Рекомендация 1470 (2000)11: О положении гомосексуалистов и лесбиянок и их партнеров в вопросах убежища и иммиграции в государствах – членах Совета Европы

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1470 (2000)11 О положении гомосексуалистов и лесбиянок и их партнеров в вопросах убежища и иммиграции в государствах - членах Совета Европы

1. Ассамблея напоминает и подтверждает рекомендацию 924 (1981) о дискриминации против гомосексуалистов, рекомендацию 1236 (1994) о праве на убежище и рекомендацию 1327 (1997) о защите и укреплении прав человека в отношении беженцев и лиц в поисках убежища в Европе.

2. Ассамблея озабочена тем, что иммиграционная политика большинства государств - членов Совета Европы является дискриминационной в отношении лесбиянок и гомосексуалистов. В частности, в большинстве из них преследование на почве сексуальной ориентации не считается достаточным основанием для предоставления убежища и не предоставляется права на проживание иностранцам, состоящим с гражданами этих стран в однополой связи.

3. Кроме того, правила, касающиеся воссоединения семей и социальных льгот, как правило, не распространяются на однополые пары.

4. Ассамблее известно о целом ряде документально зафиксированных случаев преследования гомосексуалистов в их странах происхождения, в том числе в государствах - членах Совета Европы.

5. Ассамблея полагает, что гомосексуалисты, имеющие разумные основания опасаться преследований из-за их сексуальной ориентации, являются беженцами по смыслу статьи 1 А (2) Конвенции о статусе беженцев 1951 года как члены особой социальной группы и, следовательно, им должен предоставляться статус беженцев. Нынешняя практика некоторых государств - членов Совета Европы, которые предоставляют им право пребывания в стране на гуманитарных основаниях, может наносить ущерб их правам и как таковая не может считаться удовлетворительным решением.

6. Кроме того, Ассамблее известно, что непредоставление большинством государств-членов права на проживание иностранцам, находящимся в с гражданами этих стран в однополой связи, причиняет значительные страдания многим гомосексуальным и лесбиянским парам, которым приходится разлучаться и жить в разных странах. Она полагает, что иммиграционные правила, действующие в отношении пар, не должны проводить различия между однополыми и разнополыми парами. Следовательно, в качестве условия предоставления права проживания применительно к гомосексуальным парам должны приниматься иные доказательства наличия отношений помимо свидетельства о браке.

7. Исходя из вышеизложенного, Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров:

i. поручил своим соответствующим комитетам:

а. провести обмен мнениями и опытом по этим вопросам;

b. рассмотреть вопрос о признании гомосексуалистов в качестве членов особой социальной группы по смыслу Женевской конвенции 1951 с тем, чтобы преследование на почве гомосексуализма признавалось в качестве основания для предоставления убежища;

c. разработать руководящие указания по обращению с гомосексуалистами - беженцами или состоящими в отношениях с гражданином другого государства;

d. предпринять шаги к созданию европейской системы сбора данных и документов о злоупотреблениях в отношении гомосексуалистов;

e. сотрудничать и оказывать поддержку группам и объединениям, защищающим права гомосексуалистов в отношении политики государств - членов Совета Европы в вопросах убежища и иммиграции;

ii. призвал государства-члены:

a. пересмотреть порядок и политику решения вопроса об определении статуса с тем, чтобы в качестве беженцев признавались те гомосексуалисты, которые требуют предоставления статуса беженца исходя из обоснованных опасений преследования по причинам, перечисленным в Женевской конвенции 1951 года и Протоколе 1967 года в отношении статуса беженцев;

b. принять критерии и руководящие указания в отношении гомосексуалистов, обращающихся за убежищем;

c. принять меры к тому, чтобы органы, ответственные за порядок определения статуса беженца, были хорошо информированы об общей ситуации в странах происхождения заявителей, в частности, о положении гомосексуалистов и о возможности их преследования со стороны государственных и негосударственных структур;

d. пересмотреть свою политику в сфере социальных прав и помощи в отношении мигрантов с тем, чтобы однополые пары и семьи имели тот же статус, что и разнополые пары и семьи;

e. принять необходимые меры для того, чтобы лесбиянские и гомосексуальные пары, состоящие из граждан разных государств, получали такие же право на проживание, что и разнополые пары;

f. содействовать созданию неправительственных организаций для помощи гомосексуалистам - беженцам, мигрантам и парам, состоящим из граждан разных государств, в защите своих прав;

g. более тесно взаимодействовать с УВКБ ООН и национальными неправительственными организациями, содействовать интеграции их деятельности и призвать их к систематическому наблюдению за уважением прав на иммиграцию и убежище гомосексуалистов и лесбиянок;

h. принять меры к тому, чтобы в программу профессиональной подготовки сотрудников иммиграционных служб, работающих с лицами в поиске убежища и однополыми парам, состоящими из граждан разных государств, входили вопросы, связанные с особой ситуацией гомосексуалистов и их партнеров.


1 Обсуждение в Ассамблее 30 июня 2000 года (24-е заседание). См. док. 8654 - доклад Комиссии по миграции, беженцам и демографии (докладчик: г-жа Вермо-Мангольд). Текст, принятый Ассамблеей 30 июня 2000 года (24-е заседание)
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.