Южный Судан: Нарушения со стороны вооруженных сил распространяются на запад

Распространение боевых действий на Западную Экваторию Южного Судана сопровождается многочисленными убийствами, насильственными исчезновениями, изнасилованиями и другими грубыми нарушениями прав человека со стороны правительственных сил, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Со стороны антиправительственных группировок также имеют место серьезные нарушения, включая изнасилования.

Комиссия Африканского союза (АС) должна вплотную заняться созданием «гибридного суда» для рассмотрения дел о наиболее тяжких преступлениях в контексте нынешнего конфликта в Южном Судане, как предусмотрено августовским мирным соглашением 2015 г., отмечает Хьюман Райтс Вотч. Совет Безопасности ООН в интересах обуздания нарушений в отношении гражданского населения должен ввести всеобъемлющее эмбарго на поставки оружия всем силам в Южном Судане.

«С распространением боев на западные области Южного Судана правительственные силы и антиправительственные группировки принесли туда и свои жестокие практики. Лидеры Южного Судана должны положить конец всем нарушениям, – говорит Дэниел Бекеле, директор африканской программы Хьюман Райтс Вотч. – И оружейное эмбарго, и эффективный суд по военным преступлениям могут в немалой степени способствовать обузданию нарушений и сигнализировать о том, что эти преступления не останутся безнаказанными».

Мирное соглашение между президентом Южного Судана Сальвой Кииром и оппозицией во главе с бывшим вице-президентом Риеком Машаром предполагало формирование переходного правительства и прекращение военных действий и нарушений прав человека. Однако за прошедшее с августа прошлого года время боевые действия между правительственной Народной армией освобождения Судана (НАОС) и мятежниками из «НАОС в оппозиции» охватили прежде не затронутые конфликтом западные области Южного Судана, принеся туда уже знакомые нарушения в отношении гражданского населения, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

В Западной Экватории, где исследователи Хьюман Райтс Вотч работали в течение недели в феврале 2016 г., военнослужащие правительственных сил наносили удары по гражданским районам, жгли и грабили дома, практиковали произвольные задержания и внесудебные казни. Все эти нарушения, как представляется, имели место в контексте операций по подавлению вооруженного сопротивления, которые были направлены против мужчин и подростков, подозревавшихся в связях с повстанческим ополчением «лучников». Насилие приобрело этническую окраску: военнослужащие правительственных сил преимущественно из числа представителей народности динка ведут борьбу с местными вооруженными группировками другой этнической принадлежности.

Впервые конфликт затронул Западную Экваториальную провинцию в мае 2015 г., когда конфликты между скотоводами-динка и земледельческими общинами других этнических групп вылились в вооруженные столкновения между правительственными силами и местными вооруженными группировками в городе Мундри. В последующие месяцы бои охватили два важных региональных центра – Мариди и Ямбио.

Ситуация еще больше обострилась после того, как губернатор провинции Джозеф Бакосоро был снят с должности по подозрению в поддержке мятежников и пять дней содержался под стражей силами НАОС. 22 декабря 2015 г. он был вновь арестован и с тех пор, по информации родственников, содержится под стражей без обвинения, как и десятки других политзаключенных. Власти должны в кратчайшие сроки освободить Бакосоро и других лиц, которые содержатся под стражей без обвинения, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Последним по времени боям в районе Ямбио предшествовала вспышка насилия в декабре прошлого года, включая изнасилование 67-летней католической монахини 28 декабря, которые приписывались «лучникам».

21 января 2016 г. подразделения НАОС атаковали оппозиционную группировку «Национально-освободительное движение Южного Судана» в селении Бириси в 20 км южнее Ямбио. Бои захватили и сам город: погибли по меньшей мере 13 человек, в том числе не менее трех гражданских лиц. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч наблюдали доказательства того, что военнослужащие правительственных сил во время и после боев в Ямбио жгли и грабили дома мирных жителей. Из-за этого тысячи людей были вынуждены покинуть город. К другим нарушениям относятся насильственные исчезновения, жертвами которых с ноября 2015 г. стали по меньшей мере 11 мужчин.

Вынужденные переселенцы из Мундри в Западной Экватории рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что солдаты стреляли по жителям, жгли и грабили их дома, после чего из города ушли, оценочно, 50 тыс. человек. Правительственные силы препятствовали доступу гуманитарных организаций и наблюдателей в затронутые боями районы. Имели место случаи занятия школ, откуда выгоняли учеников, лишая их возможности продолжать учебу.

Хьюман Райтс Вотч установлено, что власти в значительной степени оставляют заявления о нарушениях без реагирования, что только лишний раз подчеркивает широкомасштабные нарушения законности и правопорядка, которыми сопровождается расширение зоны конфликта. Наши сотрудники наблюдали в тиковом лесу разлагающиеся трупы двух мужчин с огнестрельными ранениями в голову и грудь и со связанными за спиной руками, которых больше чем за две недели до этого обнаружили сотрудники миссии ООН, тогда же сообщившие о своей находке властям.

