Эксперты ОЗХО подтвердили вероятное использование хлора в сирийском городе Серакиб

Эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) обнаружили свидетельства вероятного использования хлорина в ходе нападения в сирийском городе Серакиб в провинции Идлиб, которое произошло 4 февраля 2018 года. Их выводы основаны на результатах технического анализа и свидетельствах очевидцев.

«Миссия установила, что хлорин был распылен из баллонов путем механического воздействия в пригороде Серакиба эт-Талль», - говорится в заявлении ОЗХО.

Эксперты Миссии ОЗХО по установлению фактов обнаружили два баллона, в которых, как они выяснили, раньше находился хлорин. Они опросили очевидцев инцидента, а также получили результаты анализов образцов почвы, которые показали необычное наличие хлора в местной окружающей среде. Кроме того, у пострадавших, оказавшихся в медицинских учреждениях в связи с применением химикатов были обнаружены симптомы, характерные для воздействия хлорина и других токсичных химикатов.

Генеральный директор ОЗХО самым решительным образом осудил использование химических веществ в качестве орудия ведения войны. Он подчеркнул, что подобные действия недопустимы ни при каких обстоятельствах. «Такие действия противоречат абсолютному запрету на использование химического оружия…», - сказал глава ОЗХО Ахмет Узюмджю.

Выводы по инциденту в Серакибе были направлены всем государствам-участникам Конвенции по запрещению химического оружия, а также Совету Безопасности ООН.

Инцидент в Серакибе - не первый случай возможного применения химоружия в Сирии

Инцидент в провинции Идлиб - далеко не первый случай предполагаемого применением химического оружия в ходе затяжного конфликта в Сирии. Первое сообщение такого рода появилось еще в марте 2013 года. После этого произошло много событий: власти Сирии признали наличие химического оружия в стране и вскоре присоединились к Конвенции о его запрещении. Затем была создана Совместная Миссия ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которой было поручено обеспечить своевременную и безопасную ликвидацию сирийской программы по химоружию. Уже в 2013 году под контролем экспертов ООН и ОЗХО началось уничтожение сирийских запасов химоружия. Работа по ликвидацию программы Сирии по химическому оружию официально была завершена 30 сентября 2014 года. В Сирии под контролем экспертов ОЗХО и ООН было уничтожено, как сообщалось в докладе Совбезу, 100 процентов химических элементов и других материалов, необходимых для производства химического оружия. Но сообщения о химатаках в Сирии продолжались.

Весной 2014 года была создана Миссия ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия. Именно она с высокой степенью уверенности констатировала несколько случаев применения опасных химикатов в качестве оружия в ряде населенных пунктов Сирии, в том числе использование сернистого иприта в Умм-Хоше и зарина в Хан-Шейхуне. Вслед за этим был учрежден Совместный механизм, которому было поручено установить причастных к случаям применения химического оружия в Сирии, о которых сообщали инспекторы ОЗХО. Однако в ноябре 2017 года Совбез не смог договориться о продлении его мандата. Российская делегация наложила вето на соответствующую резолюцию, мотивируя свое решение неэффективностью работы Механизма.

Сейчас Миссия ОЗХО по установлению фактов продолжает свою работу в Сирии. Она расследует новые сообщения. Однако члены этой Миссии не уполномочены выявлять причастных к тому или иному инциденту.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении вступила в силу в 1997 году. На сегодняшний день к ней присоединились 192 государства. Организация по запрещению химического оружия была создана странами - участницами этой Конвенции ООН. Ее депозитарием является Генеральный секретарь ООН. На государства - члены ОЗХО приходится 98 процентов мировой химической промышленности. В 2003 году Организация была удостоена Нобелевской премии мира.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.