Узбекистан. Доклад о торговле людьми за 2013 год

Узбекистан является страной - источником мужчин, женщин и детей, которые подвергаются принудительному труду, а женщины и дети подвергаются торговле людьми для сексуальной эксплуатации. Внутренний рынок торговли рабочей силы превалирует во время ежегодного сбора хлопка, когда дети и взрослые являются жертвами принудительного труда организованного правительством. Существуют данные о том, что рабочие условия во время сбора хлопка на полях сопровождались словесным и физическим насилием, а также отсутствием свободы передвижения. Согласно различным источникам, Правительство Узбекистана выпустило постановление результатом которого было существенное сокращение труда детей не достигших 15ти лет, во время сбора урожая хлопка в 2012 году, но, тем не менее, Правительство продолжило использовать принудительный труд детей старшего возраста и взрослых в сборе урожая. Некоторые отчеты утверждают, что число детей старшего возраста и взрослых подвергшихся принудительному труду в сборе урожая были выше, чем в предыдущие годы в ряде регионов Узбекистана. Некоторые активисты утверждают, что детей вынуждали пропалывать хлопковые поля от сорняков весной 2012 года. Один из активистов сообщил о как минимум одном случае использования труда пациентов психиатрической клиники в качестве домашней прислуги. Кроме того, недавно появились сообщения, о том что правительство принуждало преподавателей, студентов (в том числе детей учеников), сотрудников частных предприятий, и других, работать на строительстве, в сельском хозяйстве, и в уборке парков.

Некоторые узбекские мужчины и женщины подвергаются принудительному труду в Казахстане, России и - в гораздо меньшей степени - на Украине в качестве домашней прислуги, на сельскохозяйственных и строительных работах, а также в нефтяной промышленности. Узбекские женщины и дети подвергаются сексуальной эксплуатации, часто посредством мошеннических предложений о трудоустройстве в Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Индии, Грузии, Казахстане, России, Турции, Таиланде, Ливане, Украине, Греции, Пакистане, Малайзии, Республике Корея, Японии, Китае, Индонезии, Кыргызстане и на территории Узбекистана. Небольшое количество таджикских и кыргызских жертв были выявленны в Узбекистане. НПО и правительственные чиновники продолжают выражать обеспокоенность тем, что узбекские женщины и девочки, воспитанницы детских домов, являются особенно уязвимы для торговли людьми. В 2012 году группы гражданского общества сообщили о росте торговли людьми из числа узбекских транснациональных жертв принудительного труда, в том числе о возросшем количестве женщин.

Правительство Узбекистана не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми, а также страна находилась в Наблюдательном списке категории 2 в течение последних шести лет подряд. В годовых Докладах о торговле людьми за 2011 и 2012 гг., несмотря на противоположные требования по переводу на категорию 3, Узбекистан получил два последующих приостановления перевода, на основании письменного плана привести страну в соответствие с минимальными стандартами для ликвидации торговли людьми. «Закон о защите жертв торговли людьми» (ЗЗЖТЛ) дает право на максимум два приостановления перевода идущих одного за другим последовательно. Узбекистан, исчерпав возможное количество приостановлений, признан страной, не приложившей значительных усилий для соблюдения минимальных стандартов и, следовательно, переводится в категорию 3. Правительство Узбекистана остается одним из немногочисленных правительств в мире подвергающих своих граждан насильственному труду посредством реализации государственной политики. Согласно различным источникам, включая ЮНИСЕФ, Правительство впервые активно реализовало постановление, запрещающее использование труда школьников до 15 лет в ежегодном сборе урожая хлопка, тем не менее, Правительство продолжало принуждать детей старшего возраста и взрослых собирать хлопок. Как и в предыдущие годы, Правительство установило квоту для национального производства хлопка и платило фермерам искусственно заниженные цены на производимый хлопок, что делает практически невозможным для фермеров платить достаточную заработную плату для привлечения добровольной рабочей силы. На провинциальных и районных хокимов налагалась личная ответственность за обеспечение квот и они, в свою очередь, передавали указание местным чиновникам, которые проводили организационную работу и принуждали собирать хлопок граждан Узбекистана. Правительство продолжало препятствовать мониторингу уборки хлопкового урожая Международной Организацией Труда (МОТ) и опровергало наличие принудительного труда детей и взрослых в хлопковой отрасли. Кроме того, были сообщения об организации принудительного труда государством в других отраслях. Правительство выявило большее количество жертв секс-торговли и транснациональных жертв торговли людьми в 2012 году, в сравнении с 2011 годом.

