Последнее обновление: Пятница, 16 августа 2019, 05:47 GMT

Закон Российской Федерации об иностранных агентах не соответствует правам человека

Издатель Совет Европы
Дата публикации 13 июля 2017
Цитировать как Совет Европы, Закон Российской Федерации об иностранных агентах не соответствует правам человека, 13 июля 2017, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5981e9874.html [последняя дата доступа 18 августа 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

"Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях не соответствует международным и европейским стандартам в области прав человека", - написал Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс в своих комментариях, представленных в Европейский суд по правам человека и опубликованных сегодня по группе дел, в которых оспаривается так называемый "закон об иностранных агентах ".

"Применение этого закона оказывает сдерживающий эффект на работу организаций гражданского общества в Российской Федерации и представляет собой вмешательство в права на свободу объединений и свободу выражения мнений многих некоммерческих организаций и правозащитников, иногда приводя к серьезным последствиям. Помимо проблем с обеспечением финансирования, затронутые организации и работающие в них сотрудники могут быть подвержены маргинализации, травле, преследованиям и даже физическим нападениям."

Комиссар согласен с оценкой представителей институтов по правам человека в Российской Федерации в отношении того, что применение закона об иностранных агентах по-прежнему выявляет концептуальную расплывчатость термина "политическая деятельность", как это толкуется исполнительной властью, органами прокурорского надзора, а также судебной властью. "Деятельность, которую закон квалифицирует как "политическую", на самом деле является распространенной, основополагающей и естественной формой осуществления организациями гражданского общества своей работы, что в свою очередь является важнейшим элементом демократического общества. Применение этого закона в отношении организаций гражданского общества, выступающих за изменения в законодательстве и практике, либо организаций, занимающихся защитой прав человека, в значительной степени ослабляет их роль стражей общественных интересов, необходимых в любом демократическом обществе."

Комиссар Муйжниекс также подчеркнул, что в соответствии с международными стандартами в области прав человека некоммерческие организации "могут свободно обращаться за финансированием и получать его, причем не только от публичных органов власти в своем собственном государстве, но и от институциональных или индивидуальных доноров, другого государства или многосторонних учреждений, с учетом ограничений, связанных исключительно с таможенными правилами, нормами обмена валюты и борьбой с отмыванием денег, а также с выборами и финансированием политических партий. Требования отчетности организаций должны устанавливаться на равной и непредвзятой основе, независимо от источников дохода."

Выступление третьей стороны представляет собой дополнительный инструмент, имеющийся у комиссара для содействия защите прав человека. Европейская конвенция о правах человека предусматривает такое участие в судебном процессе комиссара, которое в свою очередь основано на его тематической или пострановой работе. Комментарии комиссара не содержат замечаний в отношении фактов или существа дела, но представляют собой объективную и беспристрастную информацию по тем аспектам ситуации в целом, вызывающим обеспокоенность комиссара.

Искать на Refworld