Возмущение жителей Газы не удивляет. Красный Крест не может их защитить

Три автомобиля МККК покидают Эш-Шуджайю. Сидящие в них люди извлекли из-под обломков одиннадцать человек, но из-за ожесточенных боев они вынуждены развернуться и уехать. Машины трогаются с места, и толпа разгневанных палестинцев швыряет в них камни и палки. «От вас никакого толку, - кричит толпа. - Вы защищать нас должны».

Но мы не можем. Гнев этих людей обижает и направлен не по адресу, но их можно понять. Мы делаем всё, что в наших силах, подвергая при этом опасности жизнь наших сотрудников, которые спасают всех, кого могут. Однако, мы не в состоянии остановить конфликт. Как всегда, гуманитарные организации временно смягчают последствия проблемы, а не решают ее.

Если ваш дом в Газе подвергся артобстрелу, к кому вы обратитесь в этом отчаянном положении? В ночь, когда началось наступление сухопутных войск Израиля, по северо-востоку Газы был открыт мощный огонь. Службы неотложной помощи, включая наших партнеров из Палестинского Красного Полумесяца (ПОКП), были перегружены. Многие жители Газы пытались нам дозвониться. Многоканальный телефон у нас в офисе не справлялся с потоком звонков. Ночью, в темноте и под обстрелом, мы не могли ни отправлять машины скорой помощи на вызовы, ни восстанавливать водоснабжение, ни оказывать помощь людям, умирающим от ран. Палестинцы чувствовали себя брошенными на произвол судьбы, они были перепуганы, не знали, где укрыться, им не к кому было обратиться за помощью, и их всё сильнее охватывал гнев.

Еще через две ночи еще сотни семей в Эш-Шуджайе пережили такое же испытание. И снова сотрудники МККК и добровольцы ПОКП мало что могли сделать. Без гарантий безопасности пытаться спасать кого-то было бы безумием. В светлое время суток - по нашей просьбе - была достигнута договоренность о временном прекращении огня. Оно вскоре было нарушено, но всё же несколько десятков раненых удалось вывезти из разрушенных домов в больницы, кроме того, сотни людей воспользовались нашим присутствием, чтобы покинуть опасное место. Но этого было мало, и сделано это было слишком поздно. Неудивительно, что оказавшиеся в беспомощном положении мирные жители обвиняли нас в бессердечности. Когда исчезает последний проблеск надежды, разочарование становится невыносимо горьким.

Были и другие обвинения.

Нас обвиняли в пособничестве Армии обороны Израиля при разрушении больницы «Аль-Вафа». На самом деле, мы пытались защитить эту больницу путем ведения диалога с обеими сторонами. Когда бои стали вестись в опасной близости от этого места, мы вмешались, чтобы выиграть время для возможной эвакуации - в качестве крайней меры - тяжелобольных пациентов, многие из которых находились в реанимации.

Нас порицают за то, что мы не приняли ничью сторону и отказываемся возлагать на кого-либо вину. В связи с тем, что мы придерживаемся строгого нейтралитета в политических вопросах, критика, в разное время звучащая в наш адрес от всех сторон, - явление обычное. Но МККК не молчит, когда он сталкивается с явными нарушениями международного права. Мы во всеуслышание решительно осудили артиллерийский обстрел больницы «Аль-Акса» 21 июля, в ходе которого погибло не менее четырех человек. Мы недвусмысленно осуждаем неизбирательные ракетные обстрелы Израиля. Мы категорически заявляли, что даже в разгар войны людям должна предоставляться возможность получать медицинскую помощь в безопасной обстановке.

Мы считаем количество убитых ужасающим. Мы неоднократно призывали обе стороны защищать и щадить гражданских лиц. Мы предупреждали о необходимости защиты чрезвычайно уязвимой системы водоснабжения Газы - многие жители этого густонаселенного района остались теперь без воды в самый разгар знойного средиземноморского лета. На сегодня наш приоритет - гражданские лица в Бейт-Хануне и во многих других местах по всему сектору Газа. Мы призываем все стороны, исходя из настоятельных гуманитарных требований ситуации, обеспечить при ведении ими боевых действий соблюдение основополагающих принципов международного права, защищающих гражданских лиц.

Но достаточно ли будет наших призывов к сдержанности и непрекращающихся усилий почти 140 сотрудников и более 400 бригад ПОКП, направленных на спасение гражданского населения и пополнение запасов лекарств и медицинских материалов в больницах, чтобы остудить гнев убитых горем людей? Мы надеемся, что да, но понимаем, что ответ может быть отрицательным.
Мы просим только об одном - чтобы люди поняли: наши функции ограниченны, а положить конец этому смертоносному, мучительному конфликту могут только политики.

Жак де Майо,

глава делегации МККК
в Израиле и на оккупированных территориях

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.