Эскалация вооруженного насилия отмечается и в других частях Южного Судана. Широкий резонанс получило нападение 17 февраля правительственных сил и других вооруженных лиц на лагерь вынужденных переселенцев в Малакале, который находился под защитой Миссии ООН в Южном Судане. Около 20 человек погибли, по меньшей мере 100 были ранены, было сожжено около 2 700 палаток. Большинству из 43 тыс. обитателей лагеря пришлось возвращаться в один из предыдущих лагерей или обратно в город. В ООН заявили, что это нападение может составлять военное преступление.

И правительство, и оппозиция выступают за обеспечение правосудия по преступлениям против гражданского населения, совершенным с начала конфликта в декабре 2013 г. Однако даже если допустить, что какие-то расследования на национальном уровне все-таки имели место, информация о них до сих пор обнародована не была.

Августовское мирное соглашение предусматривает ряд шагов по обеспечению ответственности, включая создание Комиссией Афросоюза «гибридного суда» для рассмотрения дел о наиболее тяжких преступлениях. «Гибридные суды», создаваемые из числа международных и национальных юристов, уже использовались в других странах для осуществления правосудия в условиях неспособности или нежелания национальных судебных систем рассматривать дела этой категории. Комиссия АС пока заметно не продвинулась на пути создания такого суда, для чего необходимо принятие устава, решение инфраструктурных вопросов и утверждение бюджета. Все эти шаги могут быть реализованы параллельно с решением других задач, таких как формирование переходного правительства, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

«Вместо улучшения ситуации, что можно было бы ожидать после подписания мирного соглашения, мы видим продолжение безнаказанных нападений на гражданское население и другие нарушения прав человека, – говорит Дэниел Бекеле. – Афросюзу и ООН давно пора перейти к действиям, вплотную занявшись формированием 'гибридного суда', и ввести наконец эмбарго на поставки оружия, которое обсуждается уже столько времени».

Распространение конфликта на Западную Экваторию

Боевые действия между правительственной НАОС и местными вооруженными группировками, известными как «лучники», начались в мае 2015 г. и затем распространились на всю территорию Западной Экватории. «Лучники», состоящие преимущественно из представителей народностей занде, джур и мору, связывают свое название с местными силами самообороны, сформированными в 2009 г. для отражения нападений угандийской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа».

Некоторые группировки «лучников» публично заявили о союзе с «НАОС в оппозиции», выйдя таким образом на общенациональный уровень; одна группировка пошла на заключение отдельного мирного соглашения с властями провинции.

21 мая 2015 г. подразделения НАОС близ Мундри вели бои с местной вооруженной группировкой, которая впоследствии присоединилась к «НАОС в оппозиции». Боестолкновения начались после того, как у въезда в город нашли тела двух солдат-динка. Этому предшествовало нарастание на протяжении нескольких месяцев напряженности между земледельческими общинами мору и джур и скотоводами-динка. По данным наблюдателей ООН, к концу мая было убито по меньшей мере 60 гражданских лиц.

В июне из-за гранаты, брошенной неизвестным в лагерь скотоводов близ Мариди, вспыхнули столкновения между ополченцами-динка и местной вооруженной молодежью. Ситуация усугубилась после вмешательства НАОС и недавно созданной повстанческой группировки. По оценкам гуманитарных организаций, погибло 14 человек, было сожжено 196 домов.

В конце июля бои охватили Ямбио после нескольких недель столкновений между правительственными военнослужащими и местной вооруженной молодежью в селении Бириси в 20 км южнее города. Очевидцы рассказали Хьюман Райтс Вотч, что 29 июля, после очередного столкновения с молодежью, солдаты сожгли несколько домов и церковь и убили пять человек, в том числе по меньшей мере двоих гражданских, чьи обгоревшие трупы позднее нашли в церкви. В тот же день в Ямбио солдат-динка застрелил двух моторикш у базы НАОС: как можно предполагать, это было сделано в ответ на убийство трех военнослужащих в ходе столкновений в Бириси.

14 августа президент Сальва Киир вызвал в столицу губернатора Западной Экваториальной провинции Джозефа Бакосоро и снял его с должности. После этого экс-губернатор в течение пяти дней содержался под стражей военными, что привело к дальнейшей эскалации межэтнической и политической напряженности в регионе. 22 декабря Бакосоро был вновь арестован – якобы за поддержку мятежников. С тех пор он содержится под стражей без обвинения в штабе госбезопасности в Джубе, ему разрешены только редкие свидания с родственниками.

