Необходимо лучше защищать права человека женщин и девушек - беженцев и мигрантов

Впервые с начала кризиса беженцев и мигрантов в Европе потоки женщин и детей по количеству превышают потоки взрослых мужчин. Притом что в 2015 году около 70% передвигающихся групп населения составляли мужчины, ныне около 60% беженцев и других мигрантов, перемещающихся в Европу, составляют женщины и дети. Это также означает, что еще больше женщин и детей рискуют своими жизнями и погибают в Средиземном море и на маршрутах в Европу, проходящих по суше. Из более чем 360 человек, которые погибли в Средиземноморье в январе 2016 года, треть составляли женщины и дети. В феврале этого года женщина и девочка-подросток  были найдены погибшими от холода в горах Болгарии, поблизости с турецкой границей.

Миграция женщин – это не новое явление, но оно растет, так же как и растет незащищенность женщин – беженцев и – мигрантов от эксплуатации, торговли людьми, дискриминации и надругательств. Особый риск угрожает одиноким женщинам, которые передвигаются в одиночку или с детьми, беременным и кормящим женщинам, девушкам-подросткам, а также пожилым женщинам - и это требует скоординированных и эффективных мер по их защите. Полагая, что нынешняя реакция на потребности женщин и детей – беженцев и -мигрантов со стороны правительств, участников гуманитарных операций и учреждений ЕС является недостаточным, правозащитные организации, в том числе и Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и организации по защите прав женщин призвали принять незамедлительные меры.

Трудности, с которыми сталкиваются женщины и девушки - беженцы и -мигранты

Многие из этих женщин и девушек бегут из таких стран, как Сирия и Афганистан, где они подвергались преследованиям и насилию на сексуальной и гендерной почве, в том числе и насилию, связанному с войной. После того как они вынуждены были покинуть свои страны, они надеются обрести безопасность и защиту в соседних странах. Однако в некоторых из этих стран они продолжают сталкиваться с нарушениями прав человека и дискриминацией. Организация "Эмнисти интернэшнл" сообщала о сексуальном насилии и эксплуатации сирийских женщин-беженцев в Ливане. Эта организация отмечала, что особый риск угрожает женщинам, которые являлись главами своих семей, не имеявзрослых родственников-мужчин, при этом у таких женщин низкий уровень защиты или они совсем не защищены и не имеют доступа к правосудию.

УВКБ ООН, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Комиссия по женщинам-беженцам недавно провела оценку рисков, связанных с защитой женщин и девушек во время их передвижения в Грецию и далее в Европу. Они установили, что и женщины, и девушки, особенно те, кто передвигается в одиночку, сталкиваются с особо высоким риском некоторых форм насилия, в том числе сексуального насилия со стороны тех, кто незаконно провозит людей, а также со стороны преступных групп и индивидумах в странах по маршруту следования. Была выражена обеспокоенность и в связи с тем, что власти и гуманитарные организации не сознают наличия сексуального и гендерного насилия, которому подвергается эта группа. Это также связано с отсутствием данных об этих преступлениях и колебании жертв рассказать о пережитом. Имеются также сообщения о случаях сексуального насилия со стороны охранников центров приема беженцев, транзитных центров, в том числе и на территории европейских стран.

Серьезную обеспокоенность вызывает и содержание под стражей женщин-мигрантов, в том числе беременных женщин. Прискорбно то, что расширяется использование содержания под стражей иммигрантов в Европе. Женщины часто содержатся вместе с мужчинами, которые не являются членами их семей. "Горячие точки" в Греции и Италии, которые первоначально предусматривались как центры приема и регистрации мигрантов, могут на самом деле превратиться в центры содержания под арестом, со всеми теми рисками, которые возникают в этой связи для группы женщин-мигрантов. Страсбургский суд установил нарушение Европейской конвенции о защите прав человека по ряду дел, которые были связаны с неудовлетворительными условиями содержания женщин-мигрантов, включая беременных женщин.

