Доклад о торговле людьми за 2014 год: Узбекистан

ОФИС МОНИТОРИНГА И БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Узбекистан - категория 3

Узбекистан является страной-источником мужчин, женщин и детей, подвергающихся принудительному труду и сексуальной эксплуатации. Внутренняя торговля превалирует в стране. Организованное правительством принуждение к труду мужчин, женщин, и детей по-прежнему широко распространено во время ежегодного сбора хлопка. Поступали сообщения о том, что правительство принуждало преподавателей, студентов (в том числе детей), сотрудников частных предприятий и других работать в строительном и сельскохозяйственном секторах, а также заниматься уборкой парков. В сентябре и октябре 2013 года, правительство Узбекистана впервые сотрудничало с МОТ для мониторинга сбора хлопка на предмет соблюдения норм Конвенции МОТ о наихудших формах детского труда (№ 182). Команда МОТ по мониторингу, сопровождаемая правительственными чиновниками, засвидетельствовала 53 случая, в которых были нарушения настоящей Конвенции. МОТ заключило, что «Миссии представляется, что принудительный детский труд в Узбекистане не использовался на систематической основе во время сбора хлопка в 2013 году».

Поступали данные о том, что некоторые дети в возрасте от 15 до 17 лет могли быть исключены из школы за отказ собирать хлопок. Согласно дополнительным сообщениям, некоторые государственные служащие могли быть подвергнуты увольнениям, а владельцы бизнесмены сталкивались с финансовым давлением, принуждающим их отправить своих сотрудников на сбор хлопка, или же оплаты труда других, чтобы заменить их на полях. Поступали сообщения о травмах и гибели нескольких человек, связанных с урожаем хлопка в 2013 году; например, мужчина был избит правительственным чиновником и умер на следующий день от сердечного приступа; фермер покончил жизнь самоубийством после того, как правительственный чиновник угрожал ему тюремным сроком в случае невыполнения налагаемой государством квоты; девочка умерла от удара током после случайного касания электропровода во время ее участия в сборе урожая хлопка. Женщины и дети из Узбекистана подвергаются сексуальной эксплуатации заграницей - в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Бахрейне, Индии, Грузии, Азербайджане, Кыргызстане, России, Греции, Турции, Таиланде, Израиле, Иране, Малайзии, Южной Корее, Пакистане, Японии, Китае, Индонезии - а также и внутри страны. Узбекские мужчины и женщины подвергаются принудительному труду - в качестве домашней прислуги, в сельском хозяйстве, а также строительстве и нефтяной промышленности - в Казахстане, Азербайджане, России, ОАЭ, Малайзии, и, в меньшей степени, в Украине.

Правительство Узбекистана не полностью соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми и не прилагает значительные усилия в этом направлении. Организуемое правительством принуждение к труду имело место во время сбора урожая хлопка, когда власти применили различные методы давления на многие правительственные учреждения, предприятия и учебные заведения по организации студентов колледжей и лицеев (учащиеся от 15 до 18 лет, заканчивающие последние три года своего среднего образования), учителей, медицинских работников, государственных служащих, военнослужащих и граждан из числа неработающих слоев населения к сбору хлопка во многих регионах страны. Второй год подряд правительство запретило мобилизацию детей в возрасте до 15 и эффективно соблюдало указ. Разрешение для МОТ проводить мониторинг сбора урожая хлопка по вопросам соблюдения норм Конвенции о наихудших формах детского труда (№ 182) стало обнадеживающим шагом со стороны правительства. Наблюдатели МОТ и правительства засвидетельствовали 53 случая детского труда при сборе хлопка. Дополнительный прогресс по принудительному труду и принудительному детскому труду был более ограниченным. СМИ продолжали сообщать о широкой мобилизации во время сбора урожая хлопка в 2013 году. Правительство характеризует использование детей в возрасте до 18 как спорадическое и организованное в частном порядке явление; однако поступали сообщения о том, что правительство, которое имеет централизованную структуру, наказывало хокимов городов и областей, не выполнявших норму квоты по выращиванию хлопка. Несколько информационных агентств сообщили о том, что правительственные чиновники инструктировали жителей Узбекистана, что в случае опросов иностранцев, они должны были отвечать, что собирают хлопок по собственному желанию, хотя другие наблюдатели получали сообщения от самих рабочих о практике мобилизации для сбора хлопка. Поступали отдельные сообщения о попытках сокрытия случаев принудительного труда, в том числе случаи заполнения должностными лицами пустых классов средних школ учениками помладше к приходу наблюдателей МОТ. Правоохранительные органы задержали одного журналиста на 12 дней после того, как он отправил фотографии, сделанные на сборах урожая хлопка, правозащитной организации. Правительство оказывало давление в виде юридических и финансовых проверок в отношении НПО, финансируемых иностранными организациями, в течение отчетного периода; одна НПО, которая занимается вопросами борьбы с торговлей людьми, была вынуждена временно приостановить некоторые виды деятельности из-за задержки иностранного финансирования. Правительство продолжало бороться с транснациональной торговлей людей в целях сексуальной и трудовой эксплуатации, проводя кампании об угрозах торговли людьми. Правительство осуществляло деятельность приюта для оказания помощи жертвам торговли людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации и работало над укреплением связей с НПО для репатриации жертв торговли людьми и оказания им услуг.

