Сомали: Сведения о группировке «Аль-Шабаб»: подконтрольные территории, методы вербовки и связанные с ней группы

«Аль-Шабааб» (также известна под названиями «Аль-Шабаб», «Харакат Аль-Шабааб Аль Муджахидин» или «Молодёжь») - это радикальная исламистская группировка (CFR 10 Aug. 2011; BBC 9 Aug. 2011), сформировавшаяся в 2006 г. в Сомали (BBC 17 Oct. 2011; The Guardian 16 Aug. 2011). Она была признана террористической организацией правительством Канады (Canada 7 Mar. 2010) и Соединённых Штатов Америки (US 26 Feb. 2008).

Подконтрольные территории .

По имеющимся сообщениям, до августа 2011 г. «Аль-Шабаб» контролировала 6 из 16 районов Могадишо, в том числе рынок Бакара (UN 9 Aug. 2011). В августе 2011 г. она объявила о своем уходе из Могадишо в тактических целях (BBC 17 Oct. 2011; The Guardian 16 Aug. 2011). Однако в сентябре 2011 г. Единая региональная информационная сеть ООН (IRIN) сообщила о том, что, несмотря на заявление Временного федерального правительства об установлении контроля над Могадишо, «Аль-Шабаб» всё ещё составляла угрозу, не покинув город полностью (UN 7 Sept. 2011). Из интервью, проведённых журналистами IRIN и Би-би-си с государственными чиновниками и экспертами, можно сделать вывод о том, что «Аль-Шабаб» скорее прибегнет к тактике партизанской борьбы в Могадишо, чем полностью покинет город (ibid.; BBC 9 Aug. 2011). В октябре 2011 г. «Аль-Шабаб» взяла на себя ответственность за организацию взрыва грузовика близ правительственных зданий в Могадишо, в результате которого погибло по меньшей мере 65 человек ( The Guardian 4 Oct. 2011; Reuters 4 Oct. 2011).

По имеющимся сведениям, «Аль-Шабаб» контролирует «большую часть» юга ( The Guardian 16 Aug. 2011; BBC 17 Oct. 2011; UN 9 Aug. 2011) и центра Сомали (BBC 17 Oct. 2011; UN 9 Aug. 2011).Согласно данным IRIN, подконтрольные группировке территории включают такие провинции, как Бай, Бакол, Шабелаха Хуусе, Юбада Хуусе, Гедо и Джоухар (ibid.). В докладе Генерального секретаря ООН отмечается «значительное присутствие» группировки «Аль-Шабаб» в Гедо и Юбаде в период с апреля по август 2011 г. (UN 30 Aug. 2011, para. 18). В нём также указывается, что в тот же период в Галгудууде и Хиране противоборствующими военными силами, такими как группировка «Ахлю-Сунна-валь-Джама'а» («Большинство»), были достигнуты «незначительные успехи» (ibid.).

Вербовка .

