Иран распространил видео «признательных показаний», выбитых у приговорённых к смертной казни суннитов

Власти Ирана прибегли к тактике грубой пропаганды, чтобы лишить приговорённых к казни лиц достоинства в глазах общественности и тем самым отвлечь внимание от изобиловавших нарушениями судебных процессов, по итогам которых им были вынесены смертные приговоры, заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.

В докладе «Трансляция несправедливости, восхваление массового убийства» рассказывается о развязывании властями Ирана в средствах массовой информации кампании по итогам массовой казни двадцати пяти суннитов второго августа 2016 года по обвинению в участии в вооружённой группировке. Для того чтобы оправдать казнь, власти наводнили подконтрольные государству СМИ бесчисленными записями «признательных показаний», полученными насильственным путём.

«Бесконечно показывая приговорённых к смертной казни по национальному телевидению, власти беззастенчиво пытаются убедить общественность в «виновности» последних, но, несмотря ни на что, не могут скрыть тяжёлую правду - казнённых приговорили на основании туманных и крайне расплывчатых обвинений по итогам вопиюще несправедливых судебных процессов», - заявил Филип Лютер, директор по исследованиям и правозащитной деятельности Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.

«Власти Ирана обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, ответственных за вооружённые нападения на мирных жителей. Однако ничем нельзя оправдать принуждение к даче «признательных показаний» посредством пыток и жестокого обращения, а также трансляцию страшных записей таких признаний. Это - грубейшее нарушение прав заключённых, унижение достоинства их самих и их родственников», - добавил он.

Срежиссированные «признания» сопровождались сенсационными заголовками, например «В руках дьявола» («Dar dast-e Sheytan») или «В глубинах тьмы» («Dar omgh-e tariki»), на фоне мелодраматической музыки. Некоторые ролики, чтобы усилить драматизм, были стилизованы под трейлеры к фильмам с заголовками, типа «продолжение следует» или «скоро на экранах».

Насильственные «признания»

В посланиях из тюрьмы, которые были записаны на нелегальные мобильные телефоны и размещены в сети, многие осуждённые рассказывали, что вынуждены были «признаться» на камеру после нескольких месяцев пыток в тюрьмах Министерства разведки, где их долгое время удерживали под стражей в одиночных камерах. По словам осуждённых, их били ногами, кулаками, электрошоковыми дубинками и плетьми, лишали сна, пищи и лекарств.

«Я не видел другого выхода… Не мог больше выносить издевательства и пытки… Они [сотрудники разведки] поставили меня перед камерой и сказали, что закроют дело и освободят меня, если я повторю то, что мне скажут», - сообщил Мохтар Рахими (один из тех, кого впоследствии казнили), добавив, что его признали виновным именно на основании этих заявлений.

По словам другого осуждённого, Кавеха Шарифи, ему пришлось наизусть выучить шесть страниц текста, подготовленного сотрудниками Министерства разведки:

«Я учил текст практически по два часа в день, пока всё не запомнил… Они даже учили меня, куда деть руки и какое должно быть выражение лица, чтобы никто не заподозрил, что меня содержат в одиночном заключении и жестоко обращаются со мной».

Помимо пропагандистских записей власти Ирана опубликовали целую серию провокационных заявлений, в которых осуждённых сходным образом характеризовали в качестве гениальных преступников, заслуживающих назначенного наказания. Аналогично записанным «признательным показаниям» эти заявления предлагали крайне искажённое описание событий, лишая осуждённых достоинства и доброго имени. В них осуждённым огульно приписывался целый ряд уголовных деяний, при этом не пояснялось, каким образом в них был замешан каждый конкретный человек.

Пропагандистские записи

«Признательные показания» на камеру дали Кавех Шарифи, Кавех Вейси, Шахрам Ахмади и Эдрис Немати, которых казнили в числе двадцати пяти других осуждённых второго августа 2016 года. Кроме того, широко обсуждались имена Логмана Амини, Башира Шахназари, Самана Мохаммади и Шуреша Алиморади - четырёх суннитов, которых с момента задержания удерживали под стражей в изоляторе Министерства разведки в Санандаже (провинция Курдистан).

