Заключение № 98 (LIV) — 2003 год: Защита от принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации

Исполнительный комитет,

вновь подтверждая свои Заключения № 39 (XXXVI), № 47 (XXXVIII), № 54 (XXXIX), № 60 (XL), № 64 (XLI), № 68 (XLII), № 73 (XLIV), № 74 (XLVI), № 79 (XLVI), № 84 (XLVIII), № 85 (XLIX), № 87 (L), № 91 (LII) и № 94 (LIII), и в частности необходимость борьбы против сексуального и гендерного насилия в ситуациях кризисов с беженцами; и ссылаясь также в этом контексте на соответствующие задачи и цели Повестки дня в области защиты;

напоминая об усилиях международного сообщества по укреплению международно-правовых рамок борьбы против принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

ссылаясь также на доклад Управления служб внутреннего надзора Организации Объединенных Наций о расследовании случаев сексуальной эксплуатации беженцев работниками по оказанию помощи в Западной Африке и резолюцию A/RES/57/306;

отмечая поступающие в последние несколько лет тревожные сообщения о том, что беженцы и лица, ищущие убежища, особенно женщины и дети, становились жертвами принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации во время спасения бегством и по прибытии в свои страны убежища, и будучи глубоко обеспокоен тем, что это негативно отразилось на их доступе к базовой защите и помощи, включая здравоохранение и образование, выдачу личных документов или предоставление статуса беженца;

признавая, что принуждение к сексуальным отношениям и сексуальная эксплуатация являются следствием отношений неравенства в силе и власти; их динамика зачастую усугубляется во время гуманитарных кризисов, характеризующихся широко распространенным насилием, массовым перемещением населения и подрывом семейных уз, социальных и ценностных систем; и с тревогой увеличивают уязвимость беженцев и просителей убежища перед принуждением к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатацией;

признавая важность эффективных механизмов предотвращения и реагирования на случаи принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации на всех этапах, через которые проходят беженцы;

признавая, что наилучшие интересы ребенка должны быть главным соображением при разработке и осуществлении всех мер предотвращения и реагирования, с тем чтобы обеспечить защиту детей от всех форм принуждения, безнадзорности, эксплуатации и насилия, включая принуждение к сексуальным отношениям и сексуальную эксплуатацию;

приветствуя подготовленный в июне 2002 года доклад Целевой группы Межучрежденческого постоянного комитета по вопросам защиты от сексуальной эксплуатации и насилия в условиях гуманитарных кризисов и ее план действий по решению проблемы принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

ссылаясь на предыдущие директивы и руководящие принципы УВКБ ООН по борьбе против насилия в отношении беженцев, включая Директиву 1989 года и Руководящие принципы 1991 года, касающиеся защиты женщин-беженок; и Директиву 1993 года и Руководящие принципы 1994 года, касающиеся обеспечения защиты детей-беженцев и проявления заботы о них, Руководящие принципы 1995 года по предотвращению и мерам реагирования на сексуальное насилие в отношении беженцев, обновленные в 2003 году; а также Пять обязательств Верховного комиссара в отношении женщин-беженок, объявленных в 2001 году;

отмечая издание УВКБ ООН в мае 2003 года пересмотренных «Руководящих принципов по вопросам сексуального и тендерного насилия в кризисных ситуациях с беженцами, репатриантами и перемещенными лицами», а также «Руководящих принципов УВКБ ООН по вопросам международной защиты, касающихся преследования по тендерному признаку», опубликованных в мае 2002 года, и отмечая усилия УВКБ ООН по решению проблемы сексуального и гендерного насилия на местах и различные инициативы по подготовке кадров для привития персоналу практических навыков, необходимых для удовлетворения потребностей в защите жертв принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

