Сирия: похищения, пытки и убийства гражданских лиц вооружёнными группировками

Вооружённые группировки, действующие в Алеппо, Идлибе и прилегающих к ним районах на севере Сирии, сеют страх многочисленными похищениями, пытками и суммарными убийствами. Об этом заявила организация Amnesty International в своём новом, опубликованном сегодня брифинге.

Авторам брифинга под названием 'Torture was my punishment': Abductions, torture and summary killings under armed group rule in Aleppo and Idleb «"Пытки были мне наказанием". Похищения, пытки и суммарные убийства в сирийских Алеппо и Идлибе, находящихся под контролем вооружённых группировок» удалось собрать редкую информацию, дающую представление о том, что на самом деле представляет собой жизнь в районах, подконтрольных группам вооружённой оппозиции. Предположительно, некоторые из групп поддерживаются правительствами таких стран, как Катар, Саудовская Аравия, Турция и США, несмотря на доказательства нарушения ими норм международного гуманитарного права (законов войны). В брифинге также рассказывается о тех административных и квазисудебных институтах, которые вооружённые формирования создали в целях управления этой территорией.

«В брифинге разоблачается печальная реальность, в которой живёт мирное население под властью группировок вооружённой оппозиции в Алеппо, Идлибе и прилегающих районах. Многие мирные жители находятся в постоянном страхе быть похищенными, если они подвергнут критике поведение контролирующих территорию вооружённых групп либо не подчинятся строгим порядкам, установленным некоторыми из них, - сказал Филип Лютер, директор программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке. - Сейчас в Алеппо и Идлибе у вооружённых формирований развязаны руки, и они могут безнаказанно совершать военные преступления и нарушать нормы международного гуманитарного права. Кроме того, мы задокументировали, к своему возмущению, что вооружённые группы прибегают к точно таким же методам пыток, какие постоянно применяют сирийские власти».

«Такие государства, как США, Катар, Турция и Саудовская Аравия, которые входят в Международную группу поддержки Сирии и участвуют в переговорах по Сирии, должны оказать давление на вооружённые формирования, чтобы те прекратили злоупотребления и соблюдали законы войны. Также следует прекратить все поставки оружия и оказание помощи тем группами, которые причастны к военным преступлениям и иным грубейшим нарушениям», - продолжил Филип Лютер.

В брифинге говорится о злоупотреблениях со стороны пяти вооружённых группировок, которые контролируют части провинций Алеппо и Идлиб с 2012 года. Сюда относятся движение «Нур ад-Дин Зинки», «Фронт аш-Шамия» и 16-я дивизия, которые в 2015 году присоединились к коалиции вооружённых формирований для освобождения Алеппо (также известной как «Фатх-Халеб»). Кроме того, речь идёт о группировках «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена на территории РФ) и исламское движение «Ахрар аш-Шам» в Идлибе, которые также в 2015 году вошли в коалицию «Армия завоевания».

Некоторые негосударственные вооружённые группировки, такие как «Джебхат ан-Нусра», «Фронт аш-Шамия» и исламское движение «Ахрар аш-Шам», создали в подконтрольных им районах собственные «судебные системы», работающие по законам шариата (законам ислама), неофициальные прокуратуры, полицию и следственные изоляторы. Они также назначили судей, часть из которых не имеет представления о законах шариата. Некоторые группировки, в частности «Джебхат ан-Нусра» и исламское движение «Ахрар аш-Шам», очень жёстко трактуют шариат и назначают за предполагаемые правонарушения наказания, представляющие собой пытки и другие виды жестокого обращения.

В брифинге описаны 24 случая похищений, предпринятых вооружёнными группировками в провинциях Алеппо и Идлиб с 2012 по 2016 год. Среди потерпевших были мирные активисты и даже несколько детей, а также представители меньшинств, преследуемых исключительно из-за их религии.

В документе приводятся также пять случаев, имевших место в 2014-2015 годах, когда представители группировки «Джебхат ан-Нусра» и движения «Нур ад-Дин Зинки» подвергали похищенных, как те утверждают, пыткам.