На видео осуждённые неоднократно униженно называют себя «террористами», заслуживающими наказания. Согласно «признательным показаниям», они состояли в группировке «Таухид ва-Джихад», которая, по их словам, совершала вооружённые нападения и замышляла убийства «неверных» (куффар). В некоторых видеороликах осуждённые сравнивают себя с вооружённой группировкой «Исламское государство» (ИГ) и утверждают, что «совершили бы злодеяния гораздо худшие, чем ИГ, если бы их не остановили». Записи перемежаются кадрами злодеяний ИГ в Сирии и Ираке, по-видимому, чтобы сыграть на страхе иранцев перед угрозами нарушения безопасности в других странах региона и тем самым оправдать казнь осуждённых.

Тем не менее в видеороликах прослеживаются некоторые несоответствия, что свидетельствует о вероятном постановочном характере «признательных показаний». В ряде случаев подсудимых обвиняют в совершении преступлений, которые произошли лишь спустя несколько месяцев после их задержания. В других - характер вменяемых им в вину преступлений кардинально меняется от записи к записи.

Запись «признаний» говорит о грубом нарушении разведывательными и силовыми органами Ирана права обвиняемых на презумпцию невиновности и права не быть принуждаемыми свидетельствовать против самих себя.

Обвиняемых осудили по крайне расплывчатой статье о «неприятии Бога» посредством «участия в суннитской группировке салафистского толка», а также в вооружённых нападениях и убийствах. Тем не менее в течение нескольких лет, на протяжении которых осуждённые ожидали исполнения смертного приговора, многие из них неоднократно отрицали причастность к подобным преступлениям.

Amnesty International не в состоянии подтвердить ни одно из этих контрутверждений, не в последнюю очередь из-за завесы секретности, окружавшей процессы. Исследование, которое провела организация, однако, свидетельствует о вопиющих нарушениях норм справедливого судебного разбирательства. Всем подсудимым отказали в адвокатской помощи на этапе расследования. Кроме того, по их словам, «признательные показания», на основании которых были вынесены обвинительные приговоры, были выбиты под пыткой.

Будучи государством-участником Международного пакта о гражданских и политических правах, Иран в законодательном порядке обязан запрещать и предупреждать, а равно наказывать за применение пыток; не принимать в качестве доказательств в суде «признательные показания», полученные с применением пыток; а также гарантировать справедливый суд всем обвиняемым в совершении уголовных преступлений. Учитывая необратимый характер смертной казни, строжайшее соблюдение гарантий справедливого судебного разбирательства в таких делах обязательное условие.

«Признательные показания» были сняты и транслировались различными государственными СМИ, в том числе телерадиокомпанией «Вещание Исламской Республики Иран» (ВИРИ), Press TV и ассоциацией «Хабилиан». Все подконтрольные государству организации, участвовавшие в записи «признаний», в равной степени несут ответственность за нарушение прав запечатлённых ими лиц и их родных.

С момента массовой казни прошло уже три месяца, а власти Ирана до сих пор не предоставили сведений о том, какие конкретно преступления, послужившие основанием для вынесения приговора, совершил каждый из осуждённых. Это идёт вразрез с обязательствами Ирана в рамках международного права в области прав человека о придании огласке заключений суда по всем уголовным делам, из которых бы ясно следовало доказательство вины и юридическое обоснование приговора.

«Властям Ирана следует немедленно прекратить снимать и транслировать «признательные показания», полученные с применением пыток и другого жестокого обращения. Кроме того, им следует снять завесу секретности, которая окружает судебные процессы, и принять все возможные меры для того, чтобы суды выносили обоснованные решения, которые бы предавались надлежащей огласке», - подчеркнул Филип Лютер.

Amnesty International призывает власти Ирана немедленно ввести официальный мораторий на применение смертной казни с последующей полной отменой данного вида наказания.

Справка

Двадцать пять мужчин, которых казнили второго августа 2016 года, были задержаны в числе многих других суннитов в период с 2009 по 2011 год. Тогда по провинции Курдистан прокатилась волна вооружённых столкновений и убийств. Несмотря на то что власти в официальном порядке признали, что в тот день казнили только двадцать человек, Amnesty International стало достоверно известно о казни ещё пятерых осуждённых, в связи с чем общее число казнённых составило двадцать пять человек.

Десятки человек, в том числе Барзан Насроллазаде, которому в момент задержания не исполнилось восемнадцати лет, ожидают приведение смертного приговора в исполнение.

Amnesty International во всех без исключения случаях выступает против применения смертной казни, независимо от характера и обстоятельств преступления; виновности, невиновности и прочих качеств осуждённого; а также способа, которым государство приводит приговоры в исполнение. Организация добивается полной отмены смертной казни.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.