Рекомендации для Узбекистана:

Предпринять существенные меры по прекращению использования принудительного труда взрослых и усилить меры для прекращения детского труда во время ежегодного сбора урожая хлопка; предоставить МОТ, связанным с ней органам и группам гражданского общества полный и беспрепятственный доступ к ежегодному сбору урожая хлопка; обеспечить полное соблюдение Конвенции о наихудших формах детского труда (182) и Конвенции об искоренении принудительного труда (105); продолжить разрешать стабильное иностранное финансирование НПО, в том числе НПО, занимающимся вопросами борьбы с торговлей людьми; расследовать и, когда имеется достаточно доказательств, уголовно наказывать чиновников, которые нарушают национальные и международные законы о труде, соблюдая установленные правовые процедуры; воздержаться от включения в учебные контракты условия, которое требует от студентов колледжей и лицеев участия в сборе хлопка; повышать осведомленность о трудовых правах и разработать прозрачный процесс регистрации и расследования нарушений этих прав; воздержаться от ограничения репатриированными жертвами торговли людьми осуществления поездок в будущем; улучшить методы выявления жертв торговли людьми и людей, уязвимых к торговле людьми, в том числе трудовых мигрантов и женщин, занимающихся проституцией; улучшить скрининг уязвимых групп населения для предотвращения не выявленных жертв от наказания за действия, совершенные в результате торговли людьми; разработать официальные процедуры для выявления жертв торговли людьми и направления их в службы защиты; продолжать оказывать соответствующую поддержку НПО, работающим по пресечению торговли людьми для предоставления помощи и приюта жертвам; и продолжать прилагать усилия по расследованию и судебному преследованию предполагаемых виновных в преступлениях, связанных с торговлей людьми, соблюдая установленные правовые процедуры.

Уголовное преследование

Правительство Узбекистана продемонстрировало разнородные правоохранительные усилия; несмотря на усилия по искоренению торговли людей в целях сексуальной эксплуатации и транснациональной торговли в целях трудовой эксплуатации, тем не менее, не были предприняты похожие усилия по решению проблемы принудительного труда взрослых и детей от 16 до 18 лет в сборе хлопка. Статья 135 Уголовного кодекса запрещает принуждение к проституции и принудительный труд, и предусматривает наказание в виде лишения свободы от трех до двенадцати лет, которое в достаточной мере жесткое и соизмеримое с наказаниями, установленными за другие тяжкие преступления, как например, изнасилование. Данные узбекских правоохранительных органов непрозрачны и их невозможно независимо подтвердить. В 2013 году правоохранительные органы сообщили о проведении 1093 расследований по делам торговли людьми, по сравнению с 1013 расследованиями в 2012 году. Власти сообщили о направлении в суд 517 дел, относящихся к торговле людьми в 2013 году, по сравнению с 531 делами в 2012 году, и сообщили о том, что 597 человек были осуждены по связанным с торговлей людьми преступлениям в 2013 году, по сравнению с 626 осужденными в 2012 году. Правительство сообщило о том, что 583 виновных были приговорены к тюремному заключению и 16 торговцев были приговорены к исправительным работам, по сравнению с 357 осужденным, приговоренных к тюремному заключению в 2012 году. Правительство сообщило, что восемь фермерских хозяйств получили штрафы за использование детского труда на сборах хлопка и три фермерских хозяйства получили предупреждения. МОТ и правительство совместно обучили трудовых инспекторов Министерства труда и социальной защиты, а также других должностных лиц, согласно обязательствам Узбекистана в рамках ратифицированных конвенций МОТ.

