Реакция Генерального секретаря на известия о выселении французской полицией в Париже сотен цыган

«Очень важно, чтобы французские власти обеспечили адекватным альтернативным жильем всех, в том числе детей и пожилых людей, кто вынужден покинуть лагерь ''Petite Ceinture''. Тем более, что эту акцию решено провести в зимнее время», ― заявил Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд.

«По оценкам, в прошлом году во Франции 11.000 цыган были выселены из их жилья.

Нет никаких оснований полагать, что политика массового принудительного выселения принесет долгосрочное решение проблемы отчуждения и предрассудков в отношении многочисленных цыган.

Напротив, принудительные выселения могут оказаться контрпродуктивными, поскольку они нередко мешают учебе детей цыган и сдерживают усилия тех, кто предоставляет общинам цыган базовую медицинскую помощь, проводя, например, кампании вакцинации».

Речь в этом деле, рассмотренном Европейским судом по правам человека, идет о выселении ряда семей кочевников, проживавших на протяжении многих лет в одном и том же месте. Местный суд постановил, чтобы эти семьи выселились оттуда под страхом наказания за несоблюдение своего  решения. И хотя насильственное выселение не проводилось, многие семьи выехали. Только четыре семьи были обеспечены альтернативным социальным жильем; условия для размещения остальных семей в так называемых семейных помещениях не были созданы. Четырнадцать заявителей обратились с жалобой, в частности, на то, что требование к ним покинуть участок, который они занимали на протяжении многих лет, является нарушением их права на уважение их личной и семейной жизни и жилища.

Суд постановил, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни и жилища) Конвенции. Он, в частности, отметил, что суды, несмотря на признание отсутствия срочности выселения и ненанесение незаконного  ущерба, не приняли во внимание длительность периода, на протяжении которого заявители там проживали, и терпимость муниципальных властей к ситуации, тем самым нарушив право на жилище, положения статей 3 и 8 Конвенции и прецедентное право Европейского Суда.  В этой связи Суд указал на многочисленные международные и Совета Европы правовые инструменты, подчеркивающие необходимость обеспечивать заинтересованным лицам альтернативное жилье в случаях принудительного выселения цыган или представителей кочевых групп населения. Власти страны должны были принять во внимание тот факт, что заявители принадлежали к уязвимому меньшинству. При принятии решений о незаконности захвата земли и о возможном предоставлении альтернативного жилья это означало необходимость обратить особое внимание на их потребности и их необычный образ жизни.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.