Россия: Новая инициатива по ограничению свободы собраний

Нижняя палата российского парламента должна отклонить законодательную инициативу, направленную на дальнейшее ужесточение законодательства о митингах и демонстрациях, заявила Хьюман Райтс Вотч. Эти драконовские поправки наряду с другими законодательными инициативами последнего времени, направленными на подавление критики власти, все дальше уводят Россию от соблюдения международных обязательств в области прав человека.

31 марта 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий увеличение размера и без того крупных штрафов за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, административный арест для участников несанкционированных акций, а при неоднократном нарушении установленного порядка - уголовную ответственность. Так, за «неоднократное нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» предлагается ввести уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет. Такая санкция предусмотрена для тех, кто больше двух раз за 180 календарных дней привлекался к административной ответственности за «аналогичное деяние».

«Российские власти собираются сделать публичную критику уголовно наказуемой, - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Они грозят мирным демонстрантам тюремными сроками».

Законодательство о митингах и демонстрациях последний раз менялось в 2012 г., когда были введены крупные штрафы, чтобы отпугнуть потенциальных участников протестных выступлений. Идея о введении уголовной ответственности для систематических нарушителей впервые была озвучена на встрече Владимира Путина с руководством Совета Федерации 27 марта 2014 г.

Всего через три дня соответствующий законопроект был внесен в Госдуму тремя депутатами, среди которых фигурирует Александр Сидякин - автор пресловутого "закона об иностранных агентах" 2012 г., выставляющего независимые гражданские группы шпионами и изменниками. В интервью телеканалу "Дождь" 1 апреля этого года Сидякин утверждал, что уголовная ответственность предусмотрена только для организаторов несанкционированных протестов, но не для рядовых участников, и только в ситуациях, когда действия организаторов создают угрозу общественной инфраструктуре. Однако из текста законопроекта этого не следует: представляется, что уголовная ответственность может наступить для всех тех, кто неоднократно участвует в несанкционированных акциях.

В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на необходимость оградить общество от последствий, связанных с несанкционированными мероприятиями. Они указывают, что многих граждан раз за разом штрафуют за нарушение установленного порядка, однако те продолжают участвовать в несанкционированных акциях.

Ситуация со свободой собраний в России в последнее время все больше осложняется, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Полиция нередко разгоняет мирные акции гражданских активистов и политической оппозиции и задерживает активистов, иногда - с неоправданным или избыточным применением силы. В феврале в рамках дела о событиях на Болотной площади в Москве в мае 2012 г., которое превратилось в самый громкий политический процесс в России, восемь фигурантов были осуждены к лишению свободы на сроки от двух с половиной до четырех лет по необоснованным обвинениям в массовых беспорядках и насилии в отношении сотрудников полиции.

Существующий порядок организации публичного мероприятия формально не является разрешительным и предполагает только согласование с местными властями места, времени и числа участников. Однако на практике власти под различными предлогами нередко отказываются согласовывать протестные акции, предлагая организаторам менее «статусное» место для их проведения. Такая практика вынуждает организаторов идти на проведение «несанкционированных» акций с перспективой задержаний и административных санкций за нарушение порядка проведения или за неповиновение полиции.

Законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс новой статьей, по которой организаторам или участникам несанкционированных публичных мероприятий после более чем двукратного в течение полугода привлечения к административной ответственности может грозить от штрафа в размере до 1 млн. рублей до лишения свободы сроком до пяти лет.

Для участников несанкционированных акций предлагается предусмотреть до 10 суток административного ареста (если это повлекло создание помех транспорту или инфраструктуре - до 15 суток). Действующее законодательство предусматривает за это только административный штраф.

Для организаторов и участников публичных мероприятий, которым повторно вменяется неповиновение полиции, предлагается предусмотреть до 30 суток административного ареста. В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях предусматривает до 30 суток ареста только за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции; по всем остальным административным правонарушениям, если предусмотрен арест, его срок не превышает 15 суток.

Предлагается также штрафовать или отправлять под арест сроком до 20 суток за организацию публичных мероприятий вблизи железных дорог, нефте- и газопроводов, в пограничной зоне, вблизи мест лишения свободы и судов.

«Судя по всему, эта норма появилась в ответ на недавние стихийные собрания у Замоскворецкого суда Москвы в поддержку подсудимых по 'болотному делу', - говорит Хью Уильямсон. - Формально речь идет лишь об организаторах, однако на деле ими могут оказаться любые участники стихийных протестов, особенно те, кто призывает других принять участие через социальные сети».

Право на мирные собрания гарантируется как юридически обязывающими для России Европейской конвенцией о правах человека (ЕКПЧ) и Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП), так и Конституцией Российской Федерации. Статья 11 ЕКПЧ гласит, что «каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими». Статья 21 МПГПП, признавая право на мирные собрания, указывает, что пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывает Европейский суд по правам человека, свобода участвовать в мирных собраниях настолько важна, что человек не может быть подвергнут санкциям - даже минимальным - за участие в демонстрации, которая не была запрещена, - если только этот человек не совершает актов насилия или сопоставимых преступлений. Суд также подчеркивает, что несанкционированный характер акции не дает оснований для ущемления свободы собраний. По мнению суда, при отсутствии насилия со стороны демонстрантов власти обязаны проявлять терпимое отношение к мирным собраниям - в противном случае свобода собраний утрачивает реальное содержание.

«Эти поправки- особенно в части уголовной ответственности для нарушителей порядка проведения публичных мероприятий - фактически отрицают свободу собраний в том виде, как она закреплена в международном праве», - говорит Хью Уильямсон.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.