Существует все большая озабоченность в связи с отсутствием адекватных условий приема для беженцев и мигрантов и серьезных негативных последствий этого для физической безопасности, достоинства и здоровья женщин-беженцев и -мигрантов. Меня проинформировали об этой проблеме в Центре временного размещения мигрантов в Мелилле (Испания), который я посетил в 2014 году. В Германии прилагаются усилия для того, чтобы обеспечить условия раздельного проживания и достаточную медицинскую помощь для уязвимых групп, таких как беременные женщины и женщины, пережившие травмы, но на практике это не всегда возможно в связи с огромным числом нуждающихся. Серьезную озабоченность вызывает и то, что подобные неудовлетворительные условия приема порождают насилие, в том числе и насилие сексуального характера в отношении женщин-мигрантов. Такая ситуация особо сложна на греческих островах, в отношении которых поступают сведения о том, что условия приема зачастую не отвечают минимальным стандартам.

Количество женщин - беженцев и – мигрантов, живущих в отвратительных условиях в барачных поселках или стихийных поселениях в Кале во Франции и в его окрестностях, растет с 2009 года. Сейчас они составляют около 14% всего мобильного населения в этом регионе. Врачи и добровольцы из организации "Гинекология без границ", которые осуществляют посещения этих мест, стали свидетелями тех трудностей, с которыми там сталкиваются женщины – беженцы и -мигранты, в силу отсутствия базовых жизненных условий и доступа к нормальной охране здоровья, в том числе и репродуктивного здоровья. Отмечались случаи сексуального насилия в отношении женщин, включая изнасилования, которые приводили к беременности. Однако о большинстве из этих преступлений не сообщается, по разным причинам, в том числе из-за того, что жертвы боятся ответных действий. Организация "Врачи без границ" также сообщала о бесчеловечных условиях жизни для многих беременных женщин-мигрантов в Греции.

Доступ женщин – беженцев и – мигрантов к правосудию и к убежищу

Один из важных аспектов защиты прав человека женщин – беженцев и – мигрантов, в частности, женщин, ставших жертвами насилия, состоит в том, чтобы обеспечить им эффективный доступ к правосудию. Также очень важно установить контакт с теми жертвами, которые нуждаются в помощи, но не в состоянии сообщить о преступлениях. Женщины – беженцы и – мигранты, находящиеся в положении, которое не соотвествует правилам и ставшие жертвами насилия или иных форм домогательств, находятся в особо трудном положении, ибо они могут избегать подавать жалобы. Особое внимание следует уделять женщинам-мигрантам из числа рома-цыган и недееспособным женщинам, которые могут сталкиваться с дополнительными барьерами (в том числе и культурного характера), препятствующие им в том, чтобы сообщать о насилии в полицию и получать соответствующую защиту.

Процедуры, связанные с убежищем, должны учитывать гендерные факторы. Это требует, помимо прочего, привлечения большего числа женщин для проведения собеседований и женщин-переводчиков для процедур, связанных с убежищем.  Полезные практические рекомендации для национальных властей и гуманитарных работников в этой области содержатся в Пособии УВКБ по защите женщин и девушек (2008), а также в  Гендерном пособии IASC.

Парламентская ассамблея Совета Европы порекомендовала, чтобы государства-члены должным образом учитывали гендерное насилие и гендерные преследования в своих системах предоставления убежища, начиная со сбора, анализа и публикации статистических данных и информации по этому вопросу.

В этом контексте следует отметить, что Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция) конкретно предусматривает защиту женщин-беженцев от насилия. Конвенция требует,  чтобы члены Конвенции обеспечивали законодательные рамки для признания гендерного насилия как форму преследования , в соответствии с Конвенцией о беженцах ООН. Кроме того, государства должны разрабатывать процедуры приема и службы поддержки для лиц в поиске убежища с учетом гендерных факторов. Также, в Конвенции предусматривается, чтобы необходимые законодательные или иные меры должны обеспечивать, чтобы женщины-мигранты, ставшие жертвами домашнего насилия, чей статус проживания зависит от статуса супруга или партнера, получали независимые разрешения на проживание, без учета продолжительности замужества или отношений, в случае расторжения таких отношений.

