Детские и принудительные браки: нарушение прав человека

"Когда пришло мое время, я просто попросила папу позволить мне еще один день сходить в школу", - рассказывает прерывающимся голосом Сорина Сейн, со слезами вспоминая, как ее насильно выдали замуж в возрасте 13 лет.

Она росла в общине цыган в Румынии, и у нее не было другого выбора, кроме как следовать желаниям своего отца. В назначенный день свадьбы Сейн решила обрезать себе волосы. "У меня были красивые длинные волосы, и то, что я их обрезала, стало для меня травмой", - вспоминает Сейн. Ее тихий акт сопротивления привел к тому, что семья жениха отвергла ее как невесту.

"Они сказали: "Наш мальчик не может жениться на этой девочке. Она сумасшедшая", - вспоминает Сейн. "Я сказала им, что я не сумасшедшая. Я просто хочу ходить в школу. Я хочу играть, я хочу проводить время со своими друзьями", - сказала она. "Я сказала им, что не хочу готовить или воспитывать детей. Я хочу получить образование".

Из-за ее сопротивления в семье Сейн произошел скандал, но она продолжила обучение в средних и старших классах школы, а затем поступила в университет и получила ученую степень в области политологии. В свои 34 года она продолжает самостоятельно выступать за искоренение практики детских браков в своей общине.

"Эта практика является преступлением в отношении детей. Из-за нее они становятся жертвами на всю жизнь", - сказала Сейн участникам экспертной дискуссии, собравшимся недавно в рамках Экспертного семинара УВКПЧ в Женеве, чтобы оценить эффективность региональных и национальных усилий по искоренению детских и принудительных браков.

Сегодня, по оценкам ООН, около 700 миллионов девочек во всем мире выходят замуж до своего совершеннолетия. Если применение этой практики останется на прежнем уровне, к 2030 году эта цифра возрастет до 950 миллионов, как заявила глава Секции УВКПЧ по правам женщин и гендерным вопросам Вероника Бирга. В июле 2015 года Совет по правам человека принял свою первую резолюцию по существу, в которой детские и принудительные браки признаются нарушением прав человека.

"Детские и принудительные браки представляют собой нарушение фактически всех прав человека", - говорит Бирга. "Они лишают женщин и девочек независимости и выбора в отношении своего тела и своей жизни".

Девочки, которые вышли замуж по принуждению, подвержены ранним беременностям, которые пагубно сказываются на их здоровье в связи с тем, что их тело еще не готово к этому. Детский брак также имеет серьезные последствия для образования, поскольку девочек часто забирают из школы, когда они выходят замуж, или же они прекращают обучение после того, как забеременеют. "Эта практика приводит к сохранению порочного круга бедности и изоляции", - говорит Бирга.

Глава провинции Дедза в Малави Тереза Качиндомото сделала главной миссией своей жизни упразднение детских браков в 551 поселении своего региона. Малави находится среди стран с самым высоким количеством детских браков в мире: там 50% девочек выходят замуж до наступления совершеннолетия. Даже до того, как парламент Малави принял в прошлом году закон, запрещающий браки до 18 лет, Качиндомото посвятила предшествующие 10 лет тому, чтобы с помощью своих полномочий в качестве блюстителя традиций, дарованных главам провинций в Малави, сделать незаконными детские браки в своем регионе. В прошлом году Качиндомото убедила руководителей 50 деревень подписать соглашение о запрете и аннулировании детских браков в своих деревнях. Она отстранила от должности глав пяти деревень, которые не смогли обеспечить соблюдение запрета и допустили замужество девочек до 18 лет.

Работая с лидерами поселений и сообществом родительских групп, Качиндомото сумела добиться аннулирования 1 455 детских браков, заработав репутацию бесстрашного "разрушителя браков". В стране, где выдать дочь замуж часто считается способом приумножить семейные ресурсы, глава Качиндомото собирается лично убеждать родителей оставить девочек в школе и отправлять молодых матерей назад в класс.

"Я говорю их родителям, что, если они дадут своей дочери образование, она сама обо всем позаботится", - говорит Качиндомото. "Дав образование девочке, вы даете образование целому району".

Ее усилия привели к определенному сопротивлению и даже к угрозам расправы, добавила она. Но Качиндомото не боится и продолжает выполнять свою миссию. Сейчас она выступает за внесение поправок в законодательство Малави, чтобы увеличить минимальный возраст вступления в брак до 21 года. Вслед за кампанией, направленной на то, чтобы девочки продолжали ходить в школу, она задает вопрос: "А как насчет высшего учебного заведения?"

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.