Туркменистан: эксперта-коннозаводчика не выпускают из страны

Власти Туркменистана 5 августа 2015 г. не выпустили из страны попавшего в немилость известного эксперта-коневода, сообщает Хьюман Райтс Вотч.

Уже второй раз за последние девять месяцев Гельды Кяризова и его семью не выпускают за границу. Утром 5 августа двое его родственников также попали в предположительно подстроенное дорожно-транспортное происшествие. Правительство Туркменистана должно немедленно разрешить Кяризову и его семье выезд за рубеж, в том числе - на требуемое ему лечение, отмечает международная правозащитная организация.

«Туркменистан остается одним из немногих государств мира, которые произвольно не выпускают за рубеж граждан, считающихся неблагонадежными, - говорит Рейчел Денбер, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Власти откровенно нарушают право Кяризова и его семьи на свободу передвижения».

Когда вечером 5 августа Кяризов, его 14-летняя дочь София и сестра супруги Елена Серебрянник подошли к паспортному контролю в ашхабадском аэропорту, собираясь вылететь в Москву, к Кяризову, как рассказал нам один из членов семьи, обратилось должностное лицо: «Зачем пришел? Ты уже пробовал [вылететь] в декабре прошлого года. Тебе запрещено [выезд запрещен], и ты это знаешь!» После, пограничники поставили всем в билеты штамп, запрещающий посадку на рейс.

Кяризова с семьей уже останавливали в аэропорту в декабре 2014 г.: в билетах им поставили штамп «снят госорганами».

По словам одного из членов семьи, на вторую поездку российскую визу Кяризов получил 24 июля, однако на следующий день к нему пришел сотрудник Министерства национальной безопасности и заявил: «Даже если Президент умрет, ты все равно никуда не уедешь».

Утром 5 августа София Кяризова и Елена Серебрянник попали в ДТП. На дороге, которую они переходили, стоял большой грузовик, закрывавший обзор пешеходам. Однако, водитель грузовика дал сигнал, что путь свободен, в тот момент, когда они уже были на проезжей части, из-за грузовика на скорости в направлении Софии выскочила белая Toyota. Елена Серебрянник оттолкнула девочку в сторону, но когда сама пыталась увернуться от машины, то упала на землю и получила травмы, включая перелом локтя и запястья.

Как сообщил нам один из родственников Кяризова, 10 августа сотрудник полиции сообщил Елене Серебрянник, что власти начали расследование и рассчитывают получить записи уличных видеокамер. Однако в тот же день тот же сотрудник сообщил Серебрянник, что расследование будет прекращено в виду того, что наезда на нее как такового не было, то и расследовать нечего.

По словам членов семьи, с момента своего освобождения в 2007 г. Кяризов нуждается в лечении, включая две операции, которые в Туркменистане просто-напросто не делают. В несостоявшуюся поездку он заранее договорился об обследовании в одной из московских клиник.

Кяризов является экспертом по ахалтекинской породе лошадей, которая считается национальным символом Туркменистана. В июле 2015 г. он был принят в члены Long Riders' Guild - международной коневодческой ассоциации, пригласившей его с семьей в Швейцарию.

В 2002 г. Кяризов был арестован и пять лет провел за решеткой по делу о злоупотреблении полномочиями и халатности. Такие обвинения в Туркменистане нередко предъявляются людям, попавшим в немилость властей. В 2010 г. власти конфисковали у Кяризова конный завод и другое имущество.

По словам его сына, в тюрьме Кяризов подвергался недозволенному обращению, включая жесткое психологическое давление, ограниченый доступ к еде, принуждение к присутствию при пытках сокамерника, угрозы причинить вред супруге и другими родственниками. Ближе к концу срока он пять месяцев провел в полной изоляции в печально известной закрытой тюрьме Овадан-тепе, где содержатся бывшие чиновники и другие лица, осужденные по политически мотивированным обвинениям. В период отбытия срока заключения Кяризову систематически отказывали в свиданиях с семьей.

По словам сына, на допросе во время предварительного следствия у Кярзизова случился сердечный приступ, и он остался частично парализованным. В заключении у него развились такие заболевания, как позвоночная грыжа, атрофический гастрит, хронический бронхит и пр. Он потерял почти 40 кг веса и потерял большую часть зрения.

С тех пор как Кяризов вышел на свободу, он и члены его семьи находятся под пристальным и постоянным наблюдением и не могут устроиться на работу.

Неофициальные и произвольные ограничения на выезд за рубеж устанавливаются правительством Туркменистана для представителей различных групп граждан, включая студентов, обучающихся за рубежом, активистов и родственников политэмигрантов.

«Власти Туркменистана причиняют вред здоровью Кяризова, - говорит Рейчел Денбер. - Ситуация, в которой оказался этот человек, свидетельствует о том, что практика произвольных и незаконных запретов на выезд за границу до сих пор сохраняется в полной мере».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.