Казахстан: Подавление мирного протеста

Правоохранительные органы жестко пресекли попытки провести в Казахстане 21 мая 2016 г. мирные акции протеста, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Сотни человек, иногда с применением силы, были задержаны, полиция также забирала журналистов и правозащитников, пытавшихся осуществлять мониторинг и освещение хода событий.

«Это возмутительно, когда людей сотнями задерживают за попытку мирно высказать свою позицию, а других забирают в полицию только за то, что они ведут мониторинг или освещают такие протесты, - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Власти Казахстана должны немедленно освободить всех задержанных, включая лица, подверженные на прошлой неделе административным арестам за одно лишь выражение готовности выйти на митинги. Сотрудники правоохранительных органов, которые превысили свои полномочия по обеспечению порядка во время протестных акций, должны быть привлечены к ответственности».

21 мая сотрудниками правоохранительных органов, в том числе омоновцами в масках, были задержаны сотни людей, пытавшихся мирно протестовать против проекта земельной реформы. Наиболее серьезные вопросы у граждан вызывают поправки в земельный кодекс, которые предусматривают увеличение срока аренды до 25 лет сельскохозяйственной земли иностранцами и иностранными инвесторами.

Задержания происходили в целом ряде городов по всему Казахстану, наибольшее число протестующих было задержано в Алматы и Астане. По оценкам наблюдателей, которые пытались попасть в полицейские участки, в Алматы было задержано более 300 человек, в Астане - более 200. В СМИ сообщалось о задержании десятков человек в таких городах, как Уральск, Атырау и Павлодар.

В местных СМИ сообщалось, что полиция заранее блокировала площадь Республики в Алматы и площадь вокруг монумента «Байтерек» в Астане. Проинтервьюированные Хьюман Райтс Вотч активисты рассказывали, что 21 мая, к моменту их прибытия к местам проведения митингов, подходы были уже перекрыты, и людей не пропускали. Утром 21-го в Facebook стали появляться сообщения о первых, еще до начала митингов, задержаниях активистов.

В Алматы полиция задержала правозащитника Амангельды Шорманбаева из фонда «Международная правовая инициатива», который 20 мая разместил пост в Facebook о том, что намерен вместе с коллегами проводить мониторинг событий и, что к ним можно будет обращаться за правовой помощью. По его словам, его задержали без каких-либо объяснений, когда он пришел в офис в самом начале десятого, доставили в отдел полиции Алмалинского района и продержали там больше пяти часов.

Адвоката и правозащитников, пытавшихся пройти к Шорманбаеву, в полицейский участок не пропустили; самого Шорманбаева после обеда отпустили без предъявления обвинений.

В Астане президента Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталову, которая также является членом, созданной президентом Назарбаевым в начале мая, комиссии по земельной реформе, задержали около 11:30 на площади вокруг монумента «Байтерек» и около трех часов продержали в полиции, после чего отпустили без предъявления обвинения.

Гражданский активист Жанна Байтелова, которая наблюдала за митингом в Алматы, которая также была ненадолго задержана, рассказала Хьюман Райтс Вотч, что к моменту ее прибытия на площадь Республики, площадь уже была оцеплена, кругом было много полиции. Поскольку люди не могли пройти на площадь, они стали собираться неподалеку на перекрестке. Байтелова насчитала вдоль тротуаров около 200 человек.

Около 11:00 полицейские в касках и с дубинками, а также омоновцы в масках стали задерживать людей. По словам Байтеловой, она видела как, по меньшей мере, трех человек уносили и затем бросили в автобусы четверо полицейских. В то время как толпа протестующих двигалась от площади по центральному проспекту Алматы, задержания продолжались. На снятых журналистами видеокадрах омоновцы и полицейские отлавливают протестующих и разводят их по автобусам.

