Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 3 января 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    4 январь 2016

СММ наблюдала период относительного затишья и зафиксировала лишь незначительное количество нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях. СММ смогла добраться до Коминтерново, где наблюдатели зафиксировали воронки, которые, по словам местных жителей, образовались 31 декабря. В районе к северу от с. Троицкое члены «ЛНР» угрожали открыть огонь, если СММ не покинет место пребывания. Члены «ЛНР» не позволили наблюдателям проехать в направлении пунктов пропуска через государственную границу «Изварино» и «Должанский». Три дня подряд члены «ДНР» отказывались предоставить СММ доступ к населенному пункту Октябрь. СММ зафиксировала, что опора ЛЭП «Каховка-Титан», поваленная 30 декабря, была заменена к 3 января. По всей стране СММ наблюдала марши в честь дня рождения Степана Бандеры.

СММ наблюдала относительное затишье лишь с небольшим количеством нарушений режима прекращения огня в Донецкой области в период с 31 декабря по 3 января. Находясь на подконтрольном «Донецкой Народной Республике» («ДНР») железнодорожном вокзале Донецка (6км к северо-западу от центра Донецка), СММ не зафиксировала нарушений режима прекращения огня 31 декабря и 3 января; наблюдатели СММ зафиксировали один неопределенный взрыв 1 января в 4-5км к северо-востоку от места своего расположения и один взрыв и три очереди из стрелкового оружия 2 января. 31 декабря, находясь в южной части Донецкой области, в частности в подконтрольном правительству с. Бердянское (18км к востоку от Мариуполя), СММ слышала 12 взрывов (вероятно вызванных минометным огнем) в 5км к северо-востоку от места своего расположения, а в подконтрольном правительству с. Лебединское (16км к северо-востоку от Мариуполя) к востоку от места своего расположения СММ слышала шесть взрывов, вероятно вызванных минометных огнем.

В целом ситуация в Луганской области оставалась относительно спокойной в период с 31 декабря по 3 января. 2 января СММ слышала два взрыва в подконтрольном «Луганской Народной Республике» («ЛНР») пгт Калиновое (58км к западу от Луганска).

В ходе работы, связанной с реализацией Дополнения к Комплексу мер, СММ еще раз посетила места постоянного складского хранения вооружения «ДНР», расположение которых соответствовало линиям отвода, и зафиксировала наличие всего вооружения, отвод которого в эти места был верифицирован ранее. В одном из них СММ видела 12 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100мм), которые подпадают под действие не Дополнения, а Комплекса мер, и их наличие в данном месте является нарушением соответствующей линии отвода.

В местах вне линий отвода и вне мест хранения СММ наблюдала следующее вооружение, которое регулируется Дополнением: 25 стационарных танков (Т-64                         и Т-72) на полигоне у подконтрольного «ЛНР» с. Круглик (31км к юго-западу от Луганска).

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода тяжелого вооружения, как это предусмотрено Минским Комплексом мер. СММ получила еще не всю информацию, предоставить которую она просила в сообщении от 16 октября.

2 января СММ еще раз посетила места постоянного складского хранения вооружения «ЛНР» и зафиксировала наличие всего вооружения, отвод которого в эти места был верифицирован ранее.

СММ еще раз посетила места, расположенные за пределами соответствующих линий отвода, известные СММ как места размещения отведенных тяжелых вооружений, хотя они и не соответствуют четким критериям, предусмотренным в сообщении от 16 октября.

В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода СММ еще раз посетила такие места размещения и наблюдала: 35 гаубиц                   (18 2А36/«Гиацинт–Б», 152мм и 17 2А65 «Мста-Б», 152мм). В одном месте гаубица (2А65 «Мста-Б», 152мм) впервые отсутствовала. Два места размещения по-прежнему не используются с июля и сентября.

В подконтрольных «ДНР» территориях вне соответствующих линий отвода СММ еще раз посетила одно такое место размещения и зафиксировала шесть реактивных систем залпового огня (РСЗО) (БМ-21 «Град», 122мм). 2 января члены «ДНР» помешали СММ получить доступ к одному из мест размещения.*

3 января СММ видела две стационарные самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122мм) к северу от подконтрольного «ЛНР» пгт Троицкое (31км к юго-западу от Луганска), что является нарушением соответствующих линий отвода. Впоследствии вооруженные члены «ЛНР» приказали СММ покинуть местность и угрожали открыть огонь, если СММ не подчинится.

31 декабря СММ наблюдала восемь грузовиков военного типа («Урал»), двое из них перевозили 120мм минометы вблизи подконтрольного «ДНР» с. Обильное (21км к юго-востоку от Донецка), что является нарушением соответствующих линий отвода.

СММ зафиксировала другое вооружение: семь танков вблизи подконтрольного «ДНР» с. Терновое (57км к востоку от Донецка), зенитную пушку (ЗУ-23-2), установленную на грузовике ВСУ, который направлялся к юго-западу в направлении подконтрольного правительству с. Лебединское (16км к северо-востоку от Мариуполя).