Рекомендации для Узбекистана

Принять существенные меры для прекращения использования принудительного труда детей и взрослых в сборе хлопкового урожая; допустить международных экспертов, таких как МОТ для проведения независимой оценки по использованию принудительного труда во время ежегодного хлопкового урожая; переиздать и обеспечить исполнение постановления премьер-министра о запрете детского труда при сборе хлопка в 2013 году, и расширить рамки постановления для запрета мобилизации всех детей и взрослых в хлопковой отрасли; широко информировать общественность о принятии постановления, включая посредством местных печатных изданий; расследовать и привлекать к ответственности правительственных чиновников подозреваемых в соучастии торговли, а также осуждать и налагать взыскания на чиновников соучастников; для лучшего выявления жертв торговли людьми, обучить пограничников и сотрудников милиции, что некоторые жертвы без документов, могут говорить, что они пересекли границу индивидуально, а не в составе группы во избежание более высоких штрафов за незаконное пересечение границы в составе группы; работать для обеспечения того, чтобы жертвы без документов не были наказаны за действия, совершенные в результате торговли людьми; разработать официальные процедуры выявления жертв торговли людьми и направления их в службы защиты; продолжать обеспечивать соответствующую поддержку НПО работующих по пресечению торговли людьми в обеспечение приюта и оказания поддержки жертвам; продолжать работу в расследовании и преследовании предполагаемых преступлений связанных с торговлей людьми, а также осуждении и наказании виновных в торговле людьми; осуществлять поддержку долговременной реабилитации жертв путем создания государственных должностей для трудоустройства квалифицированных спасенных жертв торговли людьми, когда возможно; а также включить в состав межведомственной комиссии по противодействию торговли людьми правительственного чиновника, работающего по урожаю хлопка и сельскохозяйственным вопросам, а также зарегистрированные НПО работающие по вопросам трудовых прав в хлопковой отрасли.

Уголовное преследование

Правительство Узбекистана продемонстрировало разнородные правоохранительные усилия; несмотря на усилия по искоренению секс-торговли и транснациональной торговли труда, тем не менее, не были предприняты усилия по решению проблемы принудительного труда в сборе хлопка в стране. Статья 135 Уголовного кодекса запрещает принуждение к проституции и принудительный труд, и предусматривает наказание в виде лишениея свободы от трех до двенадцати лет, которое в достаточной мере жесткое и соизмеримое с наказаниями, установленными за другие тяжкие преступления, как например, изнасилование. Данные узбекских правоохранительных органов непрозрачны и их невозможно независимо подтвердить. В 2012 году правоохранительные органы сообщили о 1013 следствиям по делам торговли людьми, против 951 расследований в 2011 году. Власти заявили о направлении в суд 531 дел относящихся к торговле людьми в 2012 году, по сравнению с 444 делами в 2011 году, и сообщили, что 626 человек были осуждены по связанным с торговлей людьми преступлениям в 2012 году, по сравнению с 636 осужденными в 2011 году. Правительство сообщило о том, что 357 осужденных были приговорены тюремному заключению и 34 торговца людьми были приговорены к исправительным работам, по сравнению с 434 осужденными приговоренными к тюремному заключению в 2011 году. Правительство сообщило о проведении четырех семинаров, двух круглых столов, двух конференций и 16 тренингов для национальных и местных сотрудников правоохранительных органов в 2012 году. Сообщается, что правительство предоставляло данные нескольким иностранным правоохранительными органам для оказания помощи в расследовании уголовных дел в отношении подозреваемых в торговле людьми.

