Проблемы здоровья беженцев и мигрантов

В: Каковы общие проблемы беженцев и мигрантов, прибывающих в Европейский регион?

О: Проблемы здоровья беженцев и мигрантов аналогичны проблемам остальной части населения, хотя некоторые группы могут иметь более высокую распространенность. Наиболее частые проблемы здоровья вновь прибывших мигрантов включают непреднамеренные травмы, гипотермию, ожоги, сердечно-сосудистые заболевания, беременность и осложнения, связанные с родами, диабет и гипертензию. Мигранты-женщины часто сталкиваются со специфическими проблемами, особенно связанными со здоровьем матерей, новорожденных и детей более старшего возраста, с репродуктивным здоровьем и с насилием.

Воздействие на мигрантов рисков, связанных с перемещением населения, психосоциальных расстройств, проблем репродуктивного здоровья, более высокой смертности новорожденных, наркомании, нарушений питания, алкоголизма и насилия увеличивает их уязвимость для неинфекционных заболеваний (НИЗ). Основной проблемой в связи с НИЗ является прекращение медицинской помощи в результате либо отсутствия доступа к ней, либо уничтожения систем и поставщиков медициснких услуг; перемещение приводит к прерыванию непрерывного лечения, которое является важным при хронических состояниях.

Уязвимые дети подвержены острым инфекциям, таким как респираторные инфекции и диарея, из-за плохих условий жизни и лишений во время миграции, и им необходим доступ к неотложной помощи. Отсутствие гигиены может привести к кожным инфекциям. Кроме того, число случаев смерти среди беженцев и мигрантов, пересекающих Средиземное море, быстро увеличивается: по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в течение 6 последних месяцев утонули в море или пропали 1867 человек.

В: Какими являются рекомендации ВОЗ в отношении сортировки и скрининга мигрантов по прибытии?

О: ВОЗ не рекомендует проводить обязательный скрининг беженцев и мигрантов на болезни из-за отсутствия четкого подтверждения преимуществ (или эффективности с точки зрения затрат); более того, он может вызвать беспокойство у отдельных беженцев и более широкой общины.

ВОЗ решительно рекомендует организовывать и проводить медицинские осмотры для обеспечения доступа к медпомощи для всех беженцев и мигрантов, нуждающихся в защите здоровья. Медицинские осмотры должны проводиться на предмет как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, соблюдая права человека и уважая достоинство мигрантов.

Результаты скрининга никогда не должны использоваться в качестве оправдания высылки беженца или мигранта из страны.

Обязательный скрининг препятствует обращению мигрантов за проведением медицинского обследования и создает опасность идентификации пациентов с высоким риском. Несмотря на широко распространенное мнение, что существует связь между миграцией и распространением инфекционных болезней, доказательства наличия систематической связи отсутствуют. Беженцы и мигранты подвергаются воздействию главным образом инфекционных болезней, которые распространены в Европе независимо от миграции. Риск завоза в Европу редких возбудителей инфекций, таких как вирус Эбола, является крайне низким, и когда он возникает, опыт показывает, что такой вирус поражает скорее лиц, совершающих регулярные поездки, туристов или медико-санитарных работников, чем беженцев или мигрантов.

Сортировку рекомендуется проводить в пункте въезда, чтобы выявить проблемы здоровья у беженцев и мигрантов сразу же после прибытия. Затем должны последовать правильный диагноз и лечение, и для специфических групп населения (детей, беременных женщин, пожилых людей) также необходимо обеспечить соответствующую медицинскую помощь.

Каждый перемещающийся человек должен иметь полный доступ к больничным условиям для профилактики (например, вакцинации) и, в случае необходимости, к высококачественной медицинской помощи без дискриминации по признаку пола, возраста, религии, национальности или расовой принадлежности. Это является самым безопасным способом обеспечить, чтобы проживающее в данном месте население не подвергалось воздействию завезенных возбудителей инфекций. ВОЗ поддерживает политику оказания медико-санитарных услуг мигрантам и беженцам, невзирая на их юридический статус, как часть всеобщего охвата услугами здравоохранения.

В: Что рекомендует ВОЗ в отношении вакцинации вновь прибывших мигрантов?