Многочисленные источники сообщают о вербовке детей боевиками группировки «Аль-Шабаб» и другими повстанческими группами (US 2011; UN 9 Nov. 2010; AI 20 July 2011). Эту практику характеризируют как «широко распространённую» среди мальчиков и девочек (Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 28), а также «систематическую» (AI 20 July 2011, 23; UN 30 Aug. 2011, para. 33). Согласно свидетельствам, собранным организацией Amnesty International (AI), особо активно вербовка детей происходит в Могадишо, Бараве, Кисмайо, Байдабо, в районе Сако (Юбада Дексе) и провинции Гедо (20 July 2011, 24). В докладе Генерального секретаря ООН о детях и вооружённом конфликте в Сомали значится, что хотя «Аль-Шабаб» активно действует в южных и центральных провинциях Сомали, она также вербует детей в Пунтленде и в Сомалиленде (UN 9 Nov. 2010, para. 27). Также отмечаются случаи вербовки детей всеми сторонами конфликта в лагерях для лиц, перемещённых внутри страны (ВПЛ), в Сомали и лагерях для беженцев в Кении (ibid., §24). По оценкам, приведенным в этом же докладе, «несколько тысяч» детей активно задействованы в деятельности повстанческих группировок (ibid., §21). Правозащитные организации отмечают, что количество завербованных детей в 2010 и 2011 гг. увеличилось, поскольку группировка «Аль-Шабаб» развернула широкомасштабные военные действия против Временного федерального правительства (Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 27; AI 20 July 2011, 22). Информационные источники сообщают о вербовке детей восьми (US 2011, 395; AI 20 July 2011, 23) или девяти лет (UN 9 Nov. 2010, para. 28). Amnesty International установила, что большинству завербованных детей - от 12 до 18 лет (AI 20 July 2011, 23). Детей вербуют для различных целей, в том числе для применения огнестрельного оружия и самодельных взрывных устройств, совершения убийств и в качестве смертников (ibid., 29-31; UN 9 Nov. 2010, para. 21). Существуют также сведения о вербовке девушек для приготовления пищи и уборки (AI 20 July 2011, 32; UN 9 Nov. 2010, para. 26), подкрепления в тылу и сбора информации (ibid.; US 2011, 396), для сексуального рабства или принудительных браков с боевиками группировки «Аль-Шабаб» (ibid.; UN 9 Nov. 2010, para. 26; AI 20 July 2011, 33).

Многочисленные источники сообщают, что «Аль-Шабаб» прибегает к насилию и угрозам для вербовки детей и молодёжи (AI 20 July 2011; Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 28; US 2011, 395), карает оказывающих сопротивление, а также угрожает им и их семьям (AI 20 July 2011, 31-32; US 2011, 395). К примеру, Государственный департамент США сообщает, что в Кисмайо, Байдабо и Марке молодых людей 15-ти лет и старше ставят перед выбором: сражаться или быть убитым (US 2011, 396). По имеющимся сведениям, «Аль-Шабаб» физически препятствует гражданам покидать определённую территорию или саму страну (Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 32; AI 20 July 2011, 28). Это тактический ход, который, по предположениям организации Amnesty International, используется для сохранения возможности вербовать молодых людей и мальчиков (AI 20 July 2011, 28).

По имеющимся сведениям, «Аль-Шабаб» прибегает к принуждению и использует различные стимулы для того, чтобы завербовать детей и молодёжь (ibid., 25; Marchal Mar. 2011, 40; UN 23 Mar. 2010, para. 9). Свидетельства, собранные правозащитной организацией Human Rights Watch, указывают на то, что «Аль-Шабаб» «предпочитает вербовать детей 12-16 лет из-за их неосведомлённости» (Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 28). Доктор Ролан Маршал, старший научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра политологии в Париже, утверждает, что «Аль-Шабаб» проводит «целенаправленную политику привлечения в исламские учебные заведения покинутых детей: сирот или детей, находящихся далеко от своей семьи» (Marchal Mar. 2011, 41). Государственный департамент США констатирует, что «Аль-Шабаб» выбирает для вербовки социально «уязвимых» детей (US 2011, 395). Согласно некоторым источникам, для привлечения детей и молодёжи используют также финансовые стимулы (UN 23 Mar. 2010, para. 9; AI 20 July 2011, 25; Somalia Report 21 June 2011). В докладе ООН отмечается, что «Аль-Шабаб» пользуется бедностью, царствующей в лагерях для ВПЛ, вербуя детей из самых бедных семей, обещая им деньги (23 Mar. 2010, para. 9). Газета «The Guardian» отмечает, что «Аль-Шабаб» платит своим наёмникам больше, чем Временное федеральное правительство (16 Aug. 2011), а доктор Маршал утверждает, что боевикам группировки платят ежемесячно, а не раз в год (Mar. 2011, 42).