Тем не менее сохраняется широкая причастность правительственных чиновников в отношении принудительного труда во время сбора урожая хлопка. Власти применяли различные формы давления на государственные учреждения, университеты, предприятия и организации, учащихся средних школ и университетов, учителей, медицинских работников, государственных служащих, военнослужащих, работников частного сектора, и местных жителей для сбора хлопкового урожая в 2012 году. Были несколько сообщений о детях и взрослых подвергавшихся избиению и угрозам, таким как угрозы исключения из школы, отказа о проживании в студенческом общежитии, потери работы или отказа в ключевых социальных пособиях - если они отказывались собирать хлопок. Также власти угрожали нескольким семьям, которые противостояли принуждению, тем, что их посетит милиция. Правительство оказывало давление на частные компании для мобилизации их сотрудников на сбор урожая и угрожали работникам частного сектора "налогами" и штрафами, чтобы заставить их работать на полях. Более того сообщалось о физическом насилии либо наказании штрафами, тех которые не смогли выполнить план или покидали поля без разрешения, со стороны сотрудников милиции или образовательных учреждений. Источники, включая ЮНИСЕФ, отметили, что постановление правительства о запрете труда детей до 15 лет по сбору хлопка было эффективным; однако, отмеченны отдельные случаи когда должностные лица местного самоуправления закрывали сельские школы и принуждали детей идти на поля собирать хлопок. Директора школ и местные власти закрывали школы для детей от 15 до 17 лет, чтобы привлечь этих детей к принудительному труду. Правительство не расследовало и не подвергло уголовному преследованию ни одно должностное лицо, подозреваемое в принуждении к полевым работам детей и взрослых во время ежегодного сбора урожая хлопка в 2012 году.

Были сообщения о том, что должностные лица Правительства участвовали и в других формах торговли людьми. Сообщалось о пограничниках и рядовых сотрудниках милиции, причастных к незаконной выдаче выездных виз, а также об отдельных сотрудниках правоохранительных органов, получающих взятки от торговцев людьми. Известен как минимум один случай, получивший широкую огласку, когда гражданка Узбекистана обвинила несколько сотрудников правоохранительных органов и местных чиновников, содействующих в торговле людьми, на примере двух ее братьев отправленных Казахстан в 2011 году, что видимо, повлекло за собой попытку заставить ее замолчать. В 2012 году она была признана виновной в вымогательстве и приговоренна к семи годам лишения свободы. Ее освободили по ежегодной амнистии правительства, после семи месяцев заключения. Правительство сообщило, о том что восемь должностных лиц в 2012 году были признаны виновными и приговорены, в том числе бывший директор Ферганского бюро по предоставлению работы за границей, к пяти с половиной годам тюремного заключения за соучастие в секс-торговле или транснациональной торговле труда, но правительство не предоставило дополнительных деталей дел, подтверждающих что данные преступления относились к торговле людьми.

