Несмотря на протесты, Грузия приняла антидискриминационный закон

После острых дебатов, парламент Грузии принял закон, запрещающий дискриминацию.

Закон был принят 2 мая 115 голосами против одного, оставив значительное лобби православных христиан недовольным пунктами о гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Тем временем, правозащитные организации обеспокоены тем, что окончательная формулировка была смягчена для устранения механизмов по наказанию нарушителей.

Закон, запрещающий все формы дискриминации, в том числе по языковому признаку, религиозной принадлежности и сексуальной ориентации, является предусловием для облегчения Грузии визовых процедур со странами Евросоюза.

Обсуждение законопроекта, которое 29 апреля проходило в комитете парламента по правам человека, в больше степени касалось изъятия терминов «сексуальная ориентации» и «гендерная принадлежность». Священники грузинской православной церкви, которые присутствовали на обсуждении, предостерегли от оставления этих терминов, а верующие провели акции протеста в Тбилиси и Кутаиси, где сейчас заседает парламент.

Глава церкви, патриарх Илиа II направил в парламент обращение, в котором говорится, что: «верующие считают нетрадиционные сексуальные отношения смертным грехом, а представленную форму законопроекта, пропагандой и узакониванием этого греха».

Он добавил, что гражданские права уже защищены в существующем законодательстве Грузии.

Несмотря на то, что равноправие закреплено в Конституции и законодательстве Грузии, правозащитники считают, что для их защиты существует мало эффективных механизмов. В последнем ежегодном докладе народный защитник говорил о гомофобии, как о «гибельной социальной тенденции, которая приводит к совершению преступлений на почве ненависти и другим дискриминационным действиям».

29 апреля министр юстиции Теа Цулукиани опровергла возражения церкви, заявив, что закон должен предусматривать гендерную принадлежность и сексуальную ориентацию, а в противном случае он не сможет удовлетворить условия, которые Евросоюз поставил Грузии для подписания Ассоциативного соглашения.

«Это гораздо большая польза для страны, в том числе для нашей территориальной целостности, чем безосновательное возмущение тем, что это уточнение может вызвать внутренние волнения», - заявила она.

Спикер парламента Давид Усупашвили был более резок относительно широкого политического контекста закона.

«Сегодня вопрос стоит так - мы идем в сторону Европы и признаем, что нельзя ущемлять права человека, если мы не разделяем его взглядов, или остаемся в России. Так что - Россия, или Европа? Этот выбор делает парламент страны и этот выбор мы должны сделать все вместе».

Когда в прошлом году министерство юстиции начало работу над законопроектом, оно для защиты равноправия предложило создать новую должность «инспектора», у которого были бы полномочия издавать обязательные к выполнению рекомендации и применять штрафные меры за осуществление дискриминационных действий.

Тем не менее, прежде чем представить законопроект на рассмотрение парламента, правительство внесло в него значительные поправки. После имеющего ключевое значение пересмотра была исключена идея об «инспекторе по равноправию» и ответственность за осуществление надзора за выполнением антидискриминационных правил или законов была передана Народному защитнику. Суть заключается в том, что офис омбудсмена должен будет решать проблемы посредством медиации и направлять дела в суд только в крайних случаях.

Одна из организаций, принимавших участие в разработке ранней версии законопроекта, Центр обучения и мониторинга прав человека, заявила, что не имеет возражений против той роли предоставленной Народному защитнику, пост которого сейчас занимает Уча Нануашвили, но у них вызывает обеспокоенность ограниченный мандат офиса омбудсмена.

«Общественность ему доверяет, а его сотрудники обладают большим опытом. Но с учетом масштабов работы, необходимой для борьбы с дискриминацией, необходимо передать ему больше кадровых и финансовых ресурсов. В противном случае, исполнение предусмотренных законом функций будет невозможно, - говорится в заявлении Центра. - В нынешней версии законопроекта не указываются средства, которыми будет располагать Народный защитник для реагирования и проверки выполнения условий примирения сторон. Так же неэффетивны механизмы на случай невыполнения рекомендаций Омбудсмена».

Гиорги Гоциридзе из Ассоциации молодых юристов Грузии также отметил, что у Омбудсмена не будет полномочий налагать штрафы и он сможет лишь добиваться правосудия по тем, делам по которым это будет необходимо.

«Если принять закон в таком виде, он будет неэффективным, так как действия, которые не являются по определению преступлением, но носят дискриминационный характер, реально остаются безнаказанными», - заявил IWPR Гоциридзе.

Закон предоставляет жертвам дискриминации право требовать компенсацию, но правозащитники говорят, что доказать ущерб от дискриминационных действий будет очень трудно.

Помощница премьер-министра Грузии по вопросам прав человека Тамар Чугошвили заявила, что закон должен быть смягчен, с целью изъятия большинства спорных вопросов.

«Правительство обсуждало этот вопрос и решило, что на данном этапе страна не готова к тому, чтобы напрямую ввести штрафы и необходимо в большей мере решать вопросы с помощью рекомендаций и судебных исков», - сказала Чугошвили.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.