Гуманитарные сотрудники на Украине: нас вдохновляют сами люди

Сегодня, во Всемирный день гуманитарной помощи, в ООН привлекают внимание к деятельности женщин из числа гуманитарных сотрудников. Ноэль Калхун из Управления ООН по делам беженцев (УВКБ) - одна из них. Сегодня она - заместитель представителя УВКБ на Украине. Ее коллеги оказывают помощь беженцам, людям без гражданства и вынужденным переселенцам. С Ноэль поговорила Елена Вапничная.

НК: Внутренне перемещенным лицам мы оказываем юридическую помощь и также помощь в строительстве, потому что много домов было разрушено в ходе конфликта. Мы помогаем людям восстанавливать свои дома. Мы работаем на обеих сторонах в «зоне соприкосновения».

ЕВ: Насколько опасно для ваших сотрудников работать в «зоне соприкосновения», там ведь все-таки продолжаются обстрелы?

НК: Да, обстрелы продолжаются. Но надо сказать, что в этом году мы видели улучшения в том плане, что от конфликта пострадало меньше гражданских лиц. Сравнивая с предыдущем годом, количество жертв гражданского населения упало на 50 процентов. Поэтому все-таки есть какой-то прогресс, и мы надеемся на улучшения, потому что этот конфликт длится уже 5 лет. Это больше, чем Великая Отечественная война. Люди так давно страдают от конфликта, что не могут построить свою новую жизнь. Они не могут отстроить свои дома, потому что боятся, что будут еще обстрелы и они снова пострадают от конфликта. В зоне конфликта, конечно, мы соблюдаем все меры безопасности и стараемся избежать той точки, когда идет обстрел. И, к счастью, от нас никто не пострадал. Но мы должны четко соблюдать все меры безопасности в нашей работе.

ЕВ: У вас нет ощущения, что интерес к Украине падает? Насколько я знаю, финансируется порядка 30 процентов тех средств, которые необходимы не только вашей организации, но и другим учреждениям ООН, работающим там.

НК: На самом деле, это естественный процесс. Когда есть кризис - доноры откликаются, поддерживают нас ресурсами и мы оказываем помощь. Но со временем, кончено, объем этого финансирования уменьшается. Тут речь идет о конфликте, который длится уже 5 лет. Есть очень много кризисов по всему миру. Если смотреть на гуманитарную ситуацию, допустим, в Южном Судане или в Йемене, там есть острые гуманитарные нужды. Конечно, доноры принимают очень сложные решения: кого удерживать. Потому что гуманитарных нужд и кризисов много в мире, и, хотя объем финансирования на высоком уровне, даже на рекордном уровне по всему миру, но все-таки это недостаточно, чтобы покрыть все нужды мира. Поэтому они должны выбрать, куда направлять эти деньги. Уже после нескольких лет есть вероятность, что и государство может что-то сделать, и другие организации, которые занимаются развитием страны могут быть задействованы. Мы считаем, что это естественный процесс. Мы должны вести диалог с нашими государствами-партнерами, с другими организациями, а также с людьми, чтобы мы могли более эффективно использовать те ресурсы, которые еще у нас есть.

ЕВ: Ну, вот на фоне того, что нет денег, точнее не хватает денег, на фоне того, что конфликт не заканчивается, а переходит в какую-то такую «замороженную стадию», не возникает у вас и ваших коллег отчаяние, что что бы вы не делали, хотя и улучшается жизнь людей, ну просто вы предоставляете еду, уголь, чтобы они пережили зиму. Нет ощущения, что все это бесполезно?

НК: Ну, бывают и моменты отчаяния, потому что встречаетесь с людьми, которые пострадали и потеряли все в этом конфликте и не видят путь вперед.

К счастью, есть переселенцы, которые объединяются, они не опускают руки. Они надеятся на себя, собираются и стараются лоббировать местное правительство, чтобы выдать, допустим, землю под стройку нового дома или хотят создать кооператив, чтобы решить свои жилищные проблемы. Многие переселенцы не опускают руки. Многое они делают на самопомощь. Конечно, они стараются больше работать на местном уровне, потому что в Украине сейчас идет процесс децентрализации и многое решается именно на местном уровне. Конечно, каждый такой пример нас очень радует и дает нам вдохновение на дальнейшую работу. Ну действительно, как гуманитарный работник, я могу сказать, что наша работа непростая, даже на психологическом уровне. Если ты хочешь работать много лет, так как я уже, надо делать акцент на этот позитив, что мы видим. Конечно сердце должно стать мягким и мы должны уметь выслушать все эти болезненные истории людей и сочувствовать, но в то же время нужно находить позитивные стороны, что люди нашли в себе силы и начинают строить новую жизнь. Такие истории, такие моменты дают нам вдохновение на дальнейшие работы.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.