Азербайджан: политические аресты продолжаются

Неожиданное освобождение, удостоенной множества наград Хадиджи Исмайловой, обусловлено эффективным международным давлением на экономически уязвимый Баку.

Но по мнению экспертов и самой Исмайловой, это не означает, что авторитарный режим Азербайджана смягчает свою жесткую политику.

Исмайлова сказала IWPR, что в условиях падения цен на нефть финансовые ресурсы правительства Азербайджана истощаются и поэтому у него не было другого выбора, кроме как пойти на уступки.

Давление было усилено такими факторами, как одобрение США Глобального закона Магнитского 18 мая, который означает, что в отношении нарушителей прав человека во всем мире могут быть применены санкции. Правовые меры Европы по ее делу и предстоящие международные спортивные мероприятия в Азербайджане также способствовалиусилению критики в адрес президента страны Ильхама Алиева.

«С одной стороны Конгресс США грозил [Баку] списком Магнитского, были обнародованы документы PanamaPapers, что привело к большому давлению на правительство Азербайджана», – продолжила она. С другой стороны ожидается решение Евросуда [по делу Исмайловой]. Ожидается новая волна международного давления в преддверии соревнований Формулы-1 [которые должны пройти в Баку 17-19 июня].

«Если бы мое дело оставили на сентябрь, Ильхаму Алиеву пришлось бы выслушивать новые упреки на очередном собрании Генеральной Ассамблеи ООН, – сказала Исмайлова. – А главное, правительство Азербайджана не имеет таких больших денег, как раньше для мобилизации всех лобби-групп, чтобы отвести от себя все волны давления. Когда нет денег, невозможно откупиться и заставить молчать [людей] взятками».

Исмайлова была арестована в декабре 2014 года, а в сентябре 2015 Бакинский суд приговорил ее к семи с половиной годам тюремного заключения по обвинениям в растрате, незаконной предпринимательской деятельности, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблениях должностными полномочиями.

По широко распространенному мнению, это стало возмездием за ее журналистские расследования о коррупционных связях Алиева и его семьи.

Ее осуждение вызвало резкое международное осуждение в адрес Алиева, а многие правозащитные организации, группы гражданского общества и правительства иностранных государств выступали с требованием о ее освобождении.

Сейчас Верховный суд Азербайджана заменил приговор на три с половиной года условного заключения, отменив два из четырех обвинений, которые были выдвинуты против нее изначально. Суд оставил в силе приговор по обвинению в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов.

Организация Репортеры без границ заявила, что условное наказание стало «способом заставить замолчать тех, кто ведет активную деятельность от ее имени, не признав ее невиновности».

Сразу же после освобождения, Исмайлова дала ясно понять, что продолжит борьбу за восстановление своего доброго имени, поскольку обвинительный приговор все еще остается в силе.

Интересы Исмайловой представляли известные адвокаты Амаль Клуни из Doughty Street Chambers и Нани Янсен из Института защиты прав медиа.

В марте Клуни и Янсен подали в Европейский суд юридические заявления с жалобой о нарушении прав Исмайловой, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека.

В заявлении адвокаты поприветствовали ее освобождение и призвали к тому, чтобы Исмайловой «была предоставлена возможность продолжать свою журналистскую деятельность без дальнейших преследований со стороны власти».

По инициативе коалиции Sports for Rights, на 40-ой день рождения Исмайловой, который был через два дня после ее освобождения, в разных странах прошли торжества и демонстрации.

Также звучали призывы об освобождении всех политзаключенных в Азербайджане.

На данный момент в азербайджанских тюрьмах содержатся примерно 70 журналистов, блогеров и активистов.

Один из них ведущий программы Азербайджанский час и политический обозреватель газеты Азадлыг Сеймур Хази был признан международным сообществом узником совести.

Хази был арестован в августе 2014 года по сфабрикованным обвинениям в нарушении общественного порядка, а в январе 2015 был приговорен к пяти годам заключения за хулиганство. На днях он был удостоен награды Свободная пресса от фонда имени Герда Буцериуса (Гамбург) и фонда Фритта Орда (Осло) за 2016 год.

(Смотрите также: Сомнительное обвинение в нападении против азербайджанского журналиста и Азербайджан: беспощадный год для свободы прессы ).

ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПЕРЕД «ВРАЩАЮЩЕЙСЯ» ДВЕРЬЮ

Исмайлова стала одной из политзаключенных освобожденных в этом году.

В марте, накануне поездки Алиева на саммит в США, в Азербайджане было освобождено более десяти политзаключенных.

В конце марта, по решению Пленума Верховного Суда Азербайджана, был освобожден известный правозащитник Интигам Алиев. Суд заменил приговор в виде лишения свободы на 7,5 лет, на условное наказание сроком на пять лет.

Политолог движения Республиканская альтернатива (РЕАЛ) Самира Гасымлы подчеркнула, что освобождение заключенных стало результатом внешнего давления на правительство на фоне экономических проблем.

(Смотрите также: Объяснение неожиданной амнистии заключенных в Азербайджане).

«Конгресс США требовал немедленного освобождения четырех политзаключенных, грозя санкциями азербайджанскому правительству. Трое из них – Анар Мамедов, Интигам Алиев и Хадиджа Исмайлова уже на свободе. Из этой четверки в заключении остается только лидер РЕАЛ Ильгар Мамедов», – сказала она.

Председатель женской организации оппозиционной партии Мусават Наиля Ягублу тоже сказала о том, что удручающая экономическая ситуация в Баку сделала его уязвимым к такому давлению.

(Смотрите также: Азербайджанцы противостоят девальвации)

«Правительство неоднократно обращалось в Международный валютный фонд и Международный банк с просьбой о кредите», – сказала она.

«Угрозы [сенатора США Джона] Маккейна на счет списка Магнитского тоже достаточно серьезная причина для смягчения власти. Но, думаю, если бы в распоряжении азербайджанской власти было много денег как раньше, они снова легко проигнорировали бы эту угрозу», – сказала Ягублу IWPR.

Редактор оппозиционной газеты Азадлыг Рагим Гаджиев подчеркнул, что освобождение политзаключенных не является признаком умеренности.

«Даже несмотря на то, что Интигам Алиев и Хаджиджа Исмайлова освобождены, они остаются осужденными. Власти бы показали реальный гуманизм, освободив всех политзаключенных сразу», – сказал он IWPR.

Тем временем аресты по политическим причинам продолжаются.

В день освобождения Хадиджи Исмайловой, на 10 суток были задержаны журналист Эльнур Мухтар и молодой активист Амид Сулейманов.

28 мая, по обвинению в мелком хулиганстве, на 15 суток был арестован глава молодежного отделения Шекинской районной организации партии Народного фронта Азербайджана Самир Гасанов.Он был взят под стражу после того, как группа активистов ПНФА посетила Аллею Шехидов по случаю Дня Республики, который посвящен объявлению независимости Азербайджана в 1918 году.

По словам Гасымлы, из-за слабости с доморощенной оппозиции, на Баку оказывают влияние только устойчивые международные действия.

«К сожалению, смягчение правительства происходит только по причине внешнего давления, внутреннего давления власти уже давно не чувствуют».

«Правительство прекрасно знает, что вопрос политзаключенных является проблемой узкого круга людей, – продолжила она. – Большая часть общества даже не знает этих людей. И это имеет только одно объяснение – правительству удалось создать модель апатичного общества, над которым оно долго работало».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.