Беларусь: Систематические избиения и пытки задержанных демонстрантов

После президентских выборов 9 августа 2020 г. белорусскими силовиками были произвольно задержаны тысячи протестующих, сотни человек подверглись систематическим пыткам и другому недозволенному обращению, заявила сегодня Human Rights Watch.

Бывшие задержанные рассказывали о побоях, длительном пребывании в стрессовых позах, электрошоке, угрозах изнасилованием и по меньшей мере в одном случае - об изнасиловании дубинкой. Результатом стали тяжкие телесные повреждения, включая переломы, выбитые зубы, рассечения мягких тканей и ожоги от электрошока, а также черепно-мозговые травмы различной степени тяжести. Некоторым отбили почки. Шестерых из проинтервьюированных нами задержанных госпитализировали сроком от одного до пяти дней. Людей держали в камерах по несколько дней, нередко инкоммуникадо, в условиях крайней скученности и антисанитарии. Все собеседники Human Rights Watch также были свидетелями пыток и жестокого обращения с другими задержанными.

«Ковровая жестокость послевыборных репрессий показала, насколько далеко белорусский режим готов пойти, чтобы заставить граждан замолчать, но десятки тысяч мирных демонстрантов продолжают требовать честных выборов и правосудия за произвол силовиков, - говорит Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. - ООН и ОБСЕ должны срочно инициировать расследования, чтобы обеспечить сохранение доказательств в интересах ответственности за грубейшие нарушения прав человека».

Совет ООН по правам человека, который проведет срочное обсуждение ситуации в Беларуси в рамках своей сессии 14 сентября - 6 октября, и ОБСЕ должны оперативно начать соответствующие расследования.

Human Rights Watch проинтервьюировала 27 бывших задержанных (21 мужчину и 6 женщин); почти всех из них забрали в период между 8 и 12 августа. Некоторых задержали как участников демонстраций, которые они характеризовали как мирные, других просто хватали на улице или вытаскивали из машины. У многих есть медицинские документы и фотографии, подтверждающие полученные травмы. По меньшей мере у пяти человек на момент интервью еще были синяки и ссадины и/или гипс. Мы также проинтервьюировали 14 человек, знавших об арестах и недозволенном обращении. В числе этих людей были очевидцы, медики и родственники задержанных. За редким исключением интервью проводились в период между 20 и 29 августа в Минске, Гродно и Гомеле. В дополнение к этому мы изучили 67 видео и письменных свидетельств бывших задержанных и их родственников, взятых нами из открытых источников или полученных напрямую.

На основании проведенного исследования мы пришли к заключению, что значительную часть физического насилия со стороны ОМОНа и других правоохранительных органов, а также описанные нашими собеседниками условия содержания под стражей, следует квалифицировать как пытки.

С 9 по 13 августа на фоне беспрецедентной волны массовых и преимущественно мирных протестов милицией было задержано почти 7 тыс. человек. Люди выходили на улицы, возмущенные очевидным манипулированием избирательным процессом, которое позволило переизбраться на очередной срок действующему президенту Александру Лукашенко, бессменно остающемуся у власти в стране с 1994 г.

На фоне продолжающихся уже почти полтора месяца протестов десятки иностранных журналистов и местных корреспондентов зарубежных и белорусских независимых изданий были высланы из страны или лишены аккредитации либо столкнулись с задержаниями и теми или иными притеснениями со стороны властей.

С начала сентября статистика задержаний в ходе протестов вновь пошла вверх: только за 6 сентября МВД сообщило о более чем 600 задержанных и более 300 отправленных в места досудебного задержания.

Задержанные рассказывают, как милиция, ОМОН и спецназ хватали их на улице, иногда действуя крайне жестко, и набивали в зарешеченные отсеки автозаков или в автобусы так плотно, что те едва могли дышать.

После задержания людей развозили по районным подразделениям внутренних дел и в другие места содержания, где избивали кулаками, ногами и дубинками, часами заставляли стоять, находиться на коленях или лежать в стрессовых позах и сутками держали в переполненных сверх всякой меры камерах. Зачастую задержанных не кормили, не давали воды и не выводили в туалет. Все, кого мы интервьюировали, утверждают, что были свидетелями аналогичного или худшего обращения с десятками других.