Существуют также сведения о случаях вербовки взрослых, в том числе мужчин старшего возраста (Human Rights Watch 14 Aug. 2011, 28; Marchal Mar. 2011, 40). Организация Human Rights Watch сообщает, что зачастую вербуют мужчин «без определённого рода занятий» (14 Aug. 2011, 29). Согласно сведениям агентства «Рейтер», военные группировки вербуют «неработающих молодых людей» в лагерях для беженцев в г. Дадааб, Кения (4 Apr. 2011). Доктор Маршал утверждает, что стратегия вербования группировки «Аль-Шабаб» заключается не только в поиске «социально изолированной молодёжи», но также «людей, склонных к религиозным практикам (часто это сторонники других исламистских группировок…)» и членов «клановых меньшинств» (Mar. 2011, 50). Он отмечает, что структура «Аль-Шабаб» не отвечает клановой организации, подобно структуре других вооружённых группировок (ibid., 47). Это заявление подтверждает независимый эксперт ООН по вопросу о положении в области прав человека в Сомали (UN 23 Mar. 2010, para. 29). Однако доктор Маршал утверждает, что руководители «Аль-Шабаб» «стараются по максимуму использовать [клановые связи] в своих целях, при этом, не попадая к ним в зависимость. При попытке захватить новую территорию, они выставляют членов местных кланов на передовые позиции, не привлекая их к актам насилия против местного населения» (Marchal Mar. 2011, 49). Независимый эксперт по вопросу о положении в области прав человека указывает, что «Аль-Шабаб» принимает в свои ряды членов клановых меньшинств (UN 23 Mar. 2010, para. 29). Региональный эксперт также отмечает, что «Аль-Шабаб» опирается на «исторически социально изолированные кланы и клановые меньшинства, формируя для себя поддержку из числа их членов» (процитировано в «Jane's Terrorism and Security Monitor» 3 Feb 2011, 4). Такие социальные группы могут быть движимы местью (Marchal Mar. 2011, 50).

Группы, связанные с группировкой «Аль-Шабаб» .

В докладе независимого эксперта ООН по вопросу о положении в области прав человека в Сомали, датированного мартом 2011 г., утверждается, что за пределами Могадишо, «коалиции между и внутри вооруженных группировок постоянно менялись, в результате чего ситуация в южно-центральном Сомали продолжает оставаться нестабильной» (23 Mar. 2010, para. 45).

«Хизбул Ислам» [также известна под названиями Хисбул Ислам, Хизб аль-Ислам, Исламская партия] - это группировка, сформировавшаяся в феврале 2009 г. на основе четырёх исламистских группировок (International Crisis Group 18 May 2010, 9; GlobalSecurity.org 13 May 2010), находящихся в оппозиции по отношению к Временному федеральному правительству (Africa Confidential 26 Aug. 2011; GlobalSecurity.org 13 May 2010). В отличие от «Аль-Шабаб», это организация с клановой структурой (ibid.; Marchal, Marchal Mar. 2011, 47). Несмотря на имеющиеся сведения о стычках между группировками «Хизбул Ислам» и «Аль-Шабаб» (Jane's Terrorism and Security Monitor 3 Feb. 2011, 1; GlobalSecurity.org 13 May 2010), некоторые источники утверждают, что в декабре 2010 г. они объединились (Africa Confidential 26 Aug. 2011; Shabelle 20 Dec. 2010; Jane's Terrorism and Security Monitor 3 Feb. 2011, 1).

Согласно информационным источникам, руководство «Аль-Шабаб» связано с террористической сетью «Аль-Каида» (CFR 10 Aug. 2011; Marchal Mar. 2011, 43; BBC 17 Oct. 2011).

Этот отчёт был подготовлен на основе анализа общедоступной информации, собранной отделом исследований в сжатые сроки. Этот отчёт не является основанием для принятия решения о предоставлении убежища. Далее подан список источников, использованных при обработке данного информационного запроса.

Ссылки .

