Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 23 сентября 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    24 Сентябрь 2016

По сравнению с предыдущим отчетным периодом СММ зафиксировала увеличение количества случаев нарушения режима прекращения огня в Донецкой области, включая 209 взрывов относительно 63 взрывов. Большая часть взрывов была сосредоточена в районе Авдеевки-Ясиноватой. В Луганской области Миссия зафиксировала десять взрывов по сравнению с 29 взрывами за предыдущий отчетный период. Наблюдатели осуществляли мониторинг двух приграничных районов, которые в данный момент не контролируются правительством. Миссия столкнулась с ограничениями свободы передвижения, в том числе на участках разведения сил и средств недалеко от Петровского и Золотого. Наблюдатели отметили спокойную обстановку в районе Петровского. СММ продолжает наблюдать за протестом против мэра Одессы, а также видела блокаду на пограничном пункте пропуска в Ужгороде.

СММ зафиксировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области[1], включая взрывы, количество которых почти в три раза превышало показатель, отмеченный за предыдущий отчетный период (209 взрывов по сравнению с 63). Большая часть таких нарушений, включая 201 взрыв, была зафиксирована в районе Авдеевки-Ясиноватой.

В период с 21:11 22 сентября до 15:41 23 сентября камера СММ в подконтрольном правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) зафиксировала 179 взрывов (по оценкам, 100 взрывов были вызваны разрывами снарядов, выпущенных из неустановленного вооружения, а 79 -неопределенного происхождения) в 3-7 км к востоко-юго-востоку и юго-востоку от места расположения камеры. В течение дня, находясь в Авдеевке, наблюдатели слышали девять взрывов, которые, по оценке, были вызваны разрывами 82-мм минометных мин в 3-5 км к востоко-северо-востоку, а также восемь взрывов неопределенного происхождения в 2-10 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку и югу от своей позиции. В подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали пять взрывов неопределенного происхождения в 2-6 км к западу от своего местонахождения.

Со своей позиции на подконтрольном «ДНР» центральном железнодорожном вокзале Донецка (6 км к северо-западу от Донецка) Миссия видела и слышала пять взрывов в 2-3 км к северу - в районе, который находится вблизи здания терминала разрушенного донецкого аэропорта. После каждого из зафиксированных взрывов, которые были оценены наблюдателями как контролированные подрывы, наблюдатели видели столбы дыма с высоким содержанием пыли. Офицер Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) в Совместном центре контроля и координации (СЦКК) сообщил СММ, что член «ДНР» проинформировал его о работах по разминированию в данном районе.

В Луганской области Миссия продолжает наблюдать относительно спокойную обстановку, зафиксировав десять взрывов по сравнению с 29 взрывами за предыдущий отчетный период. Находясь в подконтрольном «ЛНР» пгт Боково-Платово (54 км к юго-западу от Луганска), члены патруля СММ слышали девять взрывов, которые были оценены ими как разрывы артиллерийских снарядов в 7-10 км к югу от позиции патруля. Наблюдатели оценили, что это были учения с боевой стрельбой на известном полигоне недалеко от подконтрольного «ЛНР» г. Миусинск (62 км к юго-западу от Луганска). Находясь на блокпосте «ЛНР» непосредственно к югу от моста в пгт Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели в 12:03 слышали взрыв неопределенного происхождения в 3 км к юго-востоку от своей позиции. По их оценке, выстрел был произведен из района за пределами участка разведения сил и средств. В Станице Луганской в период с 20:38 до 22:44 наблюдатели слышали 15 негромких взрывов, оцененных как огонь из автоматического гранатомета (АГС-17) или подствольного гранатомета (ГП-25), четыре выстрела из стрелкового оружия, а также видели четыре осветительных ракеты и один трассирующий снаряд (выпущенный с севера на юг) в 3-4 км к югу от места своего расположения. С 13:27 до 13:29, находясь в подконтрольном правительству н.п. Золотое-4 (60 км к северо-западу от Луганска), на северо-восточной окраине участка разведения сил и средств, наблюдатели слышали пять одиночных выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии 1 км к юго-востоку от своего местонахождения.

