Война доводит нехватку воды на Ближнем Востоке до критической точки, по данным доклада МККК

Даже без учета разрушительных последствий недавней засухи и продолжающихся конфликтов многим государствам Ближнего Востока и Персидского залива нелегко было бы удовлетворить базовые потребности в воде, обусловленные ростом городского населения и спроса в области производства продовольствия.

Сейчас же, - когда в Сирии около 7,6 млн человек покинули свои дома, а еще примерно 3,8 млн сирийцев ищут убежища в соседних странах, как и 2,5 млн человек, спасающихся от боев в Ираке, - ситуация еще ближе к критической.

"На системах водоснабжения в регионе лежит огромная нагрузка, - говорит Петер Маурер, президент МККК. - Источники воды быстро истощаются, водная инфраструктура подвергается серьезным повреждениям в районах, где местные власти и так с трудом удовлетворяют потребности растущего населения. Массовые перемещения населения из-за конфликта лишь усугубляют проблему. Если срочно не принять меры, ситуация достигнет критической точки. Поэтому надо действовать немедленно, чтобы защитить и сохранить этот важнейший ресурс, без которого людям не выжить".

Однако рекордно низкое количество осадков, истощение водоносных слоев, злоупотребление скудными запасами и разрушительные последствия конфликта приводят к тому, что чистую воду становится все труднее найти. Ситуация еще больше ухудшается из-за того, что воюющие стороны иногда совершают нападения на объекты водо- и электроснабжения или намеренно прерывают снабжение населения этими ресурсами для получения военного или политического преимущества.

"Использование доступа к воде в качестве тактического средства или оружия во время конфликта, нападение на объекты водо- и электроснабжения не только является нарушением права вооруженного конфликта, но и оказывает крайне пагубное воздействие на жизнь людей, здоровье которых и так крайне уязвимо", - говорит Роберт Мардини, руководитель управления оперативной деятельности МККК на Ближнем Востоке.

"Такие нападения особенно пагубны, поскольку водоснабжение, санитария, электро- и энергоснабжение тесно связаны между собой, - продолжил Р. Мардини. - Нападение на электростанцию, к примеру, может иметь весьма серьезные последствия с точки зрения очистки сточных вод, доступности воды, качества воды и функционирования учреждений здравоохранения. Гуманитарное сообщество не имеет возможности удовлетворять потребности населения, постоянно заменяя местные службы или предлагая сиюминутные временные решения".

Во многих случаях сточные воды не очищаются должным образом, что представляет серьезную угрозу для здоровья и так уязвимого населения. Водопроводные сети, уже теряющие значительное количество воды из-за отсутствия техобслуживания (такое положение дел часто является прямым следствием конфликта), растрачивают впустую еще больше драгоценной жидкости. В одной только Сирии, по оценкам местных чиновников, в 2014 году 60% водопроводной воды утекло через пробоины в трубах, поврежденных во время конфликта.

Хотя простых решений проблемы с водой в регионе не существует, МККК и его партнеры на национальном уровне уже существенно изменяют к лучшему жизнь миллионов людей, пострадавших от конфликтов. В сотрудничестве с национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также с местными органами водоснабжения и электроснабжения МККК смог продолжить оказывать жизненно важные услуги населению даже во время ожесточенных боев, предоставляя столь необходимую чистую воду миллионам людей во всех пострадавших странах. "Есть основания для надежды, - говорит Р. Мардини. - Это в большой степени проблема, созданная людьми, и люди же могут ее решить. Однако все зависит от поддержки и согласованных усилий всех сторон: от международного сообщества до местных общин. И проблема, и ее решение касаются всех, и мы должны создать все условия, чтобы воду получил каждый".

Деятельность Красного Креста и Красного Полумесяца в странах Ближнего Востока в 2014 г.:

  • 9,5 млн человек были обеспечены водой посредством срочного ремонта или восстановления систем водоснабжения.
  • 600 000 человек были обеспечены водой, доставляемой автоцистернами или в бутылках.
  • 1,1 млн человек воспользовались расширением сети сооружений для хранения и распределения воды.
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.