Новая повестка дня в сфере развития должна обеспечивать соблюдение прав человека

Большинство европейских стран привыкли рассматривать Повестку дня Организации Объединенных Наций (ООН) в сфере развития как нечто "на экспорт", что напрямую не относится к самой Европе. Однако экономический кризис и меры жесткой экономии сделали всемирную повестку дня актуальной и для нашего континента. Повестка дня устойчивого развития до 2030 года, выдвинутая на саммите ООН в Нью-Йорке 25-27 сентября 2015 года, направлена на то, чтобы положить конец бедности во всех ее проявлениях и повсюду. Семнадцать целей устойчивого развития включают масштабную "дорожную карту" для мира, которая никого не оставляет на обочине и основана на всеобщем соблюдении прав человека. Европа должна придерживаться этой Повестки дня во благо наиболее уязвимых лиц в наших обществах.

Всемирная повестка дня в сфере развития

Повестка дня устойчивого развития до 2030 года ("Повестка дня 2030") заменяет собой Цели развития тысячелетия (ЦРТ), которые были согласованы правительствами в 2000 году и срок реализации которых завершается к концу этого года. В восьми ЦРТ излагаются основные задачи в области борьбы с крайней бедностью, начального образования, гендерного равенства, детской смертности, материнского здоровья, профилактики заболеваний, устойчивости окружающей среды и глобального партнерства во имя развития. В ЦРТ в основном ставились задачи для развивающихся стран, но при этом финансирование обеспечивалось развитыми странами, включая Европу. Основная задача – сократить в два раза крайнюю бедность – была выполнена.

С другой стороны, Повестка дня 2030 основана на реализации целей во всем мире, хотя в ней и признается принцип "общей, но дифференцированной ответственности", что учитывает различия в ситуациях в странах. Правительства европейских стран и ЕС рассматриваются в их роли не только как финансирующие официальную помощь развитию (ОПР), но от них ожидается и то, что они будут выполнять эту Повестку дня в своих странах. Это – важнейшее изменение в акцентах и именно поэтому Повестка дня 2030 напрямую касается Европы.

Права человека и развитие

Притом что ЦРТ не были разработаны для того, чтобы устранять глубинные причины бедности и неравенства и напрямую не содержали ссылку на права человека, в Повестке дня 2030 подход принят более всеобъемлющий. Новые 17 целей устойчивого развития (ЦУР – также называемые "Глобальные цели") и их 169 задач не только направлены на искоренение бедности и голода во всех их формах, но и "призваны реализовать права человека всех людей и обеспечить гендерное равенство". Такой подход Повестки дня, ориентированный на людей, направлен на то, чтобы обеспечить такое положение, когда все люди смогут реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства, что соответствует Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ). Устойчивость планеты, всеобщее процветание, мирные, справедливые и инклюзивные общества, а также глобальное партнерство в поддержку устойчивого развития – именно эти и другие аспекты лежат в основе ЦУР.

В Повестке дня 2030 предвосхищается "мир, в котором царит всеобщее уважение прав человека и человеческое достоинство, верховенство права, справедливость, равенство и недискриминация". Эта Повестка дня конкретно основывается на ВДПЧ и международных договорах по правам человека, здесь подчеркивается ответственность всех государств уважать, защищать и продвигать права человека. Сильный упор делается на расширение потенциала женщин и уязвимых групп, таких как дети, молодежь, лица с ограниченными возможностями, люди, живущие с ВИЧ/СПИД, пожилые люди, коренное население, беженцы, внутренне перемещенные лица и мигранты.

И хотя в Повестке дня 2030 используются сильные формулировки в отношении прав человека, прежде всего в ее преамбуле, она не отвечает ожиданиям такого похода, который в полной мере основывался бы на правах человека. Например, при итоговых переговорах, конкретная ссылка на ответственность государств "реализовывать" права человека была опущена и заменена словом "содействовать". Положения о недискриминации также были сделаны менее четкими, хотя список защищаемых признаков остается открытым. В качестве компромисса было решено к более общим формулировкам по правам человека, которые уже изложены в статьях 8 и 9 Итогового документа Конференции Рио+20 за 2012 год, в котором устанавливается связь между устойчивым развитием и правами человека. Следует также отметить, что ЦУР в отношении инклюзивных и подотчетных обществ и доступа к правосудию составлены не в терминологии прав человека, хотя большинство из этих задач имеют важнейшее значение для соблюдения гражданских и политических прав.

Меры жесткой экономии

Меры жесткой экономии выявили актуальность Повестки дня 2030 для Европы. Ведь и в ЕС бедность является жизненной реальностью. В 2013 году 122,6 млн человек, или 24,5% населения ЕС находились под угрозой бедности и социального отчуждения. Более трети населения находились под этим риском в Болгарии (48%), Румынии (40,4%), Греции (35,7%), Латвии (35,1%) и Венгрии (33,5%). При этом в большинстве стран ЕС с более высоким риском бедности или социальной отчужденности сталкиваются дети, по сравнению с остальным населением. Статистические данные ЕС в этом плане в 2013 году дают цифру 27,6%. В 2010 году ЕС взял на себя обязательство вывести по крайней мере 20 млн человек из-под риска бедности или отчуждения к 2020 году. Необходимо предпринять намного более масштабные усилия для того, чтобы достичь этой цели, ибо нынешние статистические данные по ЕС остаются еще хуже, чем это было в 2008 году.