СММ продолжает осуществлять мониторинг и верификацию процесса разведения сил и средств на участках в районе н.п. Станица Луганская, н.п. Золотое (60 км к северо-западу от Луганска) и н.п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств. 22 сентября СММ получила исходную информацию о разведении сил и средств от «ЛНР». 23 сентября Миссия получила аналогичную информацию от «ДНР».

Находясь в подконтрольном правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка) и в подконтрольном «ДНР» н.п. Петровское соответственно, наблюдатели отметили спокойную обстановку в районе н.п. Петровское. В Богдановке командир Вооруженных сил Украины (ВСУ) сообщил членам патруля Миссии, что группа минирования ВСУ в настоящее время устанавливает противотанковые мины по обе стороны дороги, ведущей к самой восточной передовой позиции. Патруль СММ не смог двигаться далее на восток от передовой позиции ВСУ, чтобы попасть на участок разведения сил и средств в районе н.п. Петровское, так как офицер ВСУ из СЦКК не смог оказать содействие в получении наблюдателями гарантий безопасности.* Член «ДНР» н.п. Петровское сказал, чтобы патруль СММ не съезжал с главной дороги, утверждая, что данный район заминирован и загрязнен неразорвавшимися снарядами (НС).* На дороге, ведущей из села на запад, наблюдатели вновь видели знаки, предупреждающие о минной опасности* (см. Ежедневный отчет СММ от 23 сентября 2016 года), что не позволило патрулю проехать на участок разведения сил и средств. Наблюдатели видели, как трое мужчин (возрастом 17-19 лет), каждый со снайперской винтовкой, одетых в военного типа одежду, прошли мимо знаков, предупреждающих о минной опасности, в западном направлении.

На закрытом маршруте пересечения между подконтрольным «ЛНР» г. Первомайск (58 км к западу от Луганска) и подконтрольными правительству районами н.п Золотое бетонные блоки, установленные посредине дороги, не позволили СММ проехать на участок разведения сил и средств в н.п Золотое. В закрытом пункте пересечения в подконтрольных правительству части н.п. Золотоe патруль СММ был вынужден повернуть назад, ввиду возможного наличия мин и мин-ловушек, о чем наблюдателей уже предупреждали военнослужащие ВСУ (см. Ежедневный отчет СММ от 22 сентября 2016 года).

СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения в соответствии с Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Минским Меморандумом.

22 сентября в подконтрольном правительству пос. Водяное (42 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели три противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) в месте хранения под открытым небом, что является нарушением соответствующих линий отвода.

За линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения Миссия видела 10 танков (Т-64), стоявших на полигоне в подконтрольном «ЛНР» пос. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).

Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода СММ зафиксировала 16 танков (Т-72) и 21 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм), а также отметила отсутствие одной противотанковой пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), наличие которой отмечалось 24 апреля 2016 года.

СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения ВСУ, расположение которого соответствует линиям отвода. Наблюдатели зафиксировали отсутствие 30 танков (Т-72), наличие которых было отмечено 2 мая 2016 года (см. Ежедневный отчет СММ от 4 мая 2016 года).

СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения «ЛНР», расположение которого соответствует линиям отвода. Наблюдатели отметили отсутствие пяти буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм) и одной реактивной системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), наличие которых было отмечено 5 августа (пять Д-30) и 20 августа (одна БМ-21).

СММ отметила наличие боевых бронированных машин в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах 22 сентября Миссия видела одну боевую машину пехоты (БМП-2), которая двигалась на юг, недалеко от подконтрольного правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска), одну БМП-2 на правительственном блокпосте к северу от моста в Станице Луганской, одну неподвижную БМП-2 вблизи Счастья, а также одну БМП-2, которая двигалась на северо-восток недалеко от с. Орловка (22 км к северо-западу от Донецка). Камера СММ в с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала два машины-амфибии, которые двигались в направлении пляжа недалеко от с. Бердянское (18 км к востоку от Мариуполя). В подконтрольных «ДНР» районах 22 сентября СММ видела одну БМП (БМД-1) недалеко от г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка), а также две БМП-2 вблизи с. Петровское (41 км к югу от Донецка).