Политического активиста «Ибрагима» (не настоящее имя) похитили в апреле 2015 года в Алеппо представители группировки «Джебхат ан-Нусра». По его словам, его удерживали три дня и всё время пытали. Он считает, что за ним пришли потому, что он организовывал мирные протесты в поддержку восстания 2011 года.

«Меня завели в пыточную камеру. Подвесили за запястья к потолку в позу "шабех" таким образом, чтобы пальцы ног не касались пола. Потом меня стали бить проводами по всему телу… После "шабеха" они перешли к методике "дулаб" [автомобильная покрышка]. Меня скрючили и засунули внутрь покрышки, а потом стали бить деревянными палками», - рассказал он. Позже его отпустили, просто бросив на обочине дороги.

Другой шокирующий случай произошёл с гуманитарным работником по имени «Халим», похищенными движением «Нур ад-Дин Зинки» в июле 2014 года, когда он вёл проект в больнице города Алеппо. Его около двух месяцев продержали под стражей без связи с внешним миром, пока под пытками он не подписал «признание».

«Когда я отказался подписывать признание, человек, ведший допрос, приказал надзирателю пытать меня. Надзиратель применил методику "бисат ар-рих" [ковёр-самолёт]. Он поднял мои руки над головой и заставил поднять ноги под прямым углом. А потом начал бить по подошвам ног проводом. Не в силах выносить эту боль, я подписал документ», - вспоминает он.

Преследование правозащитников, детей, представителей меньшинств

Несколько журналистов и медиа-активистов, освещавших случаи произвола, сообщили Amnesty International, что их похищали за критику поведения вооружённых группировок, захвативших власть. Многих позже отпустили, очевидно, вследствие того общественного давления, которое оказывалось на вооружённую группировку, осуществившую похищение.

По словам 24-летнего медиа-активиста «Иссы», с тех пор как ему поступили угрозы от «Джебхат ан-Нусры», он перестал публиковать в Фейсбуке всё, что может быть чревато для него опасностью.

«Они контролируют всё, что нам можно и нельзя говорить. Ты либо соглашаешься с их правилами поведения в обществе и политикой, либо исчезаешь. За последние два года "Джебхат ан-Нусра" трижды угрожала мне за то, что я критиковал в Фейсбуке их правление», - сказал он.

Другой медиа-активист, «Имад», описал, как представители «Джебхат ан-Нусры» ворвались в январе 2016 года на «Радио Фреш» (радиостанцию на севере провинции Идлиб), похитили двух ведущих и продержали их два дня просто за то, что они ставили музыку, оскорбляющую, с точки зрения «Джебхат ан-Нусры», ислам.

Как рассказали медиа-активисты из Алеппо, им поступали устные и письменные угрозы от «Фронта аш-Шамия» и движения «Нур ад-Дин Зинки» за то, что они в Фейсбуке критиковали эти группировки и обвиняли их в коррупции.

С нападениями «Фронта аш-Шамия», «Джебхат ан-Нусры» и исламского движения «Ахрар аш-Шам» сталкивались адвокаты, политические активисты и прочие люди, которым таким образом мстили за их деятельность, предполагаемые религиозные воззрения и политические взгляды.

Адвоката из Идлиба «Басселя» похитили прямо из дома в Марат ан-Нумане в ноябре 2015 года за то, что он критиковал «Джебхат ан-Нусру».

«Я так радовался, что мы освободились из-под несправедливой власти сирийского правительства, но сейчас всё стало только хуже. Я открыто критиковал "Джебхат ан-Нусру" в Фейсбуке… А на следующее утро бойцы "Джебхат ан-Нусры" увезли меня из дома», - сообщил он.

Перед тем как отпустить, его 10 дней продержали в заброшенном доме и заставили отказаться от своей профессии под угрозой того, что иначе он больше не увидит свою семью.

