Риски для энергобезопасности Абхазии и Грузии

Перспектива проведения ремонтных работ на ГЭС, которая имеет ключевое значение для энергообеспечения Грузии и Абхазии, породила вопросы о энергобезопасности соседствующих территорий.

Станция, которая простирается по обе стороны де-факто границы, представляет собой единственный совместный грузино-абхазский проект.

Отношения между двумя сторонами крайне напряженные, поскольку в 90-е годы Абхазия вышла из под контроля Грузии и объявила о своей независимости. Россия признала Абхазию в 2008 году, но Грузия до сих пор настаивает на своем суверенитете.

Специалисты предупреждают, что гидроэлектростанция, которую грузины называют Ингури, а абхазы - Ингур, и которая функционирует с 1978 года, остро нуждается в ремонте. Это предполагает осуществление крупного проекта, который может оказать дополнительное давление на и без того хрупкое партнерство.

Ингури ГЭС, высота которой составляет 271,5 метров, а длина 800 метров, является одной из крупнейших арочных бетонных плотин в мире. Водохранилище и часть деривационного тоннеля находятся на грузинской стороне, другая часть тоннеля, здание ГЭС и четыре перепадные ГЭС - на абхазской.

Обе стороны управляют объектом и делят электричество, которое он производит, что побуждает их к сотрудничеству и регулярным контактам.

«Это как сиамские близнецы, которых разделить не получается», - сказал директор Международной школы экономики при Тбилисском государственном университете Эрик Ливни.

«На данный момент Ингурская ГЭС - одно из немногих связующих звеньев между Грузией и Абхазией... В других сферах сотрудничество между сторонами конфликта напрочь отсутствует, - сказал Ливни. - И я не вижу другого будущего для Грузии и Абхазии, кроме как общаться напрямую и решать проблемы сообща».

ПОИСК НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

Ремонт и реконструкция гидроэлектростанции обойдутся очень дорого, также возникает вопрос, как устранить потери энергии и обеспечить альтернативные источники питания на то время, пока будут выполняться работы. Это, в свою очередь, создает риски для энергетической безопасности обеих сторон.

В 2014 году, при финансировании международных доноров, была проведена масштабная реабилитация электротехнического и гидромеханического оборудования, а также были выполнены работы по повышению надежности основной арочной плотины. Эти работы были произведены поэтапно, что позволило не прерывать работу ГЭС.

На данный момент, главный вопрос заключается в ремонте напорно-деривационного тоннеля длиной 15,5 км, из-за чего станция прекратит работу на несколько месяцев.

В настоящее время теряется почти половина объема воды, поступающего в тоннель. За секунду - 10 из 22 кубометров. Но для оценки и ремонта хотя бы самого аварийного участка длинной около 300 метров, надо будет остановить всю станцию.

«Для оценки состояния тоннеля и проведения необходимых проектно-изыскательных работ для полного ремонта, требуется остановка ГЭС с опорожнением тоннеля на 3-3,5 месяца, - заявил глава департамента энергетики в министерстве энергетики Грузии Давид Шарикадзе. - За это же время надо успеть ремонт самых аварийных участков».

А это значит, что Абхазия, как и Грузия должны будут не только оплатить ремонт, но также найти ресурсы для приобретения на эти месяцы альтернативных источников энергии. Для более капитального ремонта станция должна будет прекратить деятельность на более длительный срок.

В Абхазии уже были сбои в подаче - в январе и феврале электричество отключалось на два часа днем и на три - ночью.

Дефицит возник в результате прошлогоднего засушливого лета и увеличения потребления электроэнергии в Абхазии.

«Ситуация этой зимы ясно показала, что обеим сторонам нужно вложиться в ремонт, - сказал Ливни. - Очень может быть, что временные проблемы с подачей электроэнергии и осознание серьезности ситуации, подтолкнет стороны к решению совместно инвестировать в ремонт гидроэлектростанции. И это будет замечательно».

Однако он сомневается, что такой масштабный ремонт возможен в ближайшем будущем. Для ремонта всего тоннеля потребуется несколько лет.

«Нет таких ресурсов пока, чтобы компенсировать потерю электроэнергии», - заключил он.

Однако официальная позиция Грузии не исключает проведения комплексных строительных работ.

«Не исключено, что в скором времени мы снова вернемся к вопросу ремонта совместного стратегического объекта, иначе могут возникнуть перебои в подаче электроэнергии», - сказал IWPR Государственный министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили.

