Меры по ликвидации международного терроризма: заявление МККК в ООН, 2016

Меры по ликвидации международного терроризма, Генеральная Ассамблея ООН, 71-я сессия, Шестой комитет, Заявление Международного Комитета Красного Креста (МККК), Нью-Йорк, октябрь 2016 г.

Терроризм перечёркивает основополагающий принцип гуманности и противоречит другим принципам, лежащим в основе международного гуманитарного права (МГП), и его ключевым целям. Международный Комитет Красного Креста (МККК) осуждает террористические акты, как совершаемые во время вооруженных конфликтов, так и не связанные с ними, вне зависимости от того, кто их совершает. Организация глубоко встревожена разрушительным воздействием этих актов на сообщества и отдельных лиц.

Рост числа и влияния негосударственных вооруженных групп, которые прибегают к террористическим актам, вызывает все большую озабоченность как отдельных стран, так и международного сообщества. В ответ на это государства и международные организации вынуждены ужесточать существующие контртеррористические меры и вводить новые.

МККК не оспаривает законного права государств принимать меры, необходимые для обеспечения их безопасности и ликвидации терроризма. Однако при принятии таких мер следует помнить о положениях по защите жизни и достоинства людей.

По нашему мнению, международное сообщество должно недвусмысленно и твердо высказаться о необходимости того, чтобы в ходе борьбы с терроризмом в полной мере соблюдались защитные гарантии, которые предоставляют всем людям нормы международного права, в частности МГП и права прав человека. Это в интересах международного сообщества, ведь сегодня все чаще признается, что нарушения этих международно-правовых норм могут усугублять то самое явление, на борьбу с которым направлены данные усилия. В особенности нормам этих отраслей международного права необходимо следовать при аресте и содержании под стражей лиц в связи с террористической деятельностью. Необходимо предоставлять доступ к таким лицам независимым и нейтральным механизмам наблюдения, таким как МККК, чтобы они могли помочь властям, осуществляющим содержание под стражей, обеспечить гуманное обращение с заключенными в соответствии с применимыми международными правовыми нормами и стандартами.

С 2011 года МККК неоднократно подчеркивал негативные последствия, которые могут иметь для гуманитарной деятельности контртеррористические меры, принимаемые государствами как на международном, так и на национальном уровне. Подобные меры, в особенности в области уголовного законодательства, следует разрабатывать таким образом, чтобы убедиться, что они не помешают гуманитарной деятельности и не осложнят ее еще больше. Эта деятельность включает в себя диалог с негосударственными вооруженными группами по вопросам, вызывающим озабоченность с гуманитарной точки зрения, даже в тех случаях, когда такие группы называют террористическими.

В частности, из сферы применения уголовных законов, касающихся терроризма, должны быть исключены те виды деятельности, которые носят исключительно гуманитарный и беспристрастный характер. По нашему мнению, такое исключение соответствовало бы букве и духу МГП и, следовательно, согласовывалось бы с обязательствами государств по МГП. Если не исключить такие виды деятельности, это будет означать отказ от понятия нейтральной, независимой и беспристрастной гуманитарной деятельности, то есть от того подхода, которого МККК стремится придерживаться в своей оперативной работе на местах. Это также может поставить под угрозу цели и задачи беспристрастных гуманитарных организаций, которые заключаются в предоставлении защиты и помощи людям, пострадавшим от вооруженных конфликтов, особенно в районах, контролируемых негосударственными вооруженными группами.

Ощущаемая сейчас потребность эффективнее бороться с угрозами, исходящими от групп и лиц, которых называют террористами, также заставило государства более активно обсуждать проект всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме. Поскольку в сферу применения этой конвенции могут войти вооруженные конфликты, МККК полагает необходимым включить в проект положение, определяющее, как она соотносится с МГП. Это единственный способ свести к минимуму взаимное наложение и противоречия между проектом всеобъемлющей конвенции и нормами МГП.

Включение такого положения и его формулировка будут играть решающую роль в сохранении целостности и смысла МГП. В частности, во время вооруженных конфликтов проект всеобъемлющей конвенции не должен объявлять преступными действия, которые разрешены или не запрещены в рамках МГП, такие как нападения на военные объекты или лиц, не имеющих права на защиту от непосредственных нападений. Мы считаем, что любые договоренности относительно условий, содержащихся в проекте всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, должны соответствовать основным принципам МГП и принятым в нем определениям.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.