СММ осуществляла мониторинг ситуации, в которой находятся гражданские лица, проживающие вблизи линии соприкосновения. 22 сентября в с. Новоалександровка (65 км к западу от Луганска) наблюдатели видели два свежих места удара/пробоины в металлических воротах жилого дома с западной стороны. По оценке патруля Миссии, они были вызваны попаданием пуль калибром 5,6 мм, выпущенных с западного направления. Члены патруля СММ также видели еще два свежих места удара/пробоины с западной стороны бетонного блока, расположенного в 5 м от ворот. Наблюдатели определили, что это были следы пуль калибром 5,6 мм, выпущенных с западного направления. Житель (мужчина 35 лет) сообщил СММ, что первые два следа от попадания пуль появились ночью 20 сентября, а последующие - на следующую ночь. Директор школы №5 в подконтрольном «ДНР» г. Докучаевск (30 км к юго-западу от Донецка) рассказал СММ, что конфликт оказал негативное психологическое влияние на детей. Он привел пример 16-летней девочки, у которой, по его словам, появились проблемы с памятью и нарушение речи после того как ее дом попал под огонь непрямой наводкой.

СММ продолжает уточнять сообщения о прекращении водоснабжения Луганска и его окрестностей (см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 18 сентября 2016 года). В подконтрольном «ЛНР» с. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска) наблюдатели видели водовоз компании по водоснабжению. Из него питьевую воду получали восемь жителей, которые наполняли ею пластиковые бутылки. Сотрудница «местной администрации» (женщина возрастом около 60 лет) сообщила наблюдателям, что они впервые получили питьевую воду, начиная с 12 сентября, когда прекратилось водоснабжение.

СММ продолжает фиксировать очереди на контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. 22 сентября на правительственном блокпосте в г. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка) за 20 минут до закрытия блокпоста Миссия видела 250 автомобилей, стоявших в очереди в направлении подконтрольных правительству районов. Автомобилей в противоположном направлении не было. На следующий день на этом же блокпосте за 1час 15 минут до окончания работы блокпоста наблюдатели видели очередь из 251 автомобиля, направлявшегося на запад.

Утром на правительственном блокпосте к северу от моста в Станице Луганской члены патруля Миссии видели около 200 пешеходов, ожидавших в очереди перехода моста в подконтрольные правительству районы, и около 400 пешеходов, двигавшихся в противоположном направлении. Сразу после полудня на блокпосте «ЛНР» непосредственно к югу от моста наблюдатели видели очередь из около 800 пешеходов, двигавшихся в направлении подконтрольных правительству районов, и очередь из 600 пешеходов - в противоположном направлении.

Наблюдатели осуществили мониторинг в двух приграничных районах, которые в данный момент не контролируются правительством. Второй раз за этот год СММ смогла попасть в пограничный пункт пропуска в с. Леоново (ранее - Червоный Жовтень, 82 км к югу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 12 сентября 2016 года). Члены «ЛНР» постоянно ограничивали доступ Миссии в этот район. В пограничном пункте пропуска члены патруля видели, что подъезд был заблокирован одной бетонной опорой ЛЭП, которая лежала поперек дороги. Наблюдатели не видели каких-либо признаков автомобильного движения. В селе Леоново житель (мужчина 30 лет) сообщил, что пограничный пункт пропуска закрыт уже в течение четырех месяцев. В пограничном пункте пропуска в с. Дьяково (70 км к юго-западу от Луганска) член «ЛНР», который представился как «пограничник», сообщил наблюдателям, что граница с Российской Федерацией остается закрытой. СММ не зафиксировала никаких признаков автомобильного движения.

В Одессе Миссия наблюдала за проведением общественного собрания против мэра Одессы (см. Ежедневный отчет СММ от 22 сентября 2016 года). В 11:30 СММ видела 18 человек (17 мужчин и одну женщину, 20-50 лет), одетых в камуфляж и сидевших на лавочке в 100 м от здания городского совета, а также шесть мужчин внутри палатки, которая была возведена протестующими 19 сентября, и еще трех мужчин в такой же камуфляжной форме рядом с палаткой. Наблюдатели также видели полицейский автобус, припаркованный рядом со зданием городского совета, автомобиль Национальной Гвардии и автомобиль патрульной полиции (с четырьмя полицейскими внутри), припаркованные на углу Думской площади неподалеку. Во второй половине дня СММ вернулась на место событий, чтобы уточнить сообщения СМИ о стычке между протестующими и полицией, в ходе которой, по неподтвержденной информации, одна женщина была травмирована, а один из протестовавших был арестован. Мужчина, который заявил, что он демобилизованный солдат, а также полицейский, присутствовавший на месте, отдельно друг от друга рассказали наблюдателям, что в 13:50 активисты попытались установить еще одну палатку перед зданием городского совета и произошла стыка с охранниками этого здания.