Africa Confidential. 26 August 2011. "Al Shabaab - Neither Gone Nor Forgotten." [Accessed 25 Oct. 2011]

Amnesty International (AI). 20 July 2011. "In the Line of Fire: Somalia's Children Under Attack." [Accessed 25 Oct. 2011]

British Broadcasting Corporation (BBC). 17 October 2011. "Q&A: Who Are Somalia's Al-Shabab?" [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 9 August 2011. Farouk Chothia. "Could Somali Famine Deal a Fatal Blow to Al-Shabab?" [Accessed 25 Oct. 2011]

Canada. 7 March 2010. Public Safety Canada."The Government of Canada Lists Al Shabaab as a Terrorist Organization." [Accessed 2 Nov. 2011]

Council on Foreign Relations (CFR). 10 August 2011. Stephanie Hanson. "Backgrounder: Al-Shabaab." [Accessed 25 Oct. 2011]

GlobalSecurity.org. 13 May 2010. Alisha Ryu. "Somalia's Powerful Hizbul Islam Insurgent Group Splits." [Accessed 2 Nov. 2011]

The Guardian [London]. 4 October 2011. Clar Ni Chonghaile. "Mogadishu Truck Bomb: Al-Shabaab Insurgents Claim Responsibility." [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 16 August 2011. Xan Rice. "Q&A: Somalia's Al-Shabaab Rebel Group." [Accessed 25 Oct. 2011]

Human Rights Watch. 14 August 2011. "You Don't Know Who To Blame: War Crimes in Somalia." [Accessed 25 Oct. 2011]

International Crisis Group. 18 May 2010. "Somalia's Divided Islamists." [Accessed 25 Oct. 2011]

Jane's Terrorism and Security Monitor. 3 February 2011. "Shabab Assimilates Rival." [Accessed 2 Nov. 2011]

Marchal, Roland. March 2011. The Rise of a Jihadi Movement in a Country at War: Harakat Al-Shabaab Al Mujaheddin in Somalia. [Accessed 25 Oct. 2011]

Reuters. 4 October 2011. Abdi Sheikh and Mohamed Ahmed."Somali's Al Shabaab Kills 70 in Mogadishu Bomb." [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 4 April 2011. Katy Migiro. "UN Aid Aims to Block Somali Militias from Kenya." [Accessed 25 Oct. 2011]

Shabelle Media Network [Mogadishu]. 20 December 2010. "Somalia: Hizbul Islam Joins to Al Shabaab." [Accessed 25 Oct. 2011]

Somalia Report [Nairobi and Mogadishu]. 21 June 2011. Muhyadin Ahmed Roble."Confessions of a Would-Be Suicide Bomber." [Accessed 25 Oct. 2011]

United Nations (UN). 7 September 2011. Integrated Regional Information Network (IRIN). "Analysis: Mogadishu After Al-Shabab." [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 30 August 2011. Security Council."Report of the Secretary-General on Somalia." (S/2011/549) [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 9 August 2011. Integrated Regional Information Network (IRIN). "Somalia: Al-Shabab Pullout - the Beginning of the End?" [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 9 November 2010. Security Council."Report of the Secretary-General on Children and Armed Conflict in Somalia." (S/2010/577) [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 23 March 2010. Human Rights Council. "Technical Assistance and Capacity-Building: Report of the Independent Expert on the Situation of Human Rights in Somalia, Shamsul Bari."(A/HRC/13/65) [Accessed 21 Oct. 2011]

United States (US). 2011. "Special Cases." Trafficking in Persons Report 2011. [Accessed 25 Oct. 2011]

_____. 26 Feb. 2011. Department of State."Designation of al-Shabaab as a Foreign Terrorist Organization." [Accessed 2 Nov. 2011]

Дополнительные источники .

Интернет-сайты, в том числе: Africa Research Bulletin; Al Jazeera; Al Shorfa; All Africa; AMISOM Media Monitoring; Critical Threats; Daily Nation (Kenya); Enough; European Country of Origin Information Network; Jane's Intelligence and Review; The New York Times; Suna Times; United Nations - RefWorld, Office for the Coordination of Humanitarian Affairs.

Уведомление об авторском праве: Этот документ опубликован с разрешения владельца авторского права и его составителя канадского Совета по вопросам иммиграции и беженцев (IRB). Оригинальную версию данного документа можно найти на официальном сайте Совета http://www.irb-cisr.gc.ca/en/. Документы, датируемые ранее 2003г., можно найти только на сайте Refworld.

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.