© 2016 Reuters

Гражданский активист Маржан Аспандиярова рассказала Хьюман Райтс Вотч, что была задержана полицией в середине дня в центре Алматы. По ее словам, она и другие пели гимн Казахстана, люди в толпе скандировали, что они против продажи земли иностранцам. После этого полиция стала задерживать митингующих и рассаживать их по автобусам. По оценке Аспандияровой, в отдел полиции Алатауского района, где ее продержали до конца дня, доставили около 80 человек.

На административных слушаниях, которые состоялись в ночь с 21 на 22 мая, Аспандиярова и задержанный вместе с ней главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбай были оштрафованы примерно на USD 125 каждый за нарушение закона о мирных собраниях.

Алматинский адвокат Айман Умарова утверждает, что 21 мая не была допущена к задержанным в отделы полиции Алмалинского и Алатауского районов. Она рассказала Хьюман Райтс Вотч о беседе с выпущенной из отдела полиции Алатауского района пожилой женщиной, которая описывала силовое задержание ее сына-инвалида. По словам Умаровой, на момент освобождения из полиции сын женщины был в одном ботинке; в кадрах, снятых после выхода из ОВД, она говорит, что полицейские ударили ее сына, и показывает его порванную куртку.

Как сообщили Хьюман Райтс Вотч правозащитники, наблюдавшие за событиями 21 мая, их коллеги и адвокаты не смогли попасть в 7 из 8 алматинских отделов полиции. По словам Айны Шорманбаевой из фонда «Международная правовая инициатива», люди по телефону рассказывали, что в полиции от них требовали писать объяснительные, многих обязали сдать отпечатки пальцев. Большинство к вечеру отпустили.

В СМИ и Facebook сообщалось, что в других городах, в том числе в Павлодаре и Атырау, людей задерживали еще до начала протестов. В Павлодаре несколько десятков человек собрались на набережной Иртыша, где гражданский активист Серикбай Алибаев зачитал обращение против земельной реформы. Алибаев был задержан и оштрафован примерно на USD 315 за нарушение закона о мирных собраниях.

В Атырау центральная площадь также была оцеплена полицией. Казахская служба Радио Свобода - Радио Азаттык сообщала о снайперах на крышах соседних домов и о задержании в городе 21 мая около десятка человек.

Во многих городах, включая Алматы, Астану, Караганду, Уральск, Шымкент и Атырау, полиция вместе с протестующими забирала и журналистов. Было задержано около десятка, в том числе корреспонденты Радио Азаттык, Reuters и Интерфакс-Казахстан.

В большинстве случаев журналистов быстро отпускали, когда они в отделениях полиции предъявляли журналистские удостоверения, некоторые оставались в полиции довольно долго. Например, в Уральске корреспондент Радио Азаттык Санат Урналиев провел в полиции восемь часов. От него требовали написать объяснительную и сдать отпечатки пальцев, но он отказался. Около 18:00 его отпустили.

Около восьми часов провела в полиции в Уральске и главный редактор «Уральской недели» Тамара Еслямова, которую к вечеру доставили в суд и оштрафовали примерно на USD 315 за нарушение закона о мирных собраниях.

Интернет-пользователи сообщали о блокировке 21 мая ряда информационных ресурсов, включая Радио Азаттык.

Хьюман Райтс Вотч не задокументировала каких-либо проявлений насилия или провокаций со стороны протестующих.

Полицейским облавам на протестующих 21 мая предшествовали на прошлой неделе задержания и административные аресты активистов и других граждан, которые активно высказывались по вопросам земельной реформы и размещали в соцсетях посты о запланированных на 21 мая митингах. Начиная с 16 мая административный арест на срок до 15 суток получили больше двух десятков человек, которым вменялось нарушение законодательства о мирных собраниях, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

«Казахстану давно пора пересмотреть свое крайне ограничительное законодательство о мирных собраниях и обеспечить людям возможность мирно выражать альтернативную точку зрения, не опасаясь ареста, - говорит Хью Уильямсон. - Никто не должен подвергаться аресту за одно лишь намерение высказать свою позицию».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.