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дважды попал в зону глушения – 2 января, совершая полет вблизи посадочной площадки на подконтрольной правительству территории, а также 3 января вблизи подконтрольного правительству г. Марьинка (22км к западу от центра Донецка) и с. Максимильяновка (30км к западу от центра Донецка).*

3 января СММ посетила с. Коминтерново (23км к северо-востоку от Мариуполя) и видела приблизительно десять вооруженных членов «ДНР». К СММ подошло несколько жителей (мужчина и женщина, люди пожилого и среднего возраста), которые сказали, что 31 декабря 2015 село подверглось обстрелу. СММ наблюдала три воронки, которые, по оценкам наблюдателей, были вызваны попаданием снаряда 82мм миномета. В близстоящем нежилом доме СММ видела повреждения ворот, забора и поблизости растущего дерева, которые, по оценкам наблюдателей, были вызваны шрапнелью и стрельбой с закрытых огневых позиций. Судя по следам на дереве, это произошло недавно. Житель села показал СММ стабилизатор 82мм мины, который, по его словам, был извлечен из одной из воронок. Два члена «ДНР» подошли и не позволили СММ посетить территорию к востоку от села*. 

СММ способствовала соблюдению режима прекращения огня и осуществлению его мониторинга для ремонта объектов систем жизнеобеспечения. Представитель предприятия «Лугансквода» в подконтрольном «ЛНР» с. Раевка (16км к северо-западу от Луганска) сообщил СММ, что с тех пор, как водонасосная станция была отремонтирована 30 декабря, вода поступает в четыре из пяти запланированных населенных пунктов подконтрольных «ЛНР», а именно в с. Раевка (16км к северо-западу от Луганска), с. Лиман (11км к северу от Луганска), пос. Металлист (6км к северу от Луганска), с. Светлое (10км к северу от Луганска). Однако с. Шишковое (10км к северо-востоку от Луганска) остается без воды из-за поврежденного водопровода. СММ разговаривала с жителями этих населенных пунктов, которые сказали, что сейчас у них есть водо-, газо- и электроснабжение. Два жителя в пос. Металлист сказали, что вода подается не во все дома. Они также отметили, что вода не доходит до некоторых квартир на верхних этажах.

31 декабря СММ видела, что опора линий электропередач «Каховка-Титан» была повалена на территории в 3км к западу от с. Богдановка (93км к востоку от Херсона). На месте происшествия СММ наблюдала повреждение опоры, вызванное, по ее оценкам, взрывом снаряда 120мм миномета или самодельного взрывного устройства. Дежурный офицер правоохранительных органов в г. Каховка рассказал СММ, что опора была свалена намеренно, поскольку 120мм снаряд миномета был установлен на опоре и взорвался прошлой ночью. По его словам, уголовное дело было открыто против неизвестных лиц за умышленное повреждение ЛЭП (Статья 194 (2) Криминального кодекса Украины). 2 января СММ еще раз посетила место происшествия и заметила новую опору, установленную на месте поваленной. Технический директор электросети в Херсонской области рассказал СММ, что все технические ремонтные работы были завершены «Укрэнерго», но ЛЭП еще нужно повторно подключить к источнику энергии.

1 января СММ наблюдала марши в честь дня рождения Степана Бандеры, которые прошли по всей стране. В Киеве около 1000 человек (мужчины и женщины разных возрастов) принимали участие в шествии по всему городу. Некоторые из участников несли флаги партии «Свобода», «Правого Сектора» и Конгресса украинских националистов. Около 1000 офицеров полиции и Национальной Гвардии наблюдали за шествием. В Одессе СММ видела 300 участников (70% мужчин, 30% женщин, в среднем в возрасте 30-ти лет), некоторые из которых несли флаги партии «Свобода», и «Правого Сектора». Около 25 участников были полностью или частично одеты в камуфляж; лица некоторых были закрыты балаклавами. 35 офицеров полиции присутствовали на месте проведения марша. В Ивано-Франковске СММ наблюдала около 200 участников (мужчины и женщины), включая 40 солдат и 12 сотрудников правоохранительных органов, которые наблюдали за шествием. Некоторые участники несли флаги партии «Свобода». Во Львове СММ видела шествие 300 участников (разных возрастов, 70% мужчины), включая членов партии «Свобода», добровольческого батальона «Сич» (в составе Министерства внутренних дел) и негосударственной организации «Сокол» в сопровождении 20 сотрудников правоохранительных органов. В Херсоне СММ наблюдала марш, организованный приблизительно 20 членами «Правого Сектора», добровольческого батальона «Азов» (в составе Министерства внутренних дел) и партии «Свобода» с участием приблизительно 80 человек (всех возрастов, 75% мужчины). Наблюдалось незначительное присутствие сотрудников правоохранительных органов. Все мероприятия прошли мирно.

