Кыргызстан: Обеспечить ответственность по делу о пытках

25 января 2016 г. в Кыргызстане суд будет рассматривать апелляционную жалобу по затянувшемуся делу о смерти человека после пыток в милиции. Власти должны сделать так, чтобы апелляционные слушания были справедливыми и привели к обеспечению эффективных средств правовой защиты по факту пыток.

Чуйский областной суд Бишкека будет рассматривать апелляцию Зульфии Холмирзаевой – жены этнического узбека Усманжона Холмирзаева, умершего в августе 2011 г. Она обжалова оправдательный приговор, вынесенный четверым милиционерам по делу о смерти ее мужа.

«Это плачевно, что за четыре года власти Кыргызстана не привлекли ни единого человека к ответственности за смерть Холмирзаева, - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Кыргызстан обязан установить и обеспечить уголовное преследование тех, кто несет ответственность за случившееся».

7 августа 2011 г. милиция задержала Холмирзаева в Базар-Коргоне на юге Кыргызстана. В местном РОВД его, как утверждают, несколько часов пытали, угрожая возбуждением против него дела по июньским событиям 2010 г. и требуя денег за его освобождение. Холмирзаева отвезли в больницу, милиционеры отпустили его только после того, как получили от семьи 680 долларов.

Перед смертью Холмирзаев рассказал жене, что в милиции ему сразу надели противогаз и стали избивать кулаками. Когда он упал, один из милиционеров коленями прыгнул два или три раза ему на грудь.

Зульфия Холмурзаева рассказала Хьюман Райтс Вотч, что муж едва передвигался когда его отпустили, на следующий день его состояние ухудшилось. Рано утром 9 августа он умер. По результатам судебно-медицинской экспертизы было установлено,что причиной смерти стало обильное внутреннее кровотечение, вызванное тупой травмой грудной клетки. Холмирзаеву был 41 год.

Прокуратура возбудила уголовное дело и предъявила обвинения четырем сотрудникам Базар-Коргонского РОВД: Уларбеку Исмаилову, Мунарбеку Маматалиеву и Нургазы Туташеву – в «пытках» и «вымогательстве», Исмаилову и Туташеву – также в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью человека, повлекшем смерть», начальнику РОВД Кубану Нуриеву в «злоупотреблении служебным положением, повлекшем тяжкие последствия» и в «укрывательстве преступления».

В интересах обеспечения справедливого разбирательства прокуратура сразу ходатайствовала о переносе суда из Базар-Коргона. В сентябре 2011 г. Верховный суд вынес решение о переносе слушаний в Сокулукский районный суд Чуйской области недалеко от Бишкека.

Однако ни следствие, ни четырехлетний судебный процесс, завершившийся оправдательным приговором, не обеспечили Холмирзаевой ни эффективных средств правовой защиты, ни правосудия за пытки и недозволенное обращение, которым подвергся ее муж, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

Слушания неоднократно откладывались, во многом это было связано с неоднократными попытками защиты добиться возвращения дела на дополнительное расследование или перенести место его рассмотрения обратно на юг. Каждый раз после нескольких месяцев апелляционных процедур Верховный суд постановил , что дело будет рассматриваться по существу в Сокулукском суде.

В июле 2014 г. Сокулукский районный суд наконец начал рассмотрение дела по существу. 19 октября суд вынес оправдательный приговор в отношении всех сотрудников милиции по всем пунктам.

Прокуратура обжаловала приговор, указав на то, что суд не принял во внимание ключевые показания против подсудимых, а также заключение судебно-медицинской экспертизы, подтверждающие факт пыток. Адвокат Холмирзаевой указывал в апелляционной жалобе, что в адрес участкового,который дал показания, подтверждающие вымогательство, поступали угрозы. Как представляется, участковый покинул страну из-за угроз со стороны родственников обвиняемых.

Справедливость судебного разбирательства также подрывалась враждебными проявлениями в зале суда и притеснениями в отношении Холмирзаевой. Как сообщил Хьюман Райтс Вотч адвокат Уткир Джаббаров из джалал-абадской правозащитной организации «Справедливость», которая внимательно следит за делом с самого его начала, сторонники обвиняемых милиционеров препятствовали работе и оказывали давление на суд и обвинение, в том числе допускали выкрики в адрес Холмирзаевой, когда она в июле 2014 г. давала показания. По словам Джаббарова, сторонники обвиняемых также требовали, чтобы Холмирзаева отказалась от дела, в том числе приходили для этого к ней домой.

Кыргызстан является участником целого ряда международных договоров, запрещающих пытки, в том числе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которой он присоединился в 1997 г.

Запрет пыток также закреплен в Конституции и Уголовном кодексе Кыргызской Республики, однако безнаказанность таких преступлений остается нормой. Хьюман Райтс Вотч задокументировала массовые заявления о пытках и недозволенном обращении в связи с расследованиями и судами по следам межэтнического насилия на юге Кыргызстана в июне 2010 г., однако причастные к этим нарушениям до сих пор пользуются практически полной безнаказанностью.

Комитет ООН против пыток в своих заключительных замечаниях от декабря 2013 г. по итогам рассмотрения второго периодического доклада Кыргызстана отметил глубокую обеспокоенность «продолжающейся и широко распространенной практикой пыток и жестокого обращения по отношению к лицам, лишенным свободы».

Комитет указал, что правительству «следует принять эффективные меры по обеспечению того, чтобы все утверждения о пытках и жестоком обращении, связанные с насилием со стороны сотрудников сил безопасности или правоохранительных органов в июне 2010 года, были всесторонне и беспристрастно расследованы, а виновные должностные лица были подвергнуты судебному преследованию».

«Пытки – это всегда преступление, и особенно важно найти и передать суду тех, кто причастен к пыткам, повлекшим смерть человека, - говорит Хью Уильямсон. – Кыргызстан должен делать намного больше, чтобы остановить недозволенное обращение и пытки в системе уголовного судопроизводства, и справедливое рассмотрение дела Холмирзаевой мог бы стать хорошим началом».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.