободы выражения мнения должны отвечать строгим требованиям норм международного права, а государства не должны реагировать на кризисные ситуации дополнительными ограничениями свободы выражения мнения.

 

  • Государства должны воздерживаться от неоправданно широких ограничений, связанных с «терроризмом». Уголовная ответственность за высказывания, связанные с терроризмом, должна применяться лишь к тем, кто побуждает к нему других; при этом не следует прибегать к таким расплывчатым понятиям, как «превозношение», «оправдание» или «поощрение» терроризма.

 

  • Фильтрация материалов в интернете с использованием «аварийных выключателей» (то есть отключение целых участков систем связи) и взятие под физический контроль телерадиовещательных станций — это меры, неприемлемые в рамках норм международного права в области прав человека.

 

  • Лица, сообщающие о нарушениях, подлежат защите от правовых, административных и служебных санкций.

 

  • Государства должны принять эффективные меры для предупреждения нападений на журналистов и других лиц, пользующихся правом на свободное выражение мнения, и бороться с безнаказанностью. Кроме того, они должны защищать журналистов и других лиц, пользующихся правом на свободное выражение мнения, которым грозят нападения.

 

  • В условиях систематических выпадов против свободы выражения мнения негосударственные субъекты непосредственно несут ответственность за свои действия, если последние противоречат нормам внутригосударственного законодательства, международного гуманитарного или уголовного права.

 

  • Чрезвычайное положение следует вводить лишь в соответствии с предписаниями норм международного права, в том числе в ситуациях, представляющих угрозу жизни государства.

 

  • Государства и частные субъекты связаны обязательством соблюдать нормы международного гуманитарного права даже в случаях несостоятельности принципа верховенства закона, в том числе положения, предусматривающих обращение с журналистами как с гражданскими лицами, а не как с участниками боевых действий.

 

Четыре докладчика по вопросу о свободе выражения мнения: Дэвид Кей, Специальный докладчик ООН по вопросу о свободе убеждений и их свободном выражении; Дунья Миятович, представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы СМИ; Эдисон Ланса, Специальный докладчик Организации американских государств по вопросу о свободном выражении мнения; Пэнзи Тлакула, Специальный докладчик Африканской комиссии по правам человека и народов по вопросу о свободе выражении мнения и свободном доступе к информации.

ARTICLE 19 координирует выработку Совместных деклараций с 1999 года.

Искать на Refworld