СММ продолжает наблюдать за развитием событий в Харькове, Днепропетровске и Черновцах.

*Ограничения свободы передвижения и другие препятствия в осуществлении мандата СММ

Работа СММ по мониторингу ограничена сторонами и по соображениям безопасности, в том числе из-за наличия мин, поврежденной инфраструктуры и непредсказуемости ситуации на Донбассе. Члены «ЛНР» продолжают препятствовать СММ в наблюдении за многими территориями возле границы в районах Луганской области, неподконтрольных правительству.

Запрет доступа:

  • 31 декабря на полигоне возле подконтрольного «ЛНР» с. Юрьевка (26км к юго-западу от Луганска) четыре вооруженных члена «ДНР» сказали СММ, что ей нельзя находиться на этой территории и попросили немедленно уехать. После этого СММ связалась с «командиром» «ЛНР», который разрешил представителям Миссии проехать вперед на небольшое расстояние, откуда СММ увидела лагерь «ЛНР». «Командир» не позволил СММ проехать дальше.
  • 1 января возле г. Первомайск (57км к западу от Луганска) вооруженные члены «ЛНР» остановили СММ и приказали немедленно уехать. СММ покинула данную территорию, по пути за ней следовали члены «ЛНР» в автомобиле военного типа. Когда СММ остановилась с целью поговорить с людьми в этом автомобиле, они сказали, что во время пребывания в районе г. Первомайск СММ запрещено покидать свои транспортные средства.
  • 1 января вооруженные члены «ЛНР» остановили СММ на блокпосту возле пгт Урало-Кавказ (45км к юго-востоку от Луганска) и не позволили продолжить движение в сторону пункта пропуска через государственную границу «Изварино». По их словам, в это время проходила операция по борьбе с контрабандой. СММ видела, что всем другим автомобилям проезд через блокпост разрешался.
  • 1 января вооруженные члены «ДНР» остановили СММ на блокпосту в с. Октябрь (29км к северо-востоку от Мариуполя) и запретили продолжать движение. После часа ожидания СММ уехала.
  • 2 января вооруженные члены «ДНР» отказались предоставить СММ доступ к месту размещения отведенных тяжелых вооружений.
  • 2 января вооруженные члены «ДНР» остановили СММ на блокпосту возле с. Заиченко (88км к югу от Донецка, 4км к востоку от с. Коминтерново) и запретили продолжать движение. Через некоторое время СММ уехала.
  • 2 января вооруженные члены «ДНР» остановили СММ на блокпосту в с. Октябрь (29км к северо-востоку от Мариуполя) и запретили продолжать движение.
  • 2 января вооруженные члены «ЛНР» не пустили СММ на территорию промышленного предприятия возле г. Стаханов (50км к западу от Луганска). СММ приехала уточнить сообщения о том, что в данном месте находятся артиллерийские системы.
  • 3 января в районе к северу от пгт Троицкое (31км к юго-западу от Луганска) вооруженные члены «ЛНР» приказали СММ покинуть территорию и угрожали открыть огонь, если СММ не подчинится.
  • 3 января вооруженный член «ЛНР» остановил СММ на временном блокпосту в г. Свердловск (61км к юго-востоку от Луганска) и не позволил проехать дальше, ссылаясь на работы по разминированию в городе. СММ объяснила, что собиралась посетить не город, а пункт пересечения государственной границы в подконтрольном «ЛНР» пос. Должанский (84км к юго-востоку от Луганска). Несмотря на это, СММ отказали в доступе. «ЛНР» сопровождала СММ на обратном пути до подконтрольного «ЛНР» пгт Комсомольский (56км к юго-востоку от Луганска).
  • 3 января вооруженные члены «ДНР» остановили СММ на блокпосту в с. Октябрь (29км к северо-востоку от Мариуполя) и запретили продолжать движение.
  • 3 января вооруженные члены «ДНР» не разрешили СММ посетить территорию к востоку от с. Коминтерново (23км к северо-востоку от Мариуполя).

Задержки:

  • 31 декабря в г. Алчевск (40км к юго-западу от Луганска) два вооруженных члена «ЛНР» попросили СММ предъявить патрульный план. По их словам, план был недействителен, так как на нем не было подписи «ЛНР». Вооруженные мужчины заявили, что будут сопровождать СММ в Луганск для разрешения ситуации, а если СММ не согласится, то патрульную команду арестуют. После того как СММ позвонила в «штаб-квартиру» этих вооруженных лиц, Миссии позволили возобновить патрулирование после 20-минутной задержки.

Другие препятствия:

  • Беспилотные летательные аппараты СММ попадали в зону глушения дважды – 2 января во время полета возле места посадки на подконтрольной правительству территории, а также 3 января возле подконтрольного правительству г. Марьинка (22км к западу от центра Донецка) и с. Максимильяновка (30км к западу от центра Донецка).
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.