Странствующие: время противостоять глубоко укоренившейся враждебности

В октябре 2015 года при пожаре, который возник на месте размещения странствующих рядом с Дублином, погибло десять человек. После этого трагического события соседи помешали властям предоставить другое место размещения для оставшихся членов этой группы на соседнем участке, заблокировав дороги, ведущие к этому новому участку. К сожалению, данное происшествие является ярким свидетельством того, насколько глубоко укоренилась враждебность в отношении тех, кого называют странствующими, цыганами, рома, манушами, синти, романи/татерами или ениш, и как она влияет на жизнь этих людей во многих странах проживания, в том числе в Бельгии, Франции, Ирландии, Норвегии, Соединенном Королевстве и Швейцарии. Из-за мощной политики ассимиляции, которая осуществлялась в прошлом и которая была направлена на то, чтобы они стали вести оседлый образ жизни, эти группы зачастую уже не странствуют или же делают это лишь в течение небольшого периода в году. Однако они предпочитают жить в трейлере, а не в "кирпичном и прочном" доме и хотят сохранить возможность странствовать в зависимости от сезона. Такому образу жизни серьезно препятствует и угрожает отсутствие мест для стоянок, все чаще имеющие место выселения, враждебность и неприятие со стороны большинства населения, а также широко распространенная дискриминация. И это продолжается в течение десятилетий.

Наследие прошлого

История странствующих в Европе отмечена преследованием, выселением и нарушением их прав, направленным на навязывание оседлого образа жизни и на искоренение их культуры и образа жизни. Меры, принимаемые против странствующих, включали изъятие детей из-под опеки их родителей, ограничения на свободу передвижения и конфискацию караванов. Последствия политики прошлого по-прежнему чувствуются и в наши дни. В разных странах власти продолжают осуществлять политику, которая вынуждает странствующих переезжать на постоянное место проживания, причем часто в плохих условиях. Власти также не признают особой идентичности и культуры странствующих, в том числе и тех, кто принял оседлый образ жизни. Игнорируется и вклад странствующих в историю и культуру европейских стран.

Дефицит мест размещения, выселение и дискриминация

При поиске в Интернете на слово "странствующие" в Соединенном Королевстве одна из основных ссылок, которая появилась на моем экране, была призывом к "немедленному выселению цыган-странствующих-перемещающихся лиц", который начинался следующими словами: "Ни один домовладелец или землевладелец не хочет видеть на своей земле стоянки цыган, странствующих или перемещающихся лиц…". К сожалению, это не какое-то изолированное мнение. Я обеспокоен продолжающейся враждебностью и нежеланием местных органов власти предоставлять места для размещения странствующим. Часто сообщается о тревожных случаях использования местными политиками языка ненависти.

Во всех странах, где проживают странствующие, отмечается явное отсутствие мест для временного и долгосрочного проживания. Так, например, в Ирландии сообщается, что около 800 странствующих живут на обочинах дорог, при этом у них нет никакой канализации. Проведенное в 2012 году в Соединенном Королевстве исследование свидетельствует о том, что около 20% странствующих живут в неразрешенных местах проживания. В Брюсселе в настоящее время нет вообще ни одного места для размещения. Во Франции, где муниципалитеты с количеством жителей более 5000 человек, должны на основании закона предусматривать места для размещения, этот закон ныне соблюдают лишь 69% таких муниципалитетов. Когда же публичные места размещения создаются, то зачастую они расположены в изолированном и/или экологически опасном районе и не отвечают основным условиям нормального жилья, притом что жители платят аренду за свое пребывание. Тем странствующим, которые владеют собственной землей, часто мешают на ней проживать, отказывая в разрешении на размещение. Подобная ситуация заставляет многих странствующих останавливаться где-то без разрешения или же жить "на обочине". Поскольку нарушение права собственности в ряде стран является уголовным преступлением, то в силу этого многие могут оказаться нарушителями закона, а это, в свою очередь, усиливает стереотипы, когда к странствующим относятся как к преступникам. Это порождает и напряженность с соседями. В этом контексте меня поражает то, что в ряде стран местные власти зачастую не используют полностью финансирование, которое выделяется на оборудование мест размещения.

В моем недавнем докладе о Бельгии я отметил те трудности, с которыми зачастую сталкиваются странствующие при обращении за регистрацией к местным властям. Отсутствие регистрации затрудняет для них получение документов, удостоверяющих личность, регистрацию в списках избирателей и доступ к основным услугам, таким как открытие банковского счета или же оформление страховки на машину. Во Франции в настоящее время вносятся изменения в Закон от 1969 года, который требует от странствующих иметь специальное разрешение на перемещение и регулярно отмечаться в полиции. Этот закон долгое время подвергался критике в связи с тем, что он ставит французских странствующих в положение граждан второго сорта и препятствует осуществлению ими своих основных прав человека. В ряде стран караваны не признаются как жилье, что мешает лицам, проживающим в караванах, получить доступ к пособиям на жилье, разрешение на место проживания или же на получение кредита для улучшения жилья, при этом лишая их права на защиту в случае выселения.

