Борьба с насилием в отношении женщин должна стать главным приоритетом

1 августа вступит в силу Стамбульская конвенция - поворотный в истории договор Совета Европы, посвященный предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и бытовым насилием. И это весьма своевременно. Насилие в отношении женщин остается одним из наиболее широко распространенных нарушений прав человека, имеющих место в Европе ежедневно; насилие со стороны близкого партнера по-прежнему является одной из основных причин неслучайных смертей, травм и инвалидности женщин. Данная трагическая ситуация является результатом целого ряда социальных, экономических и культурных причин, при этом общим фоном для них служит явное неравенство между мужчинами и женщинами. Стамбульская конвенция может стать мощным стимулом для продвижения в решении этого неотложного вопроса защиты прав человека.

Если мы посмотрим на имеющиеся данные, то сможем лучше осознать всю срочность возникшей ситуации. По имеющимся оценкам, каждый день в Европе от гендерного насилия погибают, по крайней мере, 12 женщин. Согласно статистическим данным за 2013 год от бытового насилия во Франции погибли 121 женщина, в Италии - 134, в Португалии - 37, в Испании - 54. В Соединенном Королевстве в период с 1 Апреля 2012 по 31 Марта 2013 84 женщины были убиты своими тогдашними или бывшими партнерами. В Азербайджане 83 женщины были убиты и 98 совершили самоубийство в результате бытового насилия, а данные, собранные СМИ в Турции, свидетельствуют о том, что в прошлом году от рук мужчин погибли, по крайней мере, 214 женщин, в основном в результате бытового насилия и часто, несмотря на то, что эти женщины просили уполномоченные органы предоставить им защиту. Такая же тревожная тенденция отражается и в имеющихся данных по многим европейским странам за первые шесть месяцев 2014 года.

В недавнем исследовании ООН говорится о том, что бытовое насилие со смертельным исходом составляет 28% всех умышленных убийств в Европе. Женщин чаще, чем мужчин, убивают их близкие: притом, что близкий партнер или насилие в семье являются причиной 18% убийств среди мужчин, эта цифра возрастает до 55%, когда речь заходит о женщинах. Эти показатели в разных странах разные, но явление это существует во всей Европе, так 89% женщин погибают от рук партнера или члена семьи в Албании, 80% - в Швеции и 74% - в Финляндии. Если же посмотреть на бытовое насилие без смертельных исходов, то и эти цифры остаются ужасающими: так, например, в Украине в 2013 году было зарегистрировано 160 000 случаев бытового насилия, при этом исследование показало, что 68% женщин страдают от насилия в семье. В Ирландии в 2012 году было зарегистрировано почти 15 000 случаев бытового насилия.

Насилие в отношении женщин не ограничивается отношениями с партнером или внутри семьи, и это широко признано в Стамбульской конвенции, где говорится также о таких сферах гендерного насилия, как преследование, сексуальное домогательство, сексуальное насилие и изнасилование. Согласно исследованию, опубликованном в марте Агентством по основным правам Европейского Союза (АОП), каждая пятая женщина (22%) в возрасте от 15 лет сталкивается с физическим насилием со стороны другого лица, помимо своего партнера. Что касается преследования, которое в наши дни включает также и киберпреследование, то в 28 странах-членах ЕС 18% женщин сталкивались с преследованиями, начиная с 15-летного возраста, и 5% женщин сталкивались с этим в предшествующие опросу 12 месяцев. Это означает, что за последние 12 месяцев примерно 9 миллионов женщин в 28 странах ЕС сталкивались с преследованиями. К тому же 45% женщин в ЕС, по крайней мере, раз в своей жизни сталкивались с сексуальными домогательствами.

Вступление в силу Стамбульской конвенции необходимо приветствовать еще и потому, что она будет способствовать прекращению насильственных браков, практики обрезания женских половых органов, насильственных абортов и стерилизации. Европа не исключение относительно этих форм насилия: в своей Резолюции 2012 года Европейский парламент отметил, что примерно 500 000 женщин и девушек в Европейском Союзе пережили обрезание женских половых органов, при этом 180 000 других каждый год находятся в зоне риска и могут быть подвержены этой процедуре.

И хотя эти цифры огромны, на самом деле они отражают лишь часть реальной ситуации, ибо женщины, как правило, редко сообщают о случаях насилия, в основном из-за недоверия к правоохранительным органам. И это понятно, поскольку довольно часто государственные учреждения не реагируют на обращения тех женщин, которые набираются смелости и сообщают о соответствующих фактах. Как показывает прецедентная практика Европейского суда по правам человека, государства не только часто не могут их защитить, но и не выполняют свои обязательства по проведению надлежащего расследования дел, связанных с гендерным насилием, не предоставляют эффективных средств правовой защиты и не принимают адекватных мер по предупреждению дальнейшего насилия. Примером этого является недавнее дело, в рамках которого национальный суд обязал французское государство выплатить компенсацию семье молодой девушки, убитой ее бывшим партнером, суд пришел к выводу, что "противоправное и неоднократное нарушение со стороны жандармерии (является) серьезной халатностью и без сомнения, напрямую, связанно с этим убийством".

