Россия: Законопроект о расширении рамок применения силы в местах лишения свободы

Российский парламент должен отклонить законопроект, расширяющий основания для применения силы к заключенным и задержанным, включая огнестрельное оружие, заявила Хьюман Райтс Вотч. Предлагаемые поправки в действующее законодательство идут вразрез с обязательствами России в области прав человека, отмечает международная правозащитная организация. Первое чтение в Госдуме прошло 21 октября 2015 г., даты второго и третьего (окончательного) чтения пока не определены.

Законопроект № 802242-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» предлагает предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы право применять силу для пресечения не только побегов, преступлений и правонарушений, как это предусмотрено действующим законодательством, но и «нарушений режима содержания». Последние могут выражаться, в частности, в том, что заключенный сидел на койке в дневное время, не поздоровался с надзирателем, а также в других незначительных нарушениях правил внутреннего распорядка.

«Существенно расширяя основания для фактически безнаказанного применения силы к заключенным и задержанным, российские законодатели создают предпосылки для нарушений, – говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Законопроект чреват подрывом основополагающих международно-правовых гарантий физической неприкосновенности заключенных и задержанных, которые требуют, чтобы сила применялась соразмерно тяжести нарушения и только в ситуациях безусловной необходимости».

Законопроект предлагает значительно расширить основания для применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и спецсредств, таких как наручники, водометы, слезоточивый газ, дубинки и электрошокеры. Оговаривается, что сотрудники не несут ответственность за вред, причиненный заключенным и задержанным, если они действовали в рамках федерального законодательства. Правило 54 принятых ООН в 1955 г. Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит: «В своих отношениях с заключенными персонал заведений имеет право прибегать к насилию только в случае самозащиты или в случае попыток к бегству, равно как и в случае активного или пассивного противодействия приказам, основанным на действующих законах или правилах». При этом «прибегающие к насилию сотрудники обязаны оставаться в пределах необходимого».

Совет по правам человека при президенте России резко критикует законопроект, считая, что он предоставляет сотрудникам уголовно-исполнительной системы широкие и избыточные полномочия по безнаказанному применению силы. Обеспокоенность в связи с предлагаемыми поправками выражает и Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, которая сочла его создающим «опасную ситуацию» и призвала спикера Госдумы снять его с рассмотрения. Ведущие российские правозащитники развернули кампанию против этого законопроекта, назвав его «законом садистов». Это название подхватили независимые российские и зарубежные СМИ.

Ранее в октябре Совет безопасности России выступил с еще одной неоднозначной законодательной инициативой, затрагивающей права заключенных и задержанных, предложив запретить представителям неправительственных организаций, признанных «иностранными агентами», участвовать в общественных наблюдательных комиссиях по мониторингу мест принудительного содержания (ОНК).

Под печально известный "закон об иностранных агентах" 2012 г., выставляющий проводниками иностранных интересов независимые неправительственные организации, которые получают финансирование из зарубежных источников, попали уже больше 90 неправительственных организаций. В их числе ведущие российские правозащитные группы, представители которых участвуют в работе ОНК, проводя высококвалифицированный мониторинг и обеспечивая соблюдение прав заключенных и задержанных. Если данная инициатива будет поддержана парламентом и президентом, то это негативно скажется на прозрачности уголовно-исполнительной системы и станет серьезным ударом по правам российских заключенных.

«Разрешение применять силу к заключенным и задержанным за незначительные нарушения режима содержания никак не может быть признано допустимым и явно противоречит международным обязательствам России в области прав человека», – отмечает Хью Уильямсон.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.