Причастность государственных чиновников к торговле людьми в сборе урожая хлопка была по-прежнему распространена. Продолжали поступать сообщения о том, что взрослые, которые не сдали требуемые от них квоты, были подвергнуты насмешкам или злоупотреблениям со стороны местных чиновников или милиции. Региональные и местные власти применяли различные формы давления на государственные учреждения, университеты, предприятия и организации с целью организации учащихся лицеев и колледжей и университетов, учителей, медицинских работников, государственных служащих, военнослужащих, работников частного сектора, людей, которые, как утверждалось, совершили дорожно-транспортные нарушения, и местных жителей для сбора урожая хлопка в 2013 году. Государственные служащие, в том числе учителя и работники больниц, обязаны, согласно пункту в коллективных договорах, участвовать на других работах на срок до 60 дней в году; этот пункт был использован для того, чтобы узаконить мобилизацию работников государственного сектора для сбора урожая хлопка. Поступило несколько сообщений о детях и взрослых, подвергавшихся избиению и угрозам, таким как угроза исключения из школы, отказа от предоставления проживания в студенческом общежитии, потери работы или отказа в ключевых социальных пособиях, если они отказывались собирать хлопок, а также власти угрожали некоторым семьям, противостоявшим принуждению, визитами сотрудников милиции. Правительство оказывало давление на частные компании для мобилизации их сотрудников на сбор урожая и угрожали работникам частного сектора «налогами» и штрафами, чтобы заставить их работать на полях. Согласно сообщениям, государственные чиновники инструктировали жителей Узбекистана, что в случае вопросов иностранцев, они должны были отвечать, что собирают хлопок по собственному желанию, хотя другие наблюдатели получали сообщения от самих рабочих о практике мобилизации для сбора хлопка. Эксперты, сообщавшие о том, что чиновники ранее были причастны к подделке и незаконной выдаче выездных виз, утверждают, что эта практика значительно сократилась ввиду осознания увеличивающимся количеством сотрудников правоохранительных органов о проблемах торговли людьми.
Правительство Узбекистана осудило критиков правительства по обвинениям в торговле людьми; по крайней мере, в одном случае, обвинения были необоснованными. В сентябре 2013 года, правительство приговорило правозащитника к четырем годам лишения свободы по обвинению за якобы принуждение женщины к занятию проституцией.

Защита

Правительство Узбекистана демонстрировало разнородные усилия по выявлению, поддержке и защите жертв торговли людьми, включая усилия по помощи жертвам сексуальной эксплуатации и международной торговли людьми для трудовой эксплуатации, и продемонстрировало минимальные усилия касательно помощи жертвам принудительного труда во время сбора урожая хлопка. НПО, не аффилированные с правительством, столкнулись с дополнительными проверками в 2013 году, особенно те из них, которые получают средства из-за рубежа, что является препятствием для усилий НПО по защите жертв. Правительство не признает открыто то, что принудительный труд детей и взрослых в хлопковом секторе страны является проблемой. Однако, оно заявило, что 25 детей, выявленных в ходе мониторинга МОТ во время сбора хлопка, получили некую помощь.

У правительства не было систематического подхода для активного выявления жертв и их перенаправления для получения защитных услуг. В 2013 г., правительство сообщило, что оно признало 1392 человека жертвами торговли людьми, по сравнению с 1647 в 2012 г. Из 1392 жертв, 125 эксплуатировались внутри страны, в то время как остальные жертвы являлись гражданами Узбекистана, которые подверглись торговле людьми в других странах. Международная организация оказала помощь 451 жертве торговли людьми в 2013 г.

Милиция, консульские работники, и пограничники были обучены перенаправлять возможных жертв женского пола, которые возвращались из заграницы, в неправительственные организации для получения услуг. Наблюдатель отметил, что репатриированные жертвы были внесены в «черный» список ограничения будущих поездок заграницу. Услуги по защите жертв, предоставленные правительством, зависели от решения жертв сотрудничать со следствием.

