Кыргызстан: Нарушения и вымогательство в отношении геев со стороны милиции

Геи и бисексуальные мужчины в Кыргызстане подвергаются вымогательству, угрозам, произвольному задержанию, побоям и сексуальным посягательствам со стороны милиции, говорится в публикуемом сегодня докладе Хьюман Райтс Вотч. Несмотря на то, что уголовная ответственность за половые отношения между мужчинами по взаимному согласию была отменена в Кыргызстане в 1998 г., геи и бисексуальные мужчины, как установлено Хьюман Райтс Вотч, являются для милиции объектом насилия и вымогательства.

В 72-страничном докладе «'Они сказали - так нам и надо!' Милицейское насилие в отношении геев и бисексуальных мужчин в Кыргызстане» показано, что геи и бисексуальные мужчины подвергаются в Кыргызстане целому ряду нарушений со стороны милиции, включая физическое, сексуальное и психологическое насилие, произвольное задержание, а также вымогательство под угрозой насилия или сообщения о сексуальной ориентации знакомым и родственникам. Доклад основан на детальных интервью с 40 геями и бисексуальными мужчинами в четырех регионах Кыргызстана. Правительство должно осудить нарушения, тщательно расследовать сообщения о них и создать конфиденциальный механизм рассмотрения жалоб на все случаи нарушений со стороны сотрудников милиции.

«Геи и бисексуальные мужчины в Кыргызстане и так живут в страхе из-за широко распространенных гомофобных стереотипов, - говорит Анна Кирей, исследовательница Хьюман Райтс Вотч по правам ЛГБТ. - Властям Кыргызстана на самом высоком уровне нужно остановить этот милицейский произвол и обеспечить геям и бисексуальным мужчинам ту защиту, в которой они нуждаются».

Насилие, шантаж и вымогательство со стороны милиции, сотрудники которой не привлекаются к ответственности за такие преступления, вообще очень широко распространены в Кыргызстане. Однако представители меньшинств особенно уязвимы. Геи и бисексуальные мужчины становятся легкой добычей для нарушителей со стороны милиции из-за глубокого социального консерватизма населения.

В Кыргызстане милиция ищет геев и бисексуальных мужчин в парках, гей-клубах, гостиницах, а также на сайтах знакомств. Хьюман Райтс Вотч документированы случаи серьезного физического насилия в отношении геев и бисексуальных мужчин, включая побои кулаками, ногами, прикладом, дубинкой, пустой пивной бутылкой или другими предметами. Несколько геев также заявили, что подвергались сексуальному насилию со стороны сотрудников милиции, включая изнасилование, групповое изнасилование, попытки введения в задний проход палки, рукоятки молотка или электрошокера, а также нежелательные прикосновения во время личного досмотра или принуждение к раздеванию перед сотрудниками милиции.

32-летний Фатхулло Ф. (имя изменено) рассказал Хьюман Райтс Вотч, как в мае 2012 г. он пошел, как он думал, на свидание с другим мужчиной. Когда он пришел в назначенное место, его схватили там сотрудники милиции. В наручниках его отвезли в милицию, где побоями стали принуждать к написанию признания и к сообщению домашних и рабочих контактных данных. По его словам, сотрудники угрожали ему возбуждением уголовного дела о мужеложстве, требуя денег и сведений на других геев, и он не исключал, что последних милиция также предполагала использовать в качестве объекта вымогательства.

«Милиционеры сказали, что таким как я не место на земле, - рассказывал Фатхулло Хьюман Райтс Вотч. - Я попросил, чтобы сесть разрешили, потому что устал. Они говорят, что у них для меня стула нет, плевать в меня стали. Сказали, что я не достоин того, чтобы жить, грозились разделаться со мной, если не заплачу им 10 000 сомов».

32-летний Деметра Д. из Бишкека рассказывал Хьюман Райтс Вотч, как в четырех отдельных эпизодах в 2004 - 2011 гг. его забирали в милицию, где сотрудники насиловали его, пытались насиловать или разрешали другим задержанным насиловать его.

Только двое из проинтервьюированных Хьюман Райтс Вотч людей официально обращались с жалобами в милицию. Ни в одном случае никто не был привлечен к ответственности. Другие говорили, что не обращались с жалобами, опасаясь мести или того, что об их сексуальной ориентации сообщат их семье или на работу. Хьюман Райтс Вотч не удалось обнаружить ни одного случая, когда сотрудник милиции был бы привлечен к ответственности за произвольное задержание, вымогательство, пытки или недозволенное обращение в отношении гея или бисексуального мужчины.

Правительством Кыргызстана предпринят ряд шагов по искоренению пыток и недозволенного обращения в местах содержания под стражей, однако у властей нет механизма, который позволял бы обращаться с жалобами на действия милиции людям, которые находятся на свободе. Правительство должно создать независимый механизм, в который могли бы обращаться любые лица, ставшие жертвой милицейских нарушений, в том числе геи и бисексуальные мужчины, не опасаясь разглашения сведений об их частной жизни.

«Сотрудники милиции в Кыргызстане знают, что могут избивать, насиловать и как угодно третировать геев и бисексуальных мужчин и вымогать у них деньги и что им за это ничего не будет, - говорит Анна Кирей. - Никто не должен жить в страхе из-за того, кого именно он любит. Властям Кыргызстана нужно положить конец милицейскому произволу в отношении геев».

Избранные свидетельства из доклада

Для меня хуже всего было, когда они пригрозили домой сообщить. У меня братья очень религиозные. Одно слово - и конец [мне]. Я написал, как милиция велела. Очень боялся, что они семье расскажут. Фамилию написал и адрес. Не знал, что делать. Они меня отпустили, когда я пообещал дать им 3 000 сомов [US$60]. Напугали меня, потом отпустили [за деньгами]. Мне пришлось матери наврать, чтобы эти деньги взять. Пошел обратно в милицию, деньги им отдал. Попросил заявление свое, они мне его отдали, потребовали, чтобы я его порвал у них на глазах.

- Исроил И. (имя изменено), ставший жертвой нарушений и вымогательства милиции

Милиция говорит: «Пидор? Ты зачем сюда пришел?» Потом наставили на меня пистолет, показали свои удостоверения. Один ударил меня в висок, я упал на их машину. Они забросили меня в машину, повозили какое-то время. Потом сказали, что в канале утопят, если не дам им 600 долларов. В машине они меня ударили по голове рукояткой пистолета. Потом отвезли в милицию, попинали там еще, сказали, что позвонят маме, расскажут, по каким клубам я хожу.

- Максим Братухин, руководитель бишкекской ЛГБТ НПО Pathfinder, рассказал, как в апреле 2008 г. на выходе из гей-клуба в Бишкеке несколько милиционеров задержали его, избили и угрожали физической расправой.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.