приветствуя усилия УВКБ ООН по решению этой проблемы путем обнародования и осуществления Кодекса поведения сотрудников УВКБ ООН в соответствии с планом действий Целевой группы Межучрежденческого постоянного комитета по вопросам защиты от сексуальной эксплуатации и насилия в условиях гуманитарных кризисов; и внесение поправки в его дополнительные соглашения об осуществлении программ, требующей, чтобы его партнеры-исполнители имели аналогичные кодексы поведения и полностью их соблюдали,

а) призывает государства, УВКБ ООН и его партнеров-исполнителей и оперативных партнеров обеспечить наличие надлежащих систем предотвращения и реагирования на сексуальное и тендерное насилие, включая принуждение к сексуальным отношениям и сексуальную эксплуатацию, обеспечивающих на постоянной основе удовлетворение нужд женщин и детей, а также лиц, находящихся в уязвимом положении; и рекомендует, чтобы принятие мер по борьбе против принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации в отношении беженцев и просителей убежища осуществлялось с учетом важности:

i) наличия прямых ссылок в кодексах поведения и других соответствующих документах на обязанности соответствующих сотрудников в области предотвращения и надлежащего реагирования на сексуальное и тендерное насилие, включая принуждение к сексуальным отношениям и сексуальную эксплуатацию;

ii) обеспечения оперативного расследования утверждений о принуждении к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

iii) обеспечения того, чтобы меры, принимаемые в интересах беженцев и лиц, ищущих убежища, включая женщин, детей и уязвимых лиц, повышали их значимое участие в процессах принятия решений; чтобы им предоставлялась достаточная информация для формирования своих мнений и предоставлялись необходимые каналы для доведения ими своих озабоченностей до сведения гуманитарных учреждений, а также чтобы им предоставлялась полная информация о защите беженцев и имеющейся помощи;

iv) обеспечения того, чтобы в рамках оценок потребностей, анализов и докладов выявлялась степень уязвимости перед принуждением к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатацией и закладывалась основа для деятельности по улучшению планирования программ в целях сведения к минимуму риска и возможности подвергнуться принуждению к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации и чтобы процессы защиты и оказания помощи с учетом качества и количества помощи и методов ее распределения, включая контроль, разрабатывались и осуществлялись таким образом, чтобы уменьшить риск принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

v) обеспечения того, чтобы управление лагерями осуществлялось на равноправной основе для расширения возможностей женщин, детей и уязвимых групп и чтобы физическое проектирование лагерей осуществлялось таким образом, чтобы сделать таких лиц менее уязвимыми перед принуждением к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатацией;

vi) обеспечения легкодоступных и конфиденциальных систем подачи и рассмотрения жалоб для жертв принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации и надлежащего применения санкций к виновным, равно как и обеспечение того, чтобы такие механизмы учитывали необходимость соблюдения процессуальных гарантий прав обвиняемых и гарантировали безопасность и права потерпевших или свидетелей;

vii) обеспечения осуществления надлежащих мер возмещения для необходимой заботы о жертвах принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

viii) организации мероприятий в области подготовки кадров и укрепления потенциала с целью предотвращения и реагирования на принуждение к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

b) призывает УВКБ ООН продолжить свою текущую деятельность в области предотвращения принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации, уделяя особое внимание:

i) обеспечению полного осуществления соответствующих директив, кодексов поведения, руководящих принципов по вопросам сексуального и тендерного насилия в кризисных ситуациях с беженцами, репатриантами и внутренне перемещенными лицами, а также руководящих принципов УВКБ ООН по вопросам преследования по гендерному признаку;

ii) осуществлению соответствующих рекомендаций по результатам оценок УВКБ ООН мероприятий, касающихся женщин и детей из числа беженцев и общинных услуг;

iii) обеспечению надлежащего мониторинга и контроля программ в области предотвращения и защиты от принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации, в том числе путем физического присутствия, и оказание помощи сотрудникам на местах по осуществлению конкретных программ действий;

iv) разработке механизмов по обеспечению отчетности, в том числе на руководящих уровнях, за осуществлением всех мер по защите и оказанию помощи с целью предотвращения сексуального и гендерного населения;

