Четыре шага, которые мы должны предпринять для облегчения страданий сирийцев

Четыре месяца назад, в ходе одной из самых сложных и опасных гуманитарных операций за время войны в Сирии, из восточного Алеппо за восемь дней были эвакуированы 35 000 человек. Эта операция проводилась при содействии Международного Комитета Красного Креста и наших коллег из Сирийского Арабского Красного Полумесяца. Были спасены сотни, если не тысячи жизней.

Сцены, которые наблюдали мои коллеги в Алеппо, были поистине душераздирающими. Шестеро осиротевших детей из одной семьи, потерянные, бродящие по развалинам. Старшая - семилетняя девочка. Младший - семимесячный мальчик. Два дня они ничего не ели.

Инвалиды в лохмотьях, растерянные и беспомощные, сидят у костров, жмутся друг к другу, чтобы согреться. Старушка, ковыляющая с пластиковым пакетом, куда уместились все ее пожитки.

Такие же картины можно наблюдать и по другую сторону линии фронта. Более 1200 человек были эвакуированы из городов Эль-Фуа и Кифрайя. Отчаявшиеся гражданские лица, потерявшие все. В том числе и надежду.

Каждый день наши сотрудники в Сирии живут в условиях войны и становятся свидетелями ее проявлений. Мы работали в таких условиях с самого начала и будем продолжать это делать, поскольку конфликт пока не завершился. И мы все знаем, что боевые действия продолжаются, даже когда мы сидим за этим столом.

Масштаб потребностей огромен.

В Сирии насчитывается 6,3 млн лиц, перемещенных внутри страны. Это самый высокий показатель в мире. За первые три месяца этого года МККК и наши коллеги из САКП обеспечили продуктами питания 1,3 млн человек. Около полумиллиона сирийцев получили такие предметы первой необходимости, как одеяла, зимнюю одежду, матрасы. Мы помогли обеспечить безопасной и чистой питьевой водой 7 млн человек. Другие гуманитарные организации также стараются сделать все возможное.

Несколько часов назад я разговаривал со своими коллегами, которые находятся в Хаме, районе, который серьезно пострадал во время конфликта. Сотни тысяч его жителей были вынуждены покинуть свои дома. Группа наших сотрудников вместе с работниками Сирийского Арабского Красного Полумесяца находится в деревне, которая приняла многих из тех, кто бежал от войны. Десять дней назад прибыли еще несколько тысяч человек. Большинство из них женщины и дети. Все они очень растеряны и напуганы. Мне говорили, что некоторым из них приходилось перебираться с место на место более трех раз. Мы предоставляем еду, а также матрасы и прочие предметы первой необходимости.

Если мы хотим положить конец страданиям сирийцев, мы должны в срочном порядке решить ряд ключевых проблем.

Во-первых, необходимо обеспечить более высокий уровень соблюдения международного гуманитарного права. Обстреливаются больницы, гибнут медицинские работники и сотрудники гуманитарных организаций. Для ведения огня по густонаселенным районам используется тяжелая артиллерия. Объектами нападения становятся гражданские лица и объекты гражданской инфраструктуры. Где же пределы этого конфликта? Почему игнорируются гуманитарные обязательства? Пришло время применять более новаторский подход и использовать гуманитарное право таким образом, чтобы обеспечить оказание помощи и предоставление защиты населению.

Крайне важно, чтобы государства соблюдали нормы, связанные с ведением военных действий. И содействовали тому, чтобы другие стороны, в том числе неправительственные вооруженные группы, следовали их примеру. Необходимо принять ряд мер.

Требуется более тщательное изучение того, что именно является "военной необходимостью," и как обеспечить более высокий уровень защиты гражданских лиц во время проведения военных операций. Должны быть периоды затишья, чтобы те, кто больше всего пострадал от насилия, могли восстановить силы. Необходимо установить демилитаризованные зоны вокруг важнейших объектов инфраструктуры, таких как школы и больницы. Если такие меры не будут приняты, возврат к нормальной жизни - когда пушки, наконец, замолчат - будет очень трудным.

Во-вторых, пока в срочном порядке будут проводиться поиски политического решения, гуманитарным организациям должен быть предоставлен безусловный, беспрепятственный и безопасный доступ. И такой доступ не должен зависеть от политических факторов. Гуманитарные переговоры у линии фронта не должны зависеть от договоренностей в военной сфере и в области безопасности, направленных на достижение прекращения огня. Такие переговоры также не должны зависеть от посреднических политических усилий, направленных на устранение более глубоких причин конфликта. Решения гуманитарного, военного и политического характера не должны - и не могут - зависеть друг от друга. Не связывайте руки сотрудникам гуманитарных организаций, которые пытаются всего лишь облегчить страдания людей.

И когда политическое решение будет найдено, оно должно оказаться жизнеспособным и долговременным.

В-третьих, вопрос пропавших без вести. Тысячи семей все еще разлучены. Многие из них годами живут с душевной болью, ничего не зная о судьбе своих близких. Похищены ли родственники? Или погибли? Или находятся в заключении? Опять же, когда начнется долгая дорога к примирению, этот вопрос будет ключевым. Проблема пропавших без вести не должна стать вопросом политических уступок. Она должна оставаться предметом внимания в гуманитарной сфере, где различные стороны работают с гуманитарными организациями, такими как МККК, пытаясь найти решения.

В-четвертых, мы не должны забывать о последствиях конфликта для региона. Война в Сирии серьезно повлияла и на соседние страны. Более 5 млн сирийцев были вынуждены покинуть страну. Большинству из них удалось найти убежище в соседних государствах. Это очень тяжелое бремя. Наши региональные партнеры по Красному Кресту и Красному Полумесяцу делают все возможное. Но не надо недооценивать масштабы задач - для всех.

Я высоко оцениваю деятельность наших коллег из Сирийского Арабского Красного Полумесяца, 11 тысяч добровольцев этой организации, которые работают на местах в каждом регионе Сирии. Они пошли на огромные жертвы, пытаясь помочь наиболее нуждающимся. 63 добровольца погибли, выполняя свои задачи.

Для нас важно еще раз подтвердить наше намерение и дальше работать для Сирии и сирийцев. Необходима щедрая финансовая помощь от всех, кто может ее предоставить. Требуется более серьезная решимость повлиять на стороны в конфликте, чтобы они пришли к компромиссу. Народу Сирии надо сказать четко и недвусмысленно: Вас не забыли. Мы вас слышим. Мы пытаемся помочь. Этому кошмару будет положен конец.

Это было четыре месяца назад. Шел активный период эвакуации населения из Алеппо. Температура опускалась ниже нуля. Посреди ничейной полосы стояла машина скорой помощи Сирийского Арабского Красного Полумесяца, забрызганная грязью и кровью. Внутри машины медики делали все возможное, чтобы оказать помощь беременной женщине. Примерно в полдень, может быть даже вопреки всему, она родила девочку. Новорожденную называли Хурия, что означает "русалочка". Спустя несколько часов мать и дочь, а также многих других, вывезли из ничейной полосы. Их будущее неопределенно и непредсказуемо.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.