29-летний журналист из Гродно рассказал, что предъявил свою пресс-карту, но его все равно забрали, и при этом омоновец сломал ему оба запястья. Медицинский работник рассказала, что у нее на глазах 11 августа в Минске омоновец при задержании водителя, уже остановившего свою машину, в упор выстрелил в него резиновой пулей. По ее словам, она попыталась оказать пострадавшему помощь на месте, но в итоге ему потребовалась операция, чтобы извлечь пулю из легких.

Бывшие задержанные предполагают, что вся эта демонстративная жестокость преследовала цель наказать протестующих граждан и растоптать их человеческое достоинство. Большинство рассказывали, что омоновцы и другие силовики хуже, чем с другими обращались с людьми «нетипичной» внешности: длинные или крашеные волосы у мужчин, дреды, пирсинг или татуировки.

По словам задержанных, у них отбирали лекарства, нередко игнорировали просьбы вызвать врача и в принципе отказывали в медицинской помощи. Один человек в такой ситуации впал в кому; на момент перевода в больницу наступила клиническая смерть. Три медика заявили, что им неоднократно приходилось оказывать помощь демонстрантам и бывшим задержанным, пострадавшим от жестокого обращения силовиков. Некоторые из тех, кто прошли через пытки, просили врачей официально не сообщать о факте причинения телесных повреждений (как того требует законодательство), опасаясь мести со стороны властей.

Все проинтервьюированные нами бывшие задержанные утверждали, что им не обеспечивался доступ к адвокату. Те, у кого состоялся суд, рассказывали, что рассмотрение дела длилось считанные минуты и завершалось назначением административного ареста. Некоторых выпускали раньше истечения срока ареста: не исключено, что это было связано с переполненностью изоляторов.

Без суда, как говорят задержанные, отпускали в среднем через 72 часа - максимальный срок задержания по белорусскому законодательству. При освобождении у всех брали подписку о неучастии в «несанкционированных массовых мероприятиях» с предупреждением об уголовной ответственности за ее нарушение.

Милиция и администрация изоляторов не справлялась с учетом тысяч поступавших задержанных или не предоставляла информации родственникам задержанных; члены семей рассказывали, как порой сутками пытались выяснить судьбу и местонахождение своих близких.

Десятки бывших задержанных написали официальные заявления о недозволенном обращении со стороны сотрудников правоохранительных органов. Human Rights Watch известно о нескольких начатых по таким заявлениям доследственных проверках, однако на момент подготовки этого обзора не было возбуждено ни одного уголовного дела.

Белорусские правозащитные организации в интересах 47 бывших задержанных обратились в Комитет ООН по правам человека с документированным заявлением о жестоком и унижающем достоинство обращении.

14 августа замминистра МВД заявил, что милиция никого не избивала и не пытала. 26 августа Генеральная прокуратура анонсировала создание межведомственной комиссии для «объективной, полной и всесторонней» оценки фактов противоправных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов как во время задержаний, так и в местах содержания задержанных.

Задокументированные нами пытки и недозволенное обращение нарушают целый ряд международных обязательств, которые Беларусь несет, в частности, как участник Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции ООН против пыток, а также как член ОБСЕ.

В понедельник 14 сентября Совет ООН по правам человека принял решение провести на текущей сессии срочное обсуждение ситуации в Беларуси. Совет должен принять резолюцию, предлагая в частности Управлению верховного комиссара ООН по правам человека организовать мониторинг нарушений в преддверии, во время и после президентских выборов с представлением публичных докладов, а также установить факты и обстоятельства таких нарушений, имея в виду в дальнейшем привлечение к ответственности причастных к ним лиц. Резолюция должна также содержать осуждение нарушений прав человека в Беларуси, включая применение избыточной силы против мирных демонстрантов, произвольные задержания, недозволенное обращение и пытки. Совет должен потребовать немедленного освобождения всех лиц, остающихся произвольно задержанными: журналистов, демонстрантов, лидеров оппозиции и их сторонников.

Государства-члены ОБСЕ должны со своей стороны задействовать «Московский механизм», предусматривающий назначение независимого эксперта для установления фактов и представления организации выводов и рекомендаций по итогам расследования.

«Прошедшие через пытки, несмотря на риск давления, требуют правосудия, и ООН и ОБСЕ должны сделать свое дело в интересах обеспечения правосудия для жертв нарушений в Беларуси и ответственности для причастных со стороны властей», - говорит Хью Уильямсон.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.