Как рассказала Amnesty International одна политическая активистка, которую похитили на пропускном пункте исламского движения «Ахрар аш-Шам» и продержали в изоляторе группировки, её остановили потому, что на ней не было чадры, и потому, что заподозрили её в связях с сирийским правительством.

Кроме того, Amnesty International задокументировала факты похищения как минимум троих детей, мальчиков в возрасте 14, 15 и 16 лет, «Джебхат ан-Нусрой» и исламским движением «Ахрар аш-Шам». Это произошло в Идлибе и Алеппо в период с 2012 по 2015 год. По состоянию на 28 июня двое из них по-прежнему числились пропавшими без вести.

Похищали также представителей курдского меньшинства из курдского района города Алеппо, Шейх-Максуда, а также христианских священников, пострадавших из-за своей религии.

«Все вооружённые группировки, особенно действующие в Алеппо и Идлибе, должны безотлагательно и безоговорочно отпустить на свободу всех тех, кого они удерживают исключительно по причине их политических взглядов, религиозной или этнической принадлежности, - сказал Филип Лютер. - Руководители вооружённых группировок на севере Сирии обязаны прекратить нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права, включая военные преступления. Нужно, чтобы они открыто и публично осудили такие действия и подали недвусмысленный сигнал своим подчинённым о недопустимости подобных преступлений».

Суммарные убийства

В брифинге также приводятся свидетельства о суммарных убийствах, осуществлённых «Джебхат ан-Нусрой», «Фронтом аш-Шамия» и связанными с ними «судами» и Верховным судебным советом - органом в провинции Алеппо, признанным несколькими вооружёнными группировками в качестве единственной судебной инстанции.

Среди убитых были мирные жители, в том числе 17-летний подросток, обвинённый в гомосексуальности, и женщина, обвинённая в супружеской неверности, а также захваченные военнослужащие правительственной армии Сирии, участники проправительственного ополчения «шабиха», а также члены враждебных вооружённых группировок, в том числе объявивших о принадлежности к Исламскому государству (организация запрещена на территории РФ). В некоторых случаях вооружённые группировки проводили суммарные расправы публично, при большом стечении народа. Между тем, умышленное убийство человека, находящегося в плену, запрещается международным гуманитарным правом и считается военным преступлением.

Как рассказывает «Салех», когда в декабре 2014 года его удерживала группировка «Джебхат ан-Нусра», он видел пять женщин, которые, по словам надзирателя, обвинялись в супружеской неверности, и «только смертью могут заслужить прощения». Потом на видеозаписи он видел, как бойцы «Джебхат ан-Нусры» публично казнили одну из них.

Согласно Единому арабскому кодексу - своду шариатских юридических кодексов, которым следуют Верховный судебный совет и «суд» «Фронта аш-Шамия», - определённые преступления, такие как убийство и вероотступничество, караются смертью.

«Вынесение приговоров и суммарные убийства без решения нормально назначенного суда и соблюдения всех процессуальных гарантий представляет собой серьёзное нарушение норм международного права и считается военным преступлением», - отметил Филип Лютер.

На протяжении последних пяти лет Amnesty International задокументировала много военных преступлений и преступлений против человечности, массово совершаемых сирийскими правительственными войсками. Наряду с этим, организация зафиксировала серьёзные нарушения, в том числе военные преступления, со стороны группировки, называющей себя Исламским государством, и прочих формирований.

«Хотя поначалу часть мирных жителей в районах, подконтрольных группировкам вооружённой оппозиции, поддерживала освобождение из-под власти жестокого сирийского правительства, надежды на соблюдение прав этими формированиями пропали, когда те всё чаще стали вершить самосуд и совершать серьёзные преступления, - заключил Филип Лютер. - Очень важно, чтобы во время идущих в Женеве переговоров Россия и США и специальный посланник ООН по Сирии прежде всего подняли вопрос о задержаниях, осуществляемых правительственными войсками, и похищениях, которые предпринимают вооружённые группировки. Со своей стороны Совет Безопасности ООН должен ввести индивидуальные санкции против лидеров вооружённых группировок, на которых лежит ответственность за военные преступления».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.