«Хотя проходившие в Таджикистане парламентские выборы предоставили определенные политические альтернативы, пространство избирательной кампании было ограничено и не был гарантирован справедливый подсчет голосов », заявили международные наблюдатели

  • Источник документа:
  • Дата:
    2 Маршировать 2015

Некоторые участники предвыборной гонки предоставили политическую альтернативу, однако, парламентские выборы 1 марта прошли в условиях ограниченного политического пространства, и кандидатам не были предоставлены равные условия». К такому выводу пришли международные наблюдатели, выступив с предварительным заявлением, которое было опубликовано сегодня. Хотя правительство заявило о решительной готовности провести демократические выборы и были внесены некоторые позитивные изменения в избирательное законодательство, ограничения в праве выдвижения кандидатов, ограничения свободы выражения и собрания, а также доступа к СМИ, способствовали сокращению возможности сделать свободный и осознанный выбор.

«К сожалению, участие различных политических сил в избирательной кампании не обеспечило в достаточной степени подлинную конкуренцию в ходе выборов. Неравное отношение со стороны властей и сохранившиеся правовые ограничения способствовали уменьшению пространства для дебатов по реальным проблемам, с которыми сталкивается Таджикистан», заявила специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ Мариетта Тидеи. «Избиратели, с многими из которых мне довелось побеседовать вчера, заслуживают участия в более подлинной дискуссии о будущем своей страны», добавила г-жа Тидеи.

«Я рада отметить, что голосование проходило в спокойной и мирной обстановке. Однако, имели место такие серьезные недостатки, как неоднократное голосование, незаконный вброс бюллетеней и несоблюдение процедур подсчета голосов. Это свидетельствует о том, что честный подсчет голосов не был гарантирован», заявил глава делегации Европарламента Норберт Неусер. «Я буду приветствовать внесение изменений, необходимых для обеспечения прозрачности и достоверности процедур голосования властям страны», добавил он.

В ходе наблюдения негативная оценка была дана в более половины случаев подсчета голосов.

«Несмотря на существование определенного политического выбора, избирательная кампания проходила в контролируемой атмосфере, поскольку нормативные положения ограничивали возможности кандидатов в проведении агитации. Во время избирательной кампании часто была размыта грань между государством и Народно-демократической партией Таджикистана. Поступали достоверные заявления о притеснениях и воспрепятствовании некоторым оппозиционным партиям, а также о давлении на избирателей», заявили наблюдатели.

Несбалансированное освещение со стороны государственных СМИ, негативные сообщения, направленные в адрес оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана, а также отсутствие подлинных политических дебатов в значительной степени ограничили возможность избирателей сделать осознанный выбор», отмечается в заявлении. Внимание государственных СМИ (только государственные СМИ вещают на всю страну) было главным образом направлено на деятельность органов власти, а не на проведение кампании участниками предвыборной гонки.

«Хотя нами были отмечено некоторые улучшения, например, позитивные изменения, внесенные в закон «О выборах», но случаи злоупотребления властными полномочиями продолжались. От Таджикистана требуется более беспристрастное отношение ко всем политическим партиям, как в юридическом, так и в правоприменительном плане для соблюдения своих демократических обязательств», заявил глава делегации ПА ОБСЕ Геир Йорген Беккеволд. «Мне отрадно заметить, что у избирателей был определенный выбор. Я выражаю надежду, что в будущем будет создано больше пространства для проведения динамичной избирательной кампании».

«Поправки, внесенные в закон «О выборах» в 2014 году, свидетельствуют о выполнении некоторых давних рекомендаций Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Однако, необходимы дальнейшие реформы, чтобы привести закон в соответствие с обязательствами ОБСЕ, а также другими международными обязательствами и стандартами. Хотя закон включает в себя важные избирательные принципы, но законодательство не регулирует в полной мере избирательный процесс и в некоторых аспектах отсутствуют ясность и последовательность», заявили наблюдатели. Закон часто истолковывался выборочно и, таким образом, ограничивала свободы выражения и собрания, а также право на доступ к информации.

Установленные законом сроки соблюдались, и заседания Центральной комиссии по выборам и референдумам (ЦКВР) были, в общем, открыты для наблюдателей и СМИ. Отсутствие прозрачности в назначении состава избирательных комиссий и значительная роль государства в управлении избирательного процесса усилили сомнения представителей оппозиции в независимости и беспристрастности избирательной администрации. Хотя проводилась полноценная кампания по информированию избирателей через государственные СМИ, и организованные обучающие семинары для членов нижестоящих комиссий представили возможность для уточнения неясных процедурных вопросов, ЦКВР не смогла разрешить проблемы, связанные с неясными аспектами избирательной кампании. Неспособность ЦКВР уточнить неясные вопросы агитации, процедур регистрации и голосования, также привела к неравномерному применению законодательства, сказано в заявлении.

Процесс регистрации избирателей носил инклюзивный характер, и позволил избирателям проверять свою регистрацию в списке избирателей, но отсутствие защитных механизмов против неоднократного голосования подрывает честность избирательного процесса, заявили наблюдатели. Остаются серьезные сомнения относительно того, было ли достаточным количество избирательных участков за рубежом, чтобы способствовать большому количеству граждан за пределами страны принять участие в голосовании.

Все восемь политических партий зарегистрировали своих кандидатов, но только две из них зарегистрировали достаточное количество для потенциального достижения парламентского большинства. Квалификационные требования к кандидатам касательно образования, местожительства, знания языка, судимости и нахождения под следствием противоречат международным обязательствам и стандартам. Следует отметить также позитивный момент: сумма избирательного залога была сокращена наполовину, хотя некоторые партии заявили, что залог все еще остается слишком высоким. Нет специальных правовых мер для продвижения кандидатов из числа женщин. Всего лишь незначительное количество женщин находилось на выигрышных позициях в партийных списках.

«Невозможно проводить подлинно демократические выборы без реальных дебатов в СМИ, а также без независимой избирательной администрации и создания атмосферы свободы от репрессий. К сожалению, все эти элементы отсутствовали», заявил глава долгосрочной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ Миклош Харашти. «Тем не менее, большое стремление всех участников к сохранению мира дает мне надежду, что процесс реформ избирательной системы будет способствовать устранению замеченных нами серьезных недостатков», добавил он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.