В Мьянме в отношении народа рохинджа установлен режим апартеида

Мусульманское меньшинство рохинджа в Мьянме стало жертвой целенаправленной кампании дискриминации на всех институциональных уровнях, сравнимой с расистским режимом апартеида, пришла к выводу Amnesty International по итогам исследования событий в мьянманском штате Ракхайн за последние два года.

Выстроенная властями система подавления и преследования рохинджа представляет собой преступление против человечности.

В докладе «Тюрьма под открытым небом» эксперты Amnesty International рассматривают недавнюю волну насилия в Мьянме, приведшую к бегству из страны более 600 тысяч человек, в более широком контексте. Исследователи приходят к выводу, что власти страны целенаправленно ограничивают практически все аспекты жизни рохинджа в штате Ракхайн, сводя существование этого мусульманского меньшинства к существованию в гетто. Рохинджа поражены в праве на доступ к услугам здравоохранения и образования, в некоторых районах они даже не могут покидать пределы своих поселений. Такая ситуация отвечает всем требованиям правового определения такого преступления против человечности как апартеид.

«Власти Мьянмы проводят политику сегрегации народности рохинджа, выстраивая бесчеловечную систему апартеида. Права рохинджа нарушаются каждодневно, репрессии лишь только усилились в последние годы», - заявила Анна Нейстат, старший директор Amnesty International по исследованиям.

«Создаётся впечатление, что эта система создана для того, чтобы жизнь рохинджа была настолько безнадёжна и унизительна, насколько это возможно. Жестокая кампания этнических чисток со стороны силовых структур за последние три месяца является еще одним проявлением этой политики», - добавила она.

Штат Ракхайн - тюрьма под открытым небом

Рохинджа подвергались систематической дискриминации, организованной правительством Мьянмы, на протяжении десятилетий, показывает расследование Amnesty International, но репрессии резко усилились с 2012 года, когда началась эскалация конфликта между буддийской и мусульманской религиозными общинами.

Рохинджа в штате Ракхайн оказались отрезаны от внешнего мира, они ограничены в свободе передвижения, по существу блокированы в своих деревнях и посёлках. Для того чтобы реализовать эту политику на практике, правительство Мьянмы и местные органы власти имплементировали целый ряд законодательных и распорядительных актов, поощряя чиновников демонстрировать откровенно расистское поведение.

Действующие в штате Ракхайн нормы прямо указывают, что «иностранцы» и «представители бенгальских рас» (уничижительное название для рохинджа) нуждаются в специальных разрешениях на совершение поездок между населёнными пунктами. В дополнение к этому в течение последних пяти лет в тех районах штата, где преимущественно проживают рохинджа, постоянно произвольно объявляется режим комендантского часа.

В центральных районах Ракхайна рохинджа практически не имеют возможности покидать свои деревни и организованные для них правительством лагеря. В некоторых районах им запрещено пользоваться дорогами, они могут путешествовать только по водным путям и только в другие мусульманские деревни.

Рохинджа, которым удаётся получить разрешение на поездку в северную часть штата, должны проходить через контрольно-пропускные пункты, в основном укомплектованные полицией пограничной охраны (BGP). На этих КПП их постоянно подвергают физическому и словесному насилию, угрожают арестом и вынуждают платить взятки.

Исследователи Amnesty International были непосредственными свидетелями избиения пограничниками этнического рохинджа на одном из КПП и документально засвидетельствовали как минимум один случай внесудебной казни, когда офицеры BGP застрелили 23-летнего мужчину, оказавшегося на дороге во время комендантского часа.

В ходе вспышки насилия в 2012 году десятки тысяч рохинджа были изгнаны из городских поселений штата Ракхайн, в частности из столицы региона Ситтве. Только 4000 человек остаются в этом городе, все они живут в организованном наподобие гетто районе, окружённом колючей проволокой и полицейскими КПП. При попытке выйти за пределы района они подвергаются риску ареста или нападения со стороны толпы.

Ограничения на передвижение оказывают разрушительное воздействие на повседневную жизнь сотен тысяч рохинджа, которые оказались на грани выживания.

Несмотря на то что качество медицинской помощи в штате Ракхайн остаётся повсеместно низким, рохинджа сталкивается с барьерами в доступе и к ней.

Рохинджа отказано в доступе в больницу Ситтве, самому высококлассному медицинскому учреждению в штате, за исключением исключительных случаев. Когда же они получают согласие на оказание медицинской помощи, для поступления в больницу требуется разрешения от властей штата и полицейский эскорт. На севере штата многие рохинджа не видят другого способа получить медицинскую помощь, как пересечь границу и отправиться в Бангладеш, что делает лечение исключительно дорогостоящим и недоступным для большинства населения за исключением самых богатых семей.

За пределами штата Ракхайн для рохинджа открыты двери лишь нескольких медицинских учреждений. Там они содержатся в сегрегированных «мусульманских отделения» под охраной полиции.