Миссия уточняла сообщения о блокаде на пограничном пункте пропуска в г. Ужгород (182 км к западу от Ивано-Франковска, Закарпатская область) между Украиной и Словакией. 21 сентября члены патруля видели 30-35 протестующих (в основном, мужчин разного возраста), которые при помощи автомобилей блокировали движение транспортных средств в направлении Словакии на расстоянии 500 м от пограничного пункта пропуска. Участники этой акции сообщили наблюдателям, что они протестуют на пограничном пункте пропуска в течение уже пяти дней, требуя изменить нормативные положения в отношении транспортных средств, которые не имеют украинских номерных знаков. 22 сентября СММ отметила, что протестующих на месте события уже не было. Двое сотрудников полицейской патрульной службы подтвердили наблюдателям, что утром участники протеста убрали машины, и добавили, что протестующим удалось прийти к соглашению с органами власти. Начальник Главного управления Национальной полиции в Закарпатской области сообщил Миссии, что пять дней протеста прошли без каких-либо инцидентов.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Осуществление мониторинга СММ ограничено угрозами в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся снарядов, а также ограничением свободы передвижения и другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением наряду с потребностью быстрого реагирования в случае таких нарушений.

Запрет доступа:

  • На блокпосте в подконтрольном «ДНР» пгт Старомихайловка (15 км к западу от Донецка) вооруженные члены «ДНР» запретили патрулю СММ двигаться дальше на запад. Когда наблюдатели рассказали им о свободе передвижения Миссии, то один из вооруженных мужчин, который представился «командиром», сказал, что если они не покинут данный район, то окажутся в подвале, прикованные наручниками. Члены СММ покинули данный район и проинформировали СЦКК.
  • Патруль СММ не смог попасть на участок разведения сил и средств из подконтрольной правительству Богдановки, так как офицер ВСУ в СЦКК не смог оказать содействие в получении гарантий безопасности наблюдателей СММ*.
  • Член «ДНР» в подконтрольном «ДНР» Петровском сказал, чтобы патруль СММ оставался на главной дороге, утверждая, что данный район заминирован и там есть НС*.
  • В подконтрольном «ДНР» н.п. Петровское наблюдатели не смогли попасть на участок разведения сил и средств, ввиду наличия знаков, предупреждающих о минной опасности, которые были установлены на дороге, ведущей на запад и соединяющей село с данным участком.
  • В закрытом пункте пересечения в подконтрольном правительству части н.п Золотое патруль СММ был вынужден повернуть назад ввиду возможного наличия мин и мин-ловушек, о чем наблюдателей уже проинформировали военнослужащие ВСУ (см. Ежедневный отчет СММ от 22 сентября 2016 года). На закрытом маршруте пересечения между подконтрольным «ЛНР» г. Первомайск (58 км к западу от Луганска) и подконтрольной правительству частью н.п. Золотое бетонные блоки, установленные посредине дороги, не позволили СММ проехать на участок разведения сил и средств. СММ проинформировала об этом СЦКК.

Доступ при условии:

  • На блокпосте в подконтрольном «ДНР» с. Белая Каменка (51 км к югу от Донецка) вооруженный член «ДНР» разрешил СММ двигаться далее в подконтрольное «ДНР» с. Новоласпа (50 км к югу от Донецка) только с сопровождением. СММ проинформировала СЦКК об этом.

Другие препятствия:

  • В центре подконтрольного «ДНР» с. Новая Марьевка (64 км к югу от Донецка) дорога была перегорожена сельскохозяйственным прицепом, на котором был прикреплен знак, предупреждающий о минной опасности. Патруль СММ не смог двигаться далее на запад. СММ проинформировала СЦКК об этом.
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.