Защита

Правительство Узбекистана демонстрировало разнородные усилия по выявлению, поддержке и защите жертв торговли людьми, включая усилия помочь жертвам сексуальной эксплуатации и международной торговли людьми для трудовой эксплуатации, но при этом не продемонстрировало никаких усилий касательно помощи жертвам принудительного труда во время сбора урожая хлопка. У правительства нет систематического подхода для активного выявления жертв и их перенаправления для получения защитных услуг. В 2012 г., Правительство сообщило, что оно признало 1647 жертв торговли людьми, по сравнению с 1635 в 2011 г. Из 1647 жертв, 114 эксплуатировались в стране, в то время как остальные жертвы являлись гражданами Узбекистана, которые подверглись торговле людьми в других странах. Группы гражданского общества выявили больше чем 1200 жертв торговли людьми в 2012 г. Милиция, консульские работники, и пограничники направляли возможных жертв женщин в неправительственную организацию для оказания услуг по их возвращении в страну. Неправительственная организация отметила улучшения в системе перенаправления в 2012 г. Услуги по защите жертв, предоставленные Правительством, зависели от решения жертв сотрудничать со следствием. Министерство труда выделяло средства приюту для жертв торговли людьми, большей частью взрослых мужчин, но не предоставило данные о количестве жертв, которым приют оказал помощь в 2012 г. Приют предоставлял медицинские, психологические, юридические и другие услуги так же как и профессионально-техническое обучение, и, по надобности, продолжал предоставлять услуги жертвам после того как они покинули приют. Взрослые жертвы должны были уведомлять работников приюта при желании временно покинуть его территорию. Правительство продолжало предоставлять помещение для двух приютов и служебных помещений двух неправительственных организаций. Жертвы торговли людьми имели право на получение медицинской помощи от Правительства. В 2012 г., 872 жертвы торговли людьми получили медицинское обследование, и по требованию, последующие услуги. Дипломатические миссии Узбекистана за границей помогли вернуть на родину 80 жертв: 22 из ОАЭ, по 17 из России и Казахстана, 14 из Украины, семь из Турции, шесть из Таиланда, четыре из Пакистана, и по две из Индии и Китая. Неправительственная организация так же направила информацию о том, что Посольство Узбекистана в Индонезии предоставило временный приют узбекским жертвам торговли людьми до их возвращения на родину. Неправительственные организации сообщили, что жертвы, сотрудничающие с правоохранительными органами, получают неформальную помощь в защите личной безопасности во время судебного процесса.

Некоторые не выявленные жертвы торговли людьми были наказаны за действия, совершенные в результате торговли людьми; жертвам внутренней сексуальной торговли людьми были представлены административные обвинения в проституции, с наказанием в виде штрафа и заключения под арест до 15 дней, а жертвы международной торговли людьми в целях трудовой или сексуальной эксплуатации, незаконно пересекавшие национальную границу Узбекистана, могли быть наказаны существенными штрафами и потерей свободы. Только официально признанные жертвы были освобождены от преследования за действия, совершенные в результате торговли людьми.

Превентивные меры

Правительство продолжало прилагать усилия по повышению осведомленности населения о международной торговле людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации. Правительство энергично привело в исполнение декрет, запрещающий использование труда детей возрастом до 15 лет в сборе хлопка; тем не менее, Правительство не пригласило какие-либо международные организации для независимой оценки использования принудительного труда детей и взрослых во время сбора урожая 2012 г., и продолжало отрицать существование этих противозаконных действий. Власти снова приветствовали наблюдение трудовой практики сбора хлопка, осуществленное ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ последовательно утверждали, что их наблюдение не может заменить возможную миссию оценки МОТ. Поступили сообщения о том, что как минимум два правозащитника, проводившие независимый мониторинг сбора хлопка, подвергались нападкам, аресту, физическому насилию и задержанию со стороны правительственных должностных лиц.

Межведомственная комиссия под руководством Генерального прокурора координировала усилия Правительства по борьбе с торговлей людьми с целью сексуальной и международной трудовой эксплуатации. У Правительства существовал национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Государственные СМИ продолжали передавать программы о международной сексуальной и трудовой эксплуатации. Правительство сообщило, что посредством махаллинских комитетов оно провело более чем 72000 мероприятий для повышения осведомленности о торговле людьми в 2012 г. для более чем 2.5 миллионов граждан Узбекистана. Правительство продолжало предоставлять помещения для тренингов НПО и мероприятий для повышения осведомленности, а так же бесплатные баннеры для пропаганды противодействия проблеме. Якобы, в попытке бороться с торговлей людьми, Правительство требовало, чтобы родственники мужского пола, женщин от 18 до 35 лет, желающих выехать за пределы страны, дали расписку, что эти женщины не выезжают заграницу для совершения противозаконных действий, включая проституцию. Правительство сообщило, что оно провело активную кампанию по снижению спроса на коммерческие сексуальные услуги; однако, сообщения СМИ и местных активистов предъявляли обвинения в адрес некоторых милицейских чинов в том, что они способствовали проституции.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.