О: Передача болезней, предупреждаемых с помощью вакцин, местному населению страны может, вероятно, произойти при возвращении местного жителя из отпуска в эндемичной стране так же, как при прибытии мигранта из этой страны. Большие различия в иммунитете продолжают существовать между группами населения во всем Регионе либо из-за того, что страны решают не проводить вакцинацию, либо из-за ограниченного доступа к службам вакцинации.

Европейское региональное бюро ВОЗ регулярно не собирает информацию о передаче предупреждаемых вакцинацией болезней среди мигрантов или об их охвате иммунизацией. Однако хорошо документированные вспышки кори происходили в результате передачи от мигрантов, мобильных групп населения, лиц, совершающих международные поездки, и туристов.

Справедливый доступ к вакцинации имеет первостепенное значение и является одной из целей Европейского плана действий в отношении вакцин на 2015-2020 годы. В этом плане предлагается, чтобы все страны Региона обратили особое внимание на обеспечение соответствия и доступа мигрантов, лиц, совершающих международные поездки, и маргинализованных общин к соответствующим (с точки зрения культуры) услугам и информации в области вакцинации. Мы выражаем одобрение тем многочисленным странам, принимающим огромные потоки мигрантов, которые включают мигрантов в свои программы регулярной вакцинации.

Основные сведения об охвате иммунизацией

В: Какой доступ к медико-санитарной помощи рекомендует ВОЗ для беженцев и мигрантов?

О: Юридический статус является одним из самых важных факторов, определяющих доступ мигрантов к услугам здравоохранения в стране. Каждый беженец и мигрант должен иметь полный, непрерывный доступ к больничным условиям и, в случае необходимости, к высококачественной медицинской помощи без дискриминации по признаку пола, возраста, религии, национальности или расовой принадлежности. ВОЗ поддерживает политику предоставления медико-санитарных услуг независимо от юридического статуса мигрантов. Поскольку быстрый доступ к медицинской помощи может привести к излечению, он может предотвратить распространение болезни; поэтому в интересах как мигрантов, так и принимающей страны обеспечить, чтобы местное население не подвергалось воздействию завезенных возбудителей инфекций. Также диагностика и лечение таких НИЗ, как диабет и гипертензия, может предотвратить ухудшение этих состояний и создание угрозы для жизни.

В: Что делает ВОЗ для преодоления последствий огромного притока беженцев и мигрантов в Европейский регион?

О: ВОЗ делает следующее:

разрабатывает политику здравоохранения, учитывающую потребности мигрантов; укрепляет системы здравоохранения для предоставления справедливого доступа к услугам; создает информационные системы для оценки здоровья мигрантов; обменивается информацией о наилучшей практике;

повышает культурное и гендерное значение и усиливает специальную подготовку поставщиков услуг и профессиональных работников в области здравоохранения; и содействует многосекторальному сотрудничеству между странами в соответствии с резолюцией WHA61.17 о здоровье мигрантов, одобренной на 61-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2008 году.

ВОЗ работает над решением проблем здоровья, связанных с перемещениями людей, в течение многих лет. В Основах европейской политики ВОЗ «Здоровье 2020» на миграцию и здоровье обращается особое внимание, учитывая уязвимость населения и права человека. После политических, экономических и гуманитарных кризисов в северной части Африки и на Ближнем Востоке ВОЗ в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Италии в апреле 2012 года создала проект по Связанным с общественным здравоохранением аспектам миграции в Европе. Цели этого проекта следующие:

усиление возможностей систем здравоохранения по удовлетворению медико-санитарных потребностей смешанных потоков мигрантов и местного населения;

содействие немедленным практическим действиям в области здравоохранения;

обеспечение учета потребностей мигрантов в политике здравоохранения;

повышение качества оказываемых медицинских услуг;

и оптимизация использования структур и ресурсов здравоохранения в странах, принимающих потоки мигрантов.

До августа 2015 года Региональное бюро провело совместные миссии по оценке с министерствами здравоохранения Болгарии, Кипра, Греции, Италии, Мальты, Португалии, Сербии и Испании с помощью нового «Комплекта для оценки возможностей систем здравоохранения справиться с огромным притоком мигрантов в острой фазе» для принятия ответных мер и решения сложных, ресурсоемких, многосекторальных, политически важных вопросов, связанных со здоровьем и миграцией.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.