Тревожная информация, которую я получил из ряда стран, свидетельствует о том, что странствующие все больше подвергаются насильственному выселению, при этом им не предоставляются какие-то иные альтернативные варианты размещения. Есть случаи выселения в зимнее время, другие случаи касаются семей, которые на протяжении многих лет проживали на одном месте. Вызывает беспокойство то, что часто при проведении выселения нарушаются международные стандарты. Как Европейский суд по правам человека, так и Европейский комитет по социальным правам установили, что выселение приводит к нарушениям в ряде государств-членов как Европейской конвенции о защите прав человека, так и, соответственно, Европейской социальной хартии. В результате частых выселений, как сообщается, многие семьи вынуждены постоянно передвигаться. Нестабильность, порождаемая подобной ситуацией, наносит особый ущерб детям. В докладе 2014 года, подготовленном фламандским парламентским омбудсменом по делам детей, подчеркивается, что около 100 детей странствующих во Фландрии не имеют доступа к школьному образованию в результате повторяющихся выселений. Более того, выселения обходятся дорого. Местные органы власти должны более тщательно анализировать преимущества инвестирования в долгосрочные решения, основанные на уважении прав человека, а не тратить огромные суммы на выселения, которые не приводят к устойчивым решениям.

Напряженные отношения с полицией - это также общая черта жизни странствующих везде. Исторически, полиции было поручено осуществлять контроль за группами странствующих, которые рассматриваются властями как подозрительные в силу их сущности. В настоящее время часто поступают сообщения об этническом профилировании странствующих со стороны полиции, а также о полицейском насилии во время выселения.

В этом контексте существующие данные о благосостоянии и доступе к правам странствующих шокируют, но не удивляют: согласно оценкам, в Соединенном Королевстве их продолжительность жизни по крайней мере на 10% ниже национального среднего уровня, притом что детская смертность намного выше. Уровень самоубийств среди странствующих в Ирландии, как сообщается, в шесть раз выше национального среднего уровня. В Ирландии в 2010 году 84% странствующих были безработными. Во всех соответствующих странах дети странствующих часто не имеют доступа к образованию, а когда они посещают школу, то среди них наблюдается весьма высокий уровень ухода из системы школьного образования. Лишь немногие из них достигают уровня среднего образования.

Что мы должны сделать?

Во-первых, чрезвычайно важно исключить все дискриминационные положения, регулирующие жизнь лиц, проживающих в караванах. В 21 веке странствующие не должны более сталкиваться с препятствиями при осуществлении всех своих прав на равной основе с другими гражданами.

Все случаи расистских заявлений в отношении странствующих должны твердо осуждаться властями, а возбуждение ненависти в их отношении должно должным образом преследоваться и наказываться.

Необходимо проводить дополнительные исследования и информационно-просветительские кампании в отношении истории странствующих; это может помочь преодолеть давние предрассудки и тем самым остановить продолжающееся нарушение прав членов этих групп.

В полной мере должны быть признаны особая культура, идентичность и образ жизни странствующих. Многообещающим примером в этой связи являются дискуссии, инициированные парламентом Ирландии в 2015 году с целью предоставления ирландским странствующим статуса этнического меньшинства. В целом, странствующим необходимо предоставлять больше возможностей для сохранения и продвижения своей культуры в качестве части европейского культурного наследия, как это было подчеркнуто в Рекомендации Комитета министров Совета Европы Rec(2004)14 о передвижении и стоянках странствующих в Европе.

Следует предпринять решительные шаги по увеличению количества и качества мест проживания для странствующих как транзитных, так и долгосрочных. Необходимо предоставлять сильные стимулы местным властям, а если необходимо, то и обязывать их давать разрешение на временное размещение странствующих. Государства должны обеспечить выполнение этих обязательств, но в то же самое время не должны перекладывать свою ответственность за предоставление соответствующего размещения на местные органы власти.

Как подчеркивает Совет Европы, хорошие примеры уже существуют. Работа по медиации между странствующими, местными органами власти и местными сообществами - это эффективный путь, позволяющий находить скоординированные решения в отношении дефицита мест размещения. Подобная практика, включающая активное участие странствующих, должна быть поддержана и распространена.

Власти должны избегать выселений и искать такие альтернативы, которые соответствуют правам человека, ибо выселения травмируют людей, прерывают процесс образования детей и препятствуют социальной интеграции.

Необходимо поддерживать и распространять инициативы, направленные на расширение доступа к образованию для детей странствующих, а не мешать такому доступу, как это часто бывает.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.