Наступление на правозащиту в России идет по нарастающей

1 ноября стало известно, что Верховный суд удовлетворил иск Минюста о ликвидации движения «За права человека» - одной из старейших и наиболее активных российских правозащитных организаций. Это решение, к сожалению, укладывающееся в контекст нынешнего политического курса, стало очередным болезненным ударом по российским правозащитникам, которые в последнее время подвергаются все более жесткому прессингу со стороны государства.

31 октября ФСБ и оперативники местного центра «Э» провели обыск в офисе пермского «Мемориала» и на квартире его директора Роберта Латыпова. Забрали компьютеры, документы и старую бензопилу.

Обыски проводились в рамках расследования уголовного дела о «незаконной вырубке леса», которой мемориальцы якобы занимались минувшим летом. Как объяснил мне сам Латыпов, вся «незаконная вырубка» сводилась к уборке сухостоя и сгнившей ограды на месте захоронения литовских и польских спец-переселенцев - жертв сталинского террора. При этом и сам Латыпов, и его коллеги по «Мемориалу» не могли не обратить внимание на то обстоятельство, что силовики пришли к ним с обысками 31-го числа, а как раз накануне, 30-го, в России отмечался День памяти жертв политических репрессий.

Преследования правозащитников в России приобрели системный характер, и идут по нарастающей.

В октябре в Москве суд оштрафовал международный «Мемориал» на 300 тысяч рублей и еще на 100 тысяч руководителя организации Яна Рачинского за отсутствие маркировки «иностранный агент» на отдельных постах в Facebook и на YouTube. Действующее драконовское законодательство требует маркировать таким образом любые публичные материалы неправительственных организаций, которые Минюст посчитает «выполняющими функции иностранного агента».

Аналогичный штраф на 300 тысяч рублей выписали и правозащитному центру «Мемориал», который также значится в реестре «инагентов». Параллельно развивается сфабрикованное уголовное дело в отношении главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева, который много лет занимался поисками на северо-западе России массовых захоронений расстрелянных при Сталине людей. Дмитриеву вменяются насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней приемной дочери.

Судебное преследование нацелено на то, чтобы заставить правозащитников замолчать - и выставить их в глазах общества в негативном свете. Параллельно идет жесткая пропагандистская кампания в подконтрольных властям СМИ - так, две недели назад, федеральный телеканал НТВ показал сюжет о «Мемориале», движении «За права человека» и других известных правозащитных организациях, убеждая зрителей в том, что те объявляют политзаключенными опасных экстремистов, занимаются грязными делами и финансовыми махинациями и обманывают доверчивых людей.

Но вопреки уголовным преследованиям, удушающим штрафам и потокам клеветы российские правозащитники продолжают держать удар.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.