Что необходимо сделать?

В целом все государства должны сделать приоритетом более гуманную политику в сфере миграции. Европейские страны обязаны обеспечивать безопасное передвижение и доступ к убежищу, улучшать условия приема, укреплять эффективную интеграцию в принимающие общества и обеспечивать более справедливое распределение лиц в поисках убежища.

При разработке и реализации такой политики особое внимание следует уделять ситуации женщин, девушек и детей, в особенности жертв сексуального и гендерного насилия. УВКБ ООН, ЮНФПА и Комиссия по женщинам-беженцам всвязи с этим выдвинули ряд рекомендаций. Они призывают государства создать скоординированную систему реагирования внутри стран и вне границ, которая бы защищала женщин и девушек. Государства и учреждения ЕС должны признать риски, связанные с защитой, и выделить персонал и установить процедуры, конкретно направленные на то, чтобы предупреждать, выявлять и реагировать на сексуальное и гендерное насилие. В этой связи особое внимание следует уделять тому, что женщины – беженцы и мигранты сдержанно относятся к тому, чтобы сообщать о насилии или же обращаться к соответствующим службам. Центры приема и структуры размещения должны быть безопасными, доступными и учитывать интересы женщин и девушек. И последняя, но существенная мера– чрезвычайно важно в приоритетном порядке рассматривать женщин и детей и лиц, выживших сексуальное и гендерное насилие в рамках процедур воссоединения семей, а также при принятии решений о перемещении и смене местожительства. Если это будет делаться, то это уменьшит стимулы для этих женщин и девушек передвигаться с использованием опасных, незаконных средств и снизит уровень их незащищенности от сексуального и гендерного насилия. 

Нилс Муйжниекс

Список полезных документов

Европейский суд по правам человека, дело "Mахмуди (Мahmudi) и другие против Греции", постановление от 31 июля 2012 года и дело "Aден Ахмет (Аden Ahmet) против Мальты", постановление от 23 июля 2013 года

Парламентская ассамблея Совета Европы, Резолюция 1765 (2010) о гендерно-обоснованных заявлениях о предоставлении убежища

Права женщин и гендерное равенство в Европе, Доклад "круглого стола" с правозащитниками, организованного Бюро Комиссара Совета Европы по правам человека (Вильнюс, 6-7 июля 2015 года)

Защита прав мигрантов в Европе 
Доклад "круглого стола" с правозащитниками, организованного Бюро Комиссара Совета Европы по правам человека (Париж, 5 октября 2012 года)

Руководящие принципы УВКБ ООН о международной защите № 1: преследование по гендерному признаку в контексте статьи 1A (2) Конвенции 1951 года и/или Протокола к Конвенции, касающегося статуса беженцев, от 1967 года HRC/GIP/02/01, (2002)

УВКБ ООН, Заключения о риске для женщин и детей, размещено по ссылке: http://www.refworld.org/docid/45339d922.html (2006)

УВКБ ООН, Меры против сексуального и гендерного насилия: обновленная стратегия, Отдел международной защиты, размещено по ссылке: http://www.unhcr.org/4e1d5aba9.pdf (2011)

УВКБ ООН, Документ о позиции в отношении насилия против женщин и детей в Европейском союзе и лиц, вызывающих обеспокоенность УВКБ ООН, размещено по ссылке: http://www.refworld.org/docid/5326ab594.html (2014)

УВКБ ООН, ЮНФПА и Комиссия по женщинам-беженцам, Первоначальный оценочный доклад: Защита от рисков женщин и детей в европейском кризисе беженцев и мигрантов (январь 2016 года)

Комиссия по женщинам-беженцам: отсутствие безопасности для женщин-беженцев по европейскому маршруту: Доклад о Балканах (январь 2016 года)

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.