Последнее по времени правительственное наступление в западной части региона было предпринято после резкого роста в декабре в Ямбио насильственных преступлений, приписываемых «лучникам». 28 декабря пятеро вооруженных мужчин ворвались на территорию католической организации, изнасиловали 67-летнюю монахиню-американку, забрали автомашины и ценные вещи и избили персонал. Двумя днями позже неизвестные устроили засаду на машину НАОС на дороге Ямбио – Нзара.

В начале января 2016 г. правительственные силы начали операцию «Чистая дорога» против вооруженных группировок на западе региона. Бои шли близ Ямбио, Сауры, Ли-Рангу, Эзо, Тамбуры и Сурс-Юбо. 21 января 6-я дивизия НАОС атаковала вооруженную группировку в Бириси и вела бои с ней в Ямбио (в ноябре эта группировка подписала с властями провинции предварительное мирное соглашение). В ходе этих операций солдаты, как утверждают, вели огонь по гражданскому населению и совершали многочисленные другие нарушения.

Незаконные нападения, грабежи, перемещение населения

Свидетели рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что во время и после боев 21 января в районе Ямбио и в самом городе военнослужащие правительственных сил совершали нападения на их дома и грабили имущество. Свои дома покинули тысячи человек, в том числе по меньшей мере 6 тыс. жителей перебрались в лагерь, организованный в Ямбио неправительственной организацией.

«Вдоль главной улицы жгли дома, солдаты забирали наших кур, уток, коз и все ценное, – рассказывал священник, живший в Ямбио в квартале Дудума. – Теперь мужчины боятся возвращаться туда. Боятся, что солдаты застрелят их или арестуют».

19-летний житель Ямбио в лагере рассказал, что бежал из дома с началом боев 21 января и восемь дней прятался в кустарнике. Когда он уходил, он видел, как солдаты жгли дома и стреляли в жителей.

«НАОС пришла и стала жечь лес, чтобы нас выгнать, – рассказывал этот молодой человек. – Когда люди выбегали из огня, солдаты стреляли по ним. В нашем районе никаких повстанцев не было. А солдаты все равно забирали у нас вещи и еду, жгли наши дома».

По словам другого вынужденного переселенца, он вернулся в Дудуму через четыре дня после боев 21 января и обнаружил, что дом сожгли вместе со всем имуществом: «Когда я добрался туда, там еще солдаты везде были, вещи у людей грабили».

Некоторые официальные лица отрицали целенаправленные поджоги гражданских домов правительственными военнослужащими, утверждая, что пожары могли быть вызваны возгоранием соломенных крыш от случайных попаданий пуль. Однако Патрик Замои, губернатор провинции Гбудуе, созданной после недавнего раздела Западной Экваториальной провинции, подтвердил, что «дома жгли солдаты – но это потому, что там были повстанцы».

Хьюман Райтс Вотч ознакомилась с фотографиями, на которых, как представляется, солдаты жгут хижины в Наанди и Бириси; наши сотрудники также лично осмотрели руины десятков домов, сожженных в разное время, в кварталах Дудума и Икпиро в Ямбио. В декабре 2015 г. солдаты, как утверждают гуманитарные организации, жгли и грабили дома и были причастны к нескольким случаям изнасилования в Ямбио.

Гражданское население, особенно молодые мужчины, продолжает подвергаться нарушениям со стороны военнослужащих правительственных сил, что приводит к нагнетанию страха и недоверия. 7 февраля в Ямбио солдаты ранили в ногу 18-летнего юношу, который клал кирпич на пустыре рядом с казармами НАОС.

Подразделения НАОС также временно заняли в Ямбио по меньшей мере четыре школы, откуда выгнали учеников, и устроили блокпост на дороге, ведущей на юг из города. Вынужденные переселенцы, бежавшие от боев и произвола, рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что боятся возвращаться, пока поблизости от их жилья находятся солдаты.

Насильственные исчезновения, внесудебные казни

Хьюман Райтс Вотч задокументировала в районе Ямбио 11 случаев насильственных исчезновений и внесудебных казней со стороны правительственных сил за период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г.; мы также располагаем правдоподобными сообщениями о множестве других таких случаев. Двое пропавших мужчин были впоследствии освобождены, тела троих обнаружены, местонахождение еще шестерых остается неизвестным.

В международном праве под насильственным исчезновением понимается ситуация, когда власти задерживают человека, но отказываются признавать факт задержания или раскрывать информацию о судьбе или местонахождении задержанного лица. Это может сопровождаться нарушением таких прав человека, как право на жизнь и право на свободу и личную неприкосновенность, включая право не подвергаться пыткам и другому недозволенному обращению.

В одном из эпизодов, как рассказала Хьюман Райтс Вотч свидетельница, 18 января за ее мужем пришли солдаты и увезли его на своей машине. Когда она отправилась на базу наводить справки, ей сказали: «Если это твой муж – забудь о нем и выходи за другого».