v) поощрению тендерного баланса в коллективах сотрудников на всех уровнях, как в штаб-квартире, так и на местах, наряду с экспертными и специальными знаниями с учетом принципов отбора наиболее достойных кандидатов;

c) настоятельно призывает все государства в соответствии с применимыми нормами международного права беженцев, права прав человека и гуманитарного права:

i) защищать беженцев и лиц, ищущих убежища, особенно детей, от всех форм принуждения, безнадзорности, эксплуатации и насилия; и

ii) сотрудничать при искоренении всех форм дискриминации, сексуальной эксплуатации и насилия в отношении женщин-беженок и женщин, ищущих убежища, и поощрять их активное участие в принятии решений, затрагивающих их жизнь и их общины;

d) настоятельно призывает государства уважать и обеспечивать право всех лиц на их территории и под их юрисдикцией на неприкосновенность личности, в частности путем исполнения соответствующих национальных законов в соответствии с международным правом и путем принятия конкретных мер, если таковые не приняты, по предотвращению и борьбе против принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации, в том числе посредством:

i) разработки и осуществления программ подготовки, руководящих принципов и других практических мер, нацеленных на поощрение уважения всеми государственными служащими, а также лицами, действующими от имени государства, которые вступают в контакт с беженцами, права каждого человека на неприкосновенность личности и на защиту от принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации;

ii) надлежащих последующих мер в ответ на утверждения о сексуальном насилии и эксплуатации, включая в необходимых случаях применение мер правовой помощи, таких, как облегчение подачи и расследования жалоб на сексуальное насилие и эксплуатацию, преследование виновных и принятие своевременных и соразмерных содеянному дисциплинарных санкций в случаях злоупотреблений властью или грубой небрежности, приведших к сексуальной эксплуатации;

iii) механизмы подачи жалоб и предоставления в соответствующих случаях возмещения, которые обеспечивают удобный доступ, не ставят под угрозу безопасность потерпевших или других информантов и должным образом учитывают соблюдение конфиденциальности. По возможности, такие механизмы подачи жалоб должны помогать потерпевшим и свидетелям обращаться в службы поддержки, укомплектованные надлежащим образом подготовленным персоналом, включая, в частности, консультантов-женщин;

e) призывает государства обеспечить, чтобы все гуманитарные учреждения, финансируемые ими и работающие с беженцами, осуществляли и поддерживали политику, соответствующую ключевым принципам плана действий целевой группы Межучрежденческого постоянного комитета по вопросам защиты от сексуальной эксплуатации и насилия в условиях гуманитарных кризисов;

f) призывает УВКБ ООН поддерживать свой внутренний потенциал проведения расследований в рамках Канцелярии Генерального инспектора, для того чтобы обеспечить, чтобы эта Канцелярия могла оперативно и эффективно проверять достоверность любых утверждений о принуждении к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации со стороны персонала УВКБ ООН или партнеров-исполнителей;

g) призывает международное сообщество в сотрудничестве с УВКБ ООН и другими международными организациями мобилизовать необходимые ресурсы для предоставления защиты и материальной помощи в интересах поддержки принимающих стран в духе международной солидарности, сотрудничества, совместного несения бремени, поскольку неадекватная защита или неадекватная, недостаточная или плохо распределяемая помощь может повысить уязвимость беженцев и лиц, ищущих убежища, перед принуждением к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатацией;

h) призывает УВКБ ООН и впредь сотрудничать с другими участниками в обеспечении защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, от эксплуатации и злоупотреблений, в том числе через участие в целевой группе Межучрежденческого постоянного комитета по вопросам защиты от сексуальной эксплуатации и насилия в условиях гуманитарных кризисов и другие координационные механизмы;

i) призывает УВКБ ООН и далее представлять на регулярной основе доклады о ходе осуществления мер по борьбе против принуждения к сексуальным отношениям и сексуальной эксплуатации.

Комментарии:
54-я сессия Исполнительного Комитета.