Такое отсутствие внимания к жертвам со стороны полиции свидетельствует о пренебрежительном отношении государств к женщинам - жертвам насилия. Недавнее аналитическое исследование, проведенное Советом Европы, показывает, что, несмотря на то, что базовая профессиональная подготовка полиции в отношении насилия против женщин проводится в 44 из 47 государств-членов Совета Европы, но лишь 29 из них обеспечивают дополнительную специальную подготовку для полицейских по данной теме. Такое отсутствие подготовки может быть одной из причин недостаточно эффективных действий полиции во многих странах, когда речь идет о жертвах бытового насилия. Доклады констатируют, что в некоторых случаях сотрудники полиции пытаются убедить женщин не подавать жалобу. В других случаях их поведение свидетельствует о неуважении человеческого достоинства и чувстве безнаказанности. Яркий пример этого - случай в Соединенном Королевстве, когда два сотрудника полиции вульгарно оскорбили 19‑летнюю женщину, пытавшуюся подать жалобу на бытовое насилие. Данный случай вызвал общественный гнев и политическое осуждение, и в отношении этих сотрудников в настоящее время проводится расследование. Однако нанесенный моральный вред от этого остается, что является тревожным сигналом, свидетельствующем об отношении полиции к женщинам. Более того, доклад показывает, что отсутствие реакции полиции на жертв бытового насилия в Соединенном Королевстве далеко не ограничивается отдельным этим делом.

Отсутствие реагирования усугубляется и недостаточной поддержкой жертв. Мест в убежищах для женщин явно не достаточно, при этом меры жесткой экономии, принятые во многих странах, еще больше сокращают число таких мест, тем самым повышая степень уязвимости женщин. В Швеции статистика показывает, что 60% женщин, подвергшихся насилию, не получают мест в убежищах. В Соединенном Королевстве сокращение средств также может привести к тому, что тысячи жертв могут подвергнуться новым или повторяющимся актам насилия.

Сокращение выделяемых средств приводит и к дополнительным угрозам здоровью женщин, ставших жертвами насилия. Как предупредила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), "насилие сопровождается целым рядом отрицательных последствий для физического, в том числе сексуального и репродуктивного, а также для психического здоровья женщин и девушек". Такая оценка, подтвержденная доказательствами, в мае прошлого года способствовала принятию государствами-членами ВОЗ резолюции, направленной на усиление реакции со стороны систем здравоохранения на насилие в отношении женщин.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости более решительных действий со стороны государств в борьбе с насилием в отношении женщин и бытовым насилием, исходя при этом из необходимости защиты жертв. Отвечая на такую потребность, Стамбульская конвенция предусматривает целый комплекс необходимых мер, и в этом смысле она является действительно уникальной. Будучи сконцентрированной на нескольких формах насилия в отношении женщин, Конвенция исходит из интересов жертв и содержит комплексный набор практических инструментов, которые могут помочь улучшить реагирование со стороны всех соответствующих участников. Конвенция возлагает на Стороны ответственность за предупреждение насилия, защиту жертв и наказание лиц, совершающих акты насилия, а также обязывает принять меры, необходимые для формирования комплексной политики в этих сферах. Это крайне важно, поскольку мы можем надеяться положить конец насилию в отношении женщин только в том случае, если будут разрушены гендерные стереотипы и роли, будет изменено отношение людей, внесены поправки в законы, а женщины получат дополнительные возможности и свободный доступ к правосудию. Чрезвычайно важно и то, что в Конвенции предусматривается создание конкретного мониторингового механизма для обеспечения эффективного выполнения ее положений Сторонами.

В настоящий момент Стамбульскую конвенцию ратифицировали 13 государств-членов Совета Европы[1]. Помимо этого, 23 страны заявили о своей политической готовности подписать ее, но в тоже время 11 стран не предприняли вообще никаких-либо действий[2]. Надеюсь, что данная важная Конвенция будет ратифицирована не только всеми государствами-членами Совета Европы, но и многими другими странами мира, а также ЕС.

Это не повысит уровень безопасности женщин за один день, но явно ознаменует поворот в правильном направлении, давая надежду миллионам женщин.

[1] Австрия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Дания, Испания, Италия, Португалия, Сербия, Турция, Франция, Черногория и Швеция.

[2] Азербайджан, Армения, Болгария, Кипр, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Республика Молдова, Российская Федерация, Чешская Республика и Эстония.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.