Среди найденных мертвыми был 34-летний мужчина, арестованный солдатами в ноябре в квартале Напере в Ямбио, который содержался под стражей два месяца. Последний раз его видел живым его брат в казармах НАОС в конце декабря. «Как-то ночью его даже мазали соляркой: жгли руки, ноги, спину, – рассказывал брат. – Я видел у него круглые ожоги по всему телу, когда приходил к нему на следующий день». Через много дней, по словам свидетелей, труп задержанного нашли в селении Саура, где НАОС в ходе январской операции атаковала предполагаемый лагерь повстанцев.

Брат пропавшего рассказывал: «Это я трупы нашел. Мой брат тоже там был. Связанный, лицо гнилое. И тело все гнилое. Но я узнал его – по одежде, по ногам, по пальцам на руках».

Еще два трупа были обнаружены утром 22 января 2016 г. сотрудниками Миссии ООН в Южном Судане на собственной свалке в тиковом лесу недалеко от казармы НАОС в Ямбио. По их словам, трупы принадлежали неустановленным мужчинам, у которых были связаны руки за спиной и имелись огнестрельные ранения в голову и грудь.

На основании интервью с жителями Ямбио и местными офицерами НАОС, а также по результатам анализа фотографий Хьюман Райтс Вотч пришла к выводу, что один из трупов мог принадлежать бывшему военнослужащему НАОС с позывным «Ворор», уволенному со службы в начале 2015 г. за дисциплинарные нарушения и, как утверждают, ушедшему к повстанцам.

Офицер НАОС рассказал Хьюман Райтс Вотч, что этот человек в январе был арестован Службой национальной безопасности и передан военным. Через три дня его расстреляли в том самом тиковом лесу.

Произвольные задержания, побои, пытки

Хьюман Райтс Вотч задокументировала 12 эпизодов произвольного ареста и задержания со стороны НАОС и Службы национальной безопасности, относящихся примерно к периоду январских боев.

В некоторых случаях задержанные и свидетели рассказывали о побоях и пытках. По словам местного активиста, 21 января он видел, как солдаты забирали подростка на рынке в Ямбио за косички «раста»: «Пока они его до машины волокли – автоматами били и по лицу, ногами еще пинали. Не знаю, что с ним потом было».

Учитель рассказал, что видел, как ночью 21 января у него за домом солдаты избивали троих молодых мужчин: «Солдаты спрашивали, из какого они племени. Угрожали, что если занде [преобладающая этническая группа в регионе], то они увидят, что с ними сделают».

Девочка-подросток рассказала Хьюман Райтс Вотч, как в начале января солдаты забрали ее с сестрой, когда они шли по дороге между Нзарой и Ямбио. В казарме НАОС их продержали три недели: «Вопросы спрашивали, готовить им заставляли. Когда допрашивали – били».

По словам этой девочки, в казарме она видела, как солдаты издевались над задержанными мужчинами: «Некоторых пытали. Одному ногти на руках вырвали. Я видела это, когда мы им еду носили. Каждый день видела, как группу ребят, человек десять, на допрос выводили. Думаю, кого-то убивали, потому что их меньше становилось».

Житель Ямбио был арестован солдатами 17 января, содержался под стражей два месяца и подвергался побоям, сообщил его брат.

На встрече с сотрудниками Хьюман Райтс Вотч 8 февраля исполняющий обязанности командующего силами НАОС в Ямбио полковник Макени Макор Буи утверждал, что его подчиненные никогда никого не задерживали.

Произвольные аресты и задержание, а также избиение задержанных имели место и со стороны Службы национальной безопасности. В конце января ее сотрудниками был арестован радиожурналист из Ямбио Сильвестр Руати, которого продержали два дня: «Кто-то настучал на меня, что я спонсирую 'лучников', – рассказывал он. – В какой-то момент завязали глаза, велели говорить правду, угрожали убить, если врать буду».

Примерно в это же время Служба национальной безопасности на девять дней задержала 22-летнего студента. По его словам, первые два дня его били, требуя сознаться в участии в «лучниках». Во время содержания под стражей он видел, как Служба национальной безопасности передала пятерых задержанных НАОС (труп одного из этих людей впоследствии нашли в тиковом лесу).

6 февраля Служба национальной безопасности арестовала еще двоих мужчин, которых, как представляется, заподозрили в передаче денег повстанцам. Задержанные были отправлены в Джубу. Жена одного из них заявила, что ничего не знает о судьбе и местонахождении мужа и опасается за его жизнь.

Сотрудники Службы национальной безопасности в Ямбио утверждали, что никогда никого не задерживали, однако губернатор Замои сообщил Хьюман Райтс Вотч, что они могут производить «политические» аресты.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.