РФ: защитить человека от его самых страшных изобретений

В Санкт-Петербурге завершилась международная конференция «Применение вооружений в современных конфликтах: гуманитарные аспекты», организованная совместно Международным Комитетом Красного Креста (МККК) и Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ (МПА СНГ).

Собравшиеся на ней более 100 представителей парламентов, министерств, структур стран СНГ, международные эксперты и представители гражданского общества обсуждали гуманитарные последствия применения самых смертоносных видов оружия в современных вооруженных конфликтах.

Речь на конференции шла об оружии взрывного действия, прежде всего, противопехотных минах, неразорвавшихся и кассетных боеприпасах, и конечно, ядерном оружии. Участники конференции говорили о договорных нормах МГП, которые ограничивают или запрещают применение такого оружия и могут спасти тысячи жизней. Что стоит за этой дискуссией, что это означает для людей, с шокирующей ясностью стало понятно из двух выступлений.

Д-р Мауро Далла Торе - итальянский хирург и анестезиолог, сотрудник МККК с 2005 г. Он был специалистом по пересадке печени, но всегда знал, что его призвание - военная хирургия. Обширный опыт в этой области Мауро приобрел, работая военным хирургом во время вооруженных конфликтов в Газе, Афганистане, Сомали, Ливии, Южном Судане и во многих других местах.

«Знаете, люди с ранениями от взрывов даже пахнут по-другому... У них страшные комбинированные травмы - рваные раны, ожоги, контузии. Ты спасаешь человека, а потом посттравматический шок остается надолго, особенно если человек становится инвалидом». Мауро вспомнил мальчика в Афганистане, который пас овец в горах и подорвался на мине. Тяжелораненый, он всю ночь ждал помощи. «Паренек остался без рук и ноги, он все время плакал, не хотел ни с кем говорить. Из-за отсутствия рук его невозможно было научить ходить на протезе... Нам потребовалось очень много времени, чтобы переломить это психологическое состояние и, в конце концов, увидеть его улыбку».

Очень тяжело было работать в секторе Газа, где пулевых ранений были единицы, а в основном встречались раны от оружия взрывного действия:

Перед моими глазами стоит отец, принесший в госпиталь ребенка, которому оторвало ноги. Он держал в руках детские ботиночки. Ребенку не удалось помочь

«Хорошо, что я не говорю по-арабски, потому что слышать рассказы людей, их родственников о том, что им пришлось пережить, просто невозможно, ты не сможешь работать». А с такими ранениями может справиться далеко не каждый хирург. Д-р Далла Торе много лет обучает своих коллег в разных странах приемам военно-полевой хирургии.

Тон дискуссии о гуманитарных последствиях и рисках, связанных с применением и испытаниями ядерного оружия, на конференции и в ее кулуарах во многом задал Карипбек Куюков. Глядя на этого человека совсем небольшого роста с пустыми рукавами пиджака, сразу понимаешь, насколько драматична его история. Карипбек родился в Казахстане рядом с Семипалатинским полигоном, где в советское время испытывали ядерное оружие.

Представьте себе, что почувствовала моя мать, когда ей сказали, что я родился без рук... У наших друзей, живших неподалеку, ни один из детей не дожил до 25 лет

Брат и сестра Карипбека умерли в младенчестве, и таких случаев в окрестностях полигона было много. До сих пор, через поколение, рождаются дети с заболеваниями, связаными с воздействием радиации.

Карипбек - художник, но главное в его жизни - борьба против ядерных испытаний. Он был членом движения «Невада - Семипалатинск», во многом благодаря которому усилиями народной и парламентской дипломатии правительство Казахстана закрыло полигон в Семипалатинске. Сейчас Карипбек в качестве почетного посла проекта АТОМ выступает на многочисленных мероприятиях и конференциях в разных странах, призывая запретить ядерные испытания во всем мире. «Я очень хотел бы быть последней жертвой ядерного оружия», - говорит он.

На конференции глава Региональной делегации МККК в России, Беларуси и Молдове Магне Барт отметил:

МККК всегда будет вести активный диалог с государствами о том, где должна быть проведена граница в выборе средств и методов ведения войны, граница, при пересечении которой теряется всякое представление о гуманности

МГП включает в себя всеобъемлющий набор норм, призванных минимизировать последствия применения для гражданских лиц и объектов оружия, которое продолжает убивать и после окончания конфликта. Вопрос в том, чтобы эти нормы включались в национальное законодательство и выполнялись. Выступления участников конференции были обобщены в форме итогового документа, в котором они признали непреходящую актуальность МГП и подтвердили решимость своих государств соблюдать его нормы и добиваться их соблюдения другими.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.