Кыргызстан: Активисту угрожает экстрадиция, риск пыток. Отозвать санкцию на выдачу, зарегистрировать ходатайство о предоставлении убежища

25 июня 2018 г. суд в Кыргызстане должен возобновить рассмотрение апелляции оппозиционного казахстанского активиста Мурата Тунгишбаева, который обжалует санкцию прокуратуры на его экстрадицию в Казахстан, сообщает Хьюман Райтс Вотч.

21 мая Генеральная прокуратура КР санкционировала выдачу Тунгишбаева в Казахстан, где он с высокой степенью вероятности может быть подвергнут пыткам или недозволенному обращению, а также уголовному преследованию по политическим мотивам.

«Казахстан известен многолетней практикой принуждения к молчанию критиков власти и инакомыслящих, - говорит Мира Ритман, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - Власти Кыргызстана должны оградить Мурата Тунгишбаева от экстрадиции или другого принудительного возвращения в Казахстан, где ему грозит политически мотивированное уголовное преследование и где он может подвергнуться пыткам».

40-летний Тунгишбаев в 2011 г. стал одним из соучредителей общественного фонда «Либерти», который занимается вопросами прав человека, включая свободу собраний и борьбу с дискриминацией. В 2012 г. он уехал из Казахстана после того, как спецслужбы вызывали его, в связи с освещением забастовки нефтяников и вспышки насилия в Жанаозене в 2011 г. После этого в течение двух лет он работал на оппозиционном телеканале 16/12.

10 мая 2018 г. Тунгишбаев был арестован в Бишкеке сотрудниками Государственного комитета национальной безопасности КР (ГКНБ) по запросу Генеральной прокуратуры Казахстана. Власти Казахстана обвиняют его в «финансировании деятельности преступного сообщества, в хранении и распоряжении имуществом, организации канала финансирования», в также в «организации или участии в деятельности организации, деятельность которой запрещена судом как экстремистская».

В Казахстане Тунгишбаеву вменяется финансирование незарегистрированного оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и участие в его деятельности. В марте 2018 г. ДВК был признан судом «экстремистским» и был запрещен.

15 мая Тунгишбаев, опасаясь принудительного возвращения в Казахстан, подал ходатайство о предоставлении ему убежища в Кыргызстане. Однако администрация изолятора, где содержится Тунгишбаев, отказывает представителям Государственной службы миграции при Правительстве КР в допуске к задержанному для проведения интервью, что является необходимым при рассмотрении его ходатайства об убежище.

31 мая Тунгишбаев и его адвокат Нурбек Токтогунов обжаловали санкцию на экстрадицию.

7 июня Хьюман Райтс Вотч направила генеральному прокурору Кыргызстана письмо с настоятельным призывом отозвать санкцию в связи с тем, что в случае экстрадиции или иного принудительного возвращения в Казахстан Тунгишбаев с высокой степенью вероятности может быть подвергнут пыткам или недозволенному обращению, а также преследованию по политическим мотивам.

19 июня адвокат Токтогунов заявил в суде, что у Кыргызстана есть международно-правовое обязательство ограждать Тунгишбаева от риска пыток и что власти не вправе выдавать его Казахстану.

Пытки и недозволенное обращение являются обыденной практикой в местах задержания в Казахстане, при этом безнаказанность пыток остается нормой. Комитет ООН против пыток в своих заключительных замечаниях по Казахстану от декабря 2014 г. отметил, что «особо обеспокоен постоянными сообщениями о применении сотрудниками правоохранительных органов пыток и жестокого обращения, в том числе угроз сексуального насилия и изнасилования, в изоляторах временного содержания (ИВС) и следственных изоляторах (СИЗО), находящихся под юрисдикцией Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности, с целью получения "добровольных признаний" или сведений для их использования в качестве доказательств в ходе судопроизводства по уголовным делам».

28 мая 2018 г. казахстанская неправительственная Коалиция против пыток, объединяющая 47 профильных правозащитных организаций и независимых экспертов, обнародовала справку по делу Тунгишбаева, отметив, что, «по наблюдению Коалиции, унижающее достоинство, бесчеловечное, жестокое обращение, а также пытки носят в Республике Казахстан распространенный характер. Ежегодно Коалицией регистрируется свыше 200 обращений о пытках либо иных видах противоправного обращения».

Определение «экстремизма» в законодательстве Казахстана является расплывчатым и неоднократно использовалось для подавления свободы слова, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Уголовный кодекс относит к «преступлениям экстремистской направленности» целый ряд видов ненасильственных деяний, включая неконкретный и избыточно широкий состав «возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

C марта 2018 г. в Казахстане происходит нарастание преследований предполагаемых сторонников ДВК. 10 мая десятки людей в различных городах, которые, предположительно, выходили на акции по призыву ДВК, были задержаны и доставлены в полицию. Несколько десятков человек были оштрафованы или подвергнуты административному аресту за участие в мирном, но несанкционированном протесте.

Кыргызстан является участником Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицировал в 1998 г.) и Международного пакта о гражданских и политических правах. Оба этих международных договора безоговорочно запрещают высылку или выдачу любого лица в страну, где этому лицу угрожает риск пыток. Таким образом, при любых обстоятельствах и вне зависимости от характера обвинений, вменяемых Тунгишбаеву в Казахстане, его выдача или иное принудительное возвращение в эту страну недопустимы.

Кыргызстан также является участником Конвенции о статусе беженцев 1951 г., которая запрещает каким-либо образом «высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

ГКНБ КР должен безотлагательно обеспечить сотрудникам Государственной службы миграции доступ к Тунгишбаеву, с тем чтобы они могли приступить к рассмотрению его ходатайства о предоставлении убежища, заявила Хьюман Райтс Вотч. До полного завершения этой процедуры власти Кыргызстана ни при каких обстоятельствах не должны экстрадировать или высылать Тунгишбаева.

«Отказ миграционным органам в доступе к задержанному Тунгишбаеву вызывает глубокую обеспокоенность, говорит Мира Ритман. - Он имеет полное право ходатайствовать об убежище с учетом обоснованных опасений преследований, а Кыргызстан обязан зарегистрировать его обращение и рассмотреть его со всем вниманием».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.