ТРЕБУЮТСЯ КРУПНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Ситуация в энергетике Абхазии достигла критической точки.

После войны в 90-х годах прошлого века, Ингур ГЭС стала, практически, единственным источником электроэнергии на всей ее территории. Десятки малых электростанций, функционировавших в советский период, были разрушены в ходе боевых действий или разграблены в послевоенный период.

На протяжении двух десятилетий, обе стороны действовали по «джентльменскому соглашению», согласно которому Абхазия получала 40, а Грузия 60% энергии, вырабатываемой Ингур ГЭС. Государственная энергокомпания Абхазии получает электроэнергию бесплатно и продает ее потребителям по низкому тарифу.

В Абхазии растет потребление энергии, однако, некоторые эксперты связывают это с минимальными тарифами и низким уровнем оплаты.

По словам технического директора ГЭС Гии Хубуа, этой зимой рост потребления электроэнергии в Абхазии составил почти десять процентов.

«В зимний энергетический сезон - с начала ноября до конца марта, Абхазия потребляет около 1 млрд кВт/час, а наша возможность - всего 800 млн кВт/час, не больше», - сказал Хубуа.

Грузия импортирует дополнительную электроэнергию из России и поставляет ее в Абхазию, но этот вариант рассматривается в качестве временного решения.

Не имея альтернативных источников электроэнергии и дополнительных средств, абхазские политики ведут переговоры с Москвой, которая обеспечивает большую долю государственного бюджета Абхазии.

По словам главы абхазской государственной компании Черноморэнерго Аслана Басария, нужны крупные инвестиции.

«По нашим оценкам, речь может идти о 30-35 млрд. рублей (450 -530 миллионов долларов), - сказал Басария. Что касается перепадных ГЭС [каскад из четырех гидроэлектростанций на реке Эрисцкали, известной в Абхазии как Эрцкар, часть гидроэнергетического комплекса Ингури], там необходимо около 10 млрд. рублей (около 150 миллионов долларов)».

Однако, по его словам, российская компания Россети, определила, что в сферу энергетики Абхазии необходимо инвестировать 73 млрд. рублей (1.1 миллиарда доллара США).

Для того чтобы понять масштаб проблемы следует отметить, что бюджет Абхазии на 2016 год составляет 13,5 миллиардов рублей (200 миллионов долларов).

ТБИЛИСИ ВЗВЕШИВАЕТ ВАРИАНТЫ

Ингури ГЭС, которая находится в собственности государства, производит более половины от всего объема электроэнергии в Грузии. Остальная часть производится на более мелких частных гидроэлектростанциях и нескольких тепловых электростанциях.

В летнее время, когда уровень воды высокий, Грузии даже удается экспортировать электроэнергию в другие страны региона.

Но общая зависимость от гидроэнергетики означает, что страна, для покрытия сезонного дефицита, вынуждена импортировать газ. Зимой, когда уровень воды в водохранилищах опускается до минимального уровня, значительную часть электроэнергии страна вынуждена импортировать из России и Азербайджана.

Хотя в Грузии, активно строятся новые электростанции, Ингури ГЭС все еще играет ведущую роль в системе энергетики страны.

По словам Ливни, если в Грузии будет продолжаться прирост электроснобжения, то, во время ремонта Ингурской ГЭС, она сможет подавать в Абхазию электроэнергию, вырабатываемую на других грузинских электростанциях.

Например, в северо-западном регионе Грузии - Сванети планируется строительство еще одной мощной гидроэлектростанции.

«В этом случае, возможно, что у Грузии будут свои мощности снабжать Абхазию. Но пока я не знаю, насколько это реально, так как потребление электроэнергии как в Грузии, так и в Абхазии тоже стремительно растет», - сказал он.

Однако осуществление такого проекта подразумевает двустороннее сотрудничество. В обоих обществах, сотрудничество рассматривается как предательство национальных интересов.

Директор Института энергетики и устойчивого развития в Государственном университете Ильи Мурман Маргвелашвили говорит, что обе стороны должны придти к осознанному пониманию, что производство электроэнергии - это экономический процесс.

«Абхазии и Грузии нужно понять, что вырабатываемая электроэнергия - это общий продукт, - сказал Маргвелашвили. - Его можно продавать на любой рынок и извлечь общую выгоду».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.