В Повестке дня 2030 содержится обязательство содействовать занятости молодежи и обеспечению достойного труда для всех. Молодежная безработица (среди молодежи до 25 лет) остается важнейшей проблемой в Европе. В июле 2015 года безработными в ЕС были 7,5 млн молодых людей, или 20,4%. Самый высокий уровень наблюдается в Греции (51,8%), Испании (48,6%), Хорватии (43,1%) и Италии (40,5%). Еще одна значимая цифра – в 2013 году 7,5 млн молодых людей в ЕС находились вне системы образования, занятости или профессиональной подготовки (NEET), то есть почти на миллион больше, чем в 2008 году. И хотя в ЕС цифры безработицы стали снижаться, по-прежнему очевидно, что молодежь сталкивается с серьезными проблемами в отношении интеграции на рынке труда.

Одна из целей Повестки дня 2030 – всеобщее медицинское обсуживание. Меры жесткой экономии привели к значительным сокращениям в сфере здравоохранения во многих европейских странах. Расходы на государственное здравоохранение в Европе во время экономического кризиса резко сократились, а выплаты со стороны потребителей возросли. Согласно статическим данным ОЭСР в сфере здравоохранения за 2015 год, в 2013 году расходы на медицину продолжали сокращаться в Греции, Италии и Португалии, а большинство стран ЕС сообщили о том, что реальные расходы на здравоохранение на душу населения находятся ниже уровня 2009 года.

Лица с ограниченными возможностями, рома-цыгане и мигранты

Помимо детей и молодежи, в Европе существуют другие уязвимые группы, чье право на устойчивое развитие должно быть признано. Например, ЦУР в плане обеспечения инклюзивного и равного по качеству образования для всех имеют особое значение для лиц с ограниченными возможностями, рома-цыган и мигрантов. Во многих европейских странах дети с ограниченными возможностями и дети рома-цыган по-прежнему проходят отдельное обучение, хотя должная поддержка позволила бы им в полной мере интегрироваться в образование для всех. Кроме того, слишком много иммигрантов выпадают из системы образования досрочно.

В предыдущем Комментарии по правам человека я отметил, что бедность, сохраняющаяся дискриминация и социальная маргинализация являются основными глубинными причинами дефицита инклюзивного образования, и такую ситуацию нужно изменить, благодаря решительным и систематическим действиям всех европейских государств. Следует отметить, что одна из ЦУР направлена на сокращение неравенства в странах и на поощрение социального, экономического и политического участия всех людей.

В Повестке дня 2030 признается позитивный вклад мигрантов в инклюзивный рост и устойчивое развитие. Это весьма актуально для нынешнего европейского контекста, когда отмечается приток значительного числа вновь прибывающих. В ЦУР содержится призыв в полной мере соблюдать права человека и обеспечивать человеческое обращение с мигрантами, беженцами и перемещенными лицами, и в то же время подчеркивается необходимость учитывать особые потребности людей, проживающих в районах, затронутых сложными гуманитарными и чрезвычайными ситуациями. Европа должна реализовать свою ответственность в отношении мигрантов и беженцев. ЦУР направлены на борьбу с изменением климата и на охрану окружающей среды, а это может оказать влияние на миграцию и перемещение людей.

Ресурсы и роль частного сектора

Естественно, остается серьезный вопрос – как выявить ресурсы для глобальной реализации ЦУР. Притом что в этом контексте по-прежнему будет действовать официальная помощь развитию (ОПР), важнейшую роль будут играть мобилизация национальных ресурсов, передача технологий и партнерство между многочисленными участниками. Согласованный Механизм по содействию передаче технологий является примером многоуровневого сотрудничества, охватывающего государства, гражданское общество, частный сектор, научное сообщество и ООН. Вполне вероятно, что все более широкое участие в деятельности по развитию будет принимать частный сектор.

Повестка дня 2030 выделяет роль частного сектора и государственно-частного партнерства в преодолении вызовов на пути устойчивого развития, уделяя при этом внимание защите прав трудящихся и стандартам окружающей среды и здоровья. Конкретно упоминаются стандарты МОТ в сфере труда, Конвенция о правах ребенка и Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека. Готовятся и новые инициативы, которые уточнят соответствующие обязательства в сфере прав человека со стороны государств и сектора бизнеса. Совет ООН по правам человека начал проводить процесс подготовки юридически обязывающего инструмента по правам человека, призванного регулировать деятельность транснациональных корпораций и других частных компаний. Еще одно новое событие – принятие национальных планов действий по вопросам бизнеса и правам человека, что делают все больше стран в Европе и в других регионах мира.

Индикаторы и последующие меры

Актуальность прав человека в Повестке дня 2030 будет также зависеть от выбора конкретных индикаторов для мониторинга реализации этой повестки дня. В настоящее время такие индикаторы разрабатываются, и исследование, проведенное Институтом прав человека Дании, свидетельствует о том, что многие из предлагаемых индикаторов полезны также и для измерения степени соблюдения прав человека. Например, дезагрегированные данные о проценте населения, охватываемого схемами социальной защиты, могут стать индикаторами для искоренения бедности. Доля женщин и девушек, подвергающихся насилию со стороны своего интимного партнера, может стать индикатором гендерного равенства. Уровень безработицы, в разбивке по полу, возрастной группе и инвалидности, а также процент молодежи, отчужденных от таких сфер, как образование, занятость или профессиональная подготовка, являются полезными индикаторами для определения уровня занятости и достойной работы для всех. Все эти индикаторы имеют актуальное значение для Европы.

Последующие меры и обзор выполнения новой Повестки дня в сфере устойчивого развития будут осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровне. Правительства должны признать потенциал прав человека в данной Повестке дня и привлекать правозащитные структуры к ее мониторингу. Европейские и международные правозащитные механизмы могут помочь разработать полезные индикаторы и предоставить данные о выполнении ЦУР. Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года создает уникальную возможность для продвижения таких подходов к развитию, которые будут также способствовать улучшению соблюдения, защиты и реализации прав человека по всему миру. Эта Повестка дня должна быть в полной мере выполнена и в Европе.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.