Правительство выделяло средства реабилитационному центру для жертв торговли людьми - мужчинам, женщинам и детям, который оказал помощь 338 жертвам за отчетный период; центр рассчитан на 30 мест, и в его штат входят медсестры, психолог, юрист и социальный работник для оказания помощи жертвам; спортивно-оздоровительный комплекс был открыт в 2013 году. Минимальная финансовая помощь была также уделена несовершеннолетним во время репатриации. Проходящим реабилитацию жертвам разрешалось покинуть центр финансируемый правительством , однако кодекс поведения запрещает ночные выходы. Правительство не предоставило прямое финансирование НПО, которые оказывают услуги жертвам торговли людьми, но предоставило служебные помещения, помещения для проведения учебных программ и мероприятий по повышению осведомленности, а также жилые и служебные помещения и бесплатную медицинскую помощь жертвам. Жертвы торговли людьми имели право на получение медицинской помощи от правительства. В 2013 г., 924 жертвы торговли людьми прошли медицинское обследование, и при необходимости, последующие услуги.

Дипломатические миссии Узбекистана за границей помогли вернуть на родину 380 жертв. Одна НПО сообщила, что милиция, консульские должностные лица и пограничники часто перенаправляли к ним для получения услуг женщин, возвращающихся из заграницы, и которые могли оказаться жертвами торговли людьми.

Поступали сообщения о том, что потенциальные жертвы международной торговли людьми в целях трудовой или сексуальной эксплуатации, незаконно пересекавшие национальную границу Узбекистана, могли быть наказаны существенными штрафами и лишением свободы. Официально признанные жертвы были освобождены от судебного преследования за действия, совершенные в результате торговли людьми. Тем не менее, когда жертвы привлекались к ответственности, НПО сообщали об успешном снятии обвинения. НПО сообщили, что жертвы, которые сотрудничали с правоохранительными органами, получили защиту, и что чиновники все чаще следовали юридическим требованиям для сохранения конфиденциальности жертв; предоставление помощи не зависело от того, соглашались ли жертвы сотрудничать в судебных делах против торговцев людьми или нет.

Превентивные меры

Правительство улучшило усилия по профилактике борьбы с торговлей людьми. Оно продолжило прилагать усилия по информированию общественности об угрозах транснациональной торговли людьми в целях трудовой и сексуальной эксплуатации, но не в полной мере информировало родителей и их детей о национальном законодательстве, которое запрещает использование детей в возрасте до 18 лет в ежегодном сборе урожая хлопка. Согласно поступившим сообщениям, некоторые родители успешно подали жалобы правительству, хотя остальные потерпели неудачу. Правительство продемонстрировало дальнейшую готовность выполнять обязательства Конвенции о наихудших формах детского труда путем создания Координационного совета по искоренению детского труда, который действовал в качестве посредника с МОТ. МОТ сообщила, что правительственные чиновники, сопровождавшие группы мониторинга, следовали запросам наблюдателей и, как оказалось, были удивлены обнаруженными случаями использования детского труда во время сбора хлопка. В 2013 году правительство учредило консультативный совет, в рамках Национального плана действий, по вопросам запрета наихудших форм детского труда, относящихся к компетенции Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров. Однако, местные чиновники, по крайней мере, в двух районах не следовали указу, который запрещает использование труда школьниками в возрасте до 15 лет во время сбора урожая хлопка. Национальная Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми обеспечила координацию на высоком уровне и высокую видимость усилий по борьбе с торговлей людьми и находилась под председательством Генерального прокурора. Органами, ответственными за решение вопросов принудительного труда, были: Министерство труда, Генеральная прокуратура, Министерство образования (мониторинг и обеспечение соблюдения посещаемости школ) и местные комиссии по делам несовершеннолетних.

Правительство продолжило обеспечивать помещения для учебных программ и просветительских мероприятий НПО, а также бесплатные места на рекламных щитах для пропаганды противодействия проблеме. Под видом усилий борьбы с торговлей людьми, правительство требовало, чтобы родственники мужского пола всех женщин от 18 до 35 лет, желающих выехать за пределы страны, дали расписку, что эти женщины не выезжают заграницу для совершения противозаконных действий, включая проституцию. Правительство не прилагало усилий по снижению спроса на коммерческие секс-услуги. Согласно сообщениям, Узбекистан являлся страной назначения для мужчин из Индии, занимающихся секс-туризмом, в том числе потенциальным детским секс-туризмом. Правительство предоставило обучение своему дипломатическому персоналу, размещенному заграницей, и выпустило руководство для предотвращения граждан страны, работающих заграницей, от содействия или участия в торговле людьми.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.