Несколько рохинджа рассказали исследователям Amnesty International, что им пришлось платить взятки сотрудникам больницы и полицейским, чтобы иметь возможность позвонить членам семьи или купить продукты.

«Отказ в доступе к медицинской помощи для рохинджа отвратителен. Некоторые женщины, с которыми мы говорили, говорили, что они скорее родят дома в антисанитарных условиях, чем поедут в больницу, где столкнутся со злоупотреблениями и вымогательством», - сказала Анна Нейстат.

С 2012 года власти Мьянмы ужесточили также доступ к образованию для рохинджа. В большинстве районов Ракхайна дети рохинджа больше не допускаются в государственные школы, ранее работавшие на смешанном принципе и открытые для представителей буддийской и мусульманской общин. Учителя государственных школ, в свою очередь, часто отказываются от работы в мусульманских районах.

Ужесточение ограничений на поездки также сказалось на возможности трудоустроиться или прокормить свою семью. Сельхозпроизводители рохинджа были отрезаны от рынка, а сами фермеры столкнулись со вмешательством в их работу в поле. Недоедание и нищета стали нормой среди рохинджа, а власти усугубили эту ситуацию, строго ограничивая гуманитарным организациям доступ в регион.

Кроме того, рохинджа фактически запрещено отправление религиозных культов - в регионе введён запрет на несанкционированные собрания более четырёх человек одновременно. Многие мечети в Ракхайне также были закрыты властями страны.

Отказ в гражданстве

Дискриминацию в отношении рохинджа власти оправдывают отсутствием у большинства представителей этого меньшинства законных прав на пребывание в Мьянме. Однако в основе этого подхода лежит законодательство 1982 года, которое фактически лишило рохинджа гражданства на основе их этнической принадлежности.

Кроме того, с 2016 года правительство чрезвычайно усложнило систему регистрации новорождённых в районах проживания рохинджа, что зачастую лишает родителей возможности внести их ребёнок в список проживающих на территории домовладения. Власти постоянно корректируют списки домовладельцев, исключая из них тех, кто, по их мнению, не имеет права проживать в занятом им помещении. Это, в свою очередь, делает практически невозможным возвращение в свои дома тех рохинджа, кто бежал из страны. А это, напомним, более 600 тысяч человек.

«Восстановление прав и правового статуса рохинджа и внесение поправок в дискриминационное законодательство страны о гражданстве срочно необходимы. Оно должно касаться как тех рохинджа, кто остаётся в стране, так и тех, кто хочет вернуться. Рохинджа, которые бежали от преследований в Мьянме, нельзя просить вернуться туда, где действует режим апартеида», - заявила Анна Нейстат.

Демонтаж системы апартеида

Amnesty International провела тщательный анализ своих наблюдений и дала юридическую оценку политику властей Мьянмы в отношении мусульманского этнического меньшинства рохинджа. В своей совокупности такая политика составляет апартеид, который определяется как преступление против человечности в соответствии с Международной конвенцией о пресечении преступления апартеида и Римским статутом Международного уголовного суда,

В соответствии с международным правом Мьянма обязана ликвидировать систему апартеида в штате Ракхайн и обеспечивать подотчётность лиц, ответственных за совершение деяний, составляющих преступления против человечности.

«Сам штат Ракхайн - это место преступления, и он стал таковым ещё задолго до кампании насилия, начавшейся три месяца назад. Эта отвратительная система дискриминации и сегрегации пронизывает все аспекты жизни рохинджа, и если не будут предприняты незамедлительные шаги по её устранению, такой она и останется даже после окончания войсковой операции», - заявила Анна Нейстат.

«Власти не могут рассчитывать на то, что их пустые аргументы о необходимости «обеспечить безопасность» или «бороться с терроризмом» сработают и позволят им наложить дополнительные ограничения на рохинджа. Репрессии являются незаконными и абсолютно несоразмерными. Преступления против человечности никогда не могут быть оправданы», - добавила она.

«Международное сообщество должно открыть глаза на происходящее в штате Ракхайн на протяжении многих лет», - призвала Нейстат.

Что такое апартеид?

В соответствии с Международной конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него и Римским статутом Международного уголовного суда апартеид определяется как преступление против человечности, охватывающее целый ряд актов, совершённых в контексте институционализированного режима систематического угнетения и доминирования одной расовой группы над любой другой расовой группой или группами и с намерением сохранить этот режим.

Конкретные действия, совершённые в этом контексте и инкриминирующиеся как апартеид, варьируются от откровенно насильственных, таких как убийство, изнасилование и пытки, до законодательных, административных и других мер, рассчитанных на то, чтобы предотвратить участие какой-либо расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны и лишить их представителей основных прав и свобод человека. Ярким примером того, как осуществляется эта политика на практике в штате Ракхайн, является совокупность ограничений на передвижение в регионе, что составляет преступление «жестокого лишения физической свободы», как это определено в Римском статуте.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.