Казахстан: Массовые аресты активистов

Накануне запланированных на 21 мая 2016 г. мирных протестов десятки активистов в различных городах Казахстана были арестованы, другие подверглись притеснениям, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Протесты запланированы в связи с предлагаемыми поправками в земельный кодекс, которые предусматривают расширение возможностей аренды иностранцами неиспользуемых сельскохозяйственных земель.

Активисты были арестованы в период с 16 по 18 мая. Суды в ускоренном порядке назначали активистам административный арест до 15 суток за нарушение законодательства о мирных собраниях в связи с планами участия в протестных акциях.

«Нельзя отправлять за решетку за одно лишь желание выразить мирный протест, - говорит Мира Ритман, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Власти Казахстана должны немедленно освободить всех, задержанных за намерение выйти на митинги, разрешить протесты 21 мая и предпринять шаги по реформированию репрессивного закона о мирных собраниях».

В конце апреля - начале мая по всему Казахстану прошли акции протеста против предлагаемых поправок в земельный кодекс, в соответствии с которыми иностранцы могут получить право аренды земли на 25 лет. Люди опасаются, что длительный срок аренды может обернуться фактической потерей земли иностранцам и иностранным инвесторам.

5 мая президент Нурсултан Назарбаев объявил мораторий на поправки и обещал создать правительственную комиссию для анализа вопросов земельной реформы.

По меньшей мере в пяти городах, включая Астану, активисты, стремясь сохранить давление на правительство, подали заявки на проведение мирных митингов 21 мая. Впоследствии они сообщили в Facebook, что несмотря на их усилия соблюсти крайне ограничительное законодательство о публичных мероприятиях, городские власти ответили им отказом.

Вместо этого, как сообщали сами активисты и СМИ, власти схватили и отправили под арест активистов и других граждан, которые резко высказывались по вопросам земельной реформы, в том числе организаторов митингов.

В Атырау на западе Казахстана, где в конце апреля прошел первый митинг, 17 мая троих активистов вызвали в прокуратуру и предупредили о недопустимости призывов к участию в несанкционированной акции 21 мая. Вечером того же дня полиция задержала двоих из них, Макса Бокоева и Талгата Аяна, которые высказывались по этому вопросу. Местный суд назначил им по 15 суток административного ареста по части 3 статьи 488 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний).

В Алматы поздно вечером 17 мая полиция задержала по меньшей мере шестерых активистов (Молдир Адилова, Суюндук Алдабергенов, Куаныш Кунболатов, Курал Медеу, Бахытжан Торегожина, Марат Уаткан). Все они были осуждены на 15 суток административного ареста на слушаниях, которые проходили ночью и утром следующего дня.

Как рассказал Хьюман Райтс Вотч активист Ермек Нарымбаев, также задержанный в тот день в Алматы для дачи объяснений и пытавшийся попасть на слушание, наблюдателей и журналистов в зал не допускали. По его словам, слушания в ту ночь продолжались до после полуночи.

Исатаю Утепову и Жанату Есентаеву из гражданской группы «Абырой» в Уральске на северо-западе Казахстана городские власти отказали в проведении мирной акции протеста. Их коллега Лукпан Ахмедьяров сообщил Хьюман Райтс Вотч, что 15 мая акимат требовал от Утепова и Есентаева, чтобы те в соцсетях призывали людей не ходить на митинг, но что они ответили отказом.

На следующий день, как сообщалось в СМИ, полиция провела обыски на квартирах активистов и в офисе «Абырой» в рамках уголовного дела об «организации массовых беспорядков». 17 мая Есентаев был арестован. Его адвокат утверждал в СМИ, что он находится под следствием по делу о «возбуждении социальной розни».

18 мая 15 суток административного ареста за нарушение закона о мирных собраниях, выразившееся в постах в Facebook о митингах 21 мая, получил Бауржан Алипкалиев. 3 мая он выходил в Уральске на одиночный пикет против поправок в земельный кодекс.

В других городах активисты также подвергались преследованиям за посты в соцсетях или заявки на проведение протестов против изменения земельного кодекса.

В Астане ночью 17 мая суды назначили по 10 суток административного ареста Максату Ильясулы и Махамбету Абжану; в доме бывшего депутата парламента, подавшего заявку на проведение митинга 21 мая, был проведен обыск по подозрению в «незаконном хранении оружия». В СМИ сообщалось, что в Талгаре, под Алматы, были задержаны и арестованы на 15 суток Куаныш Султаналин и Манас Абдиманап.

18 мая президент Назарбаев призвал «решать сложные проблемы, ведя конструктивный диалог», и поручил органам власти на местах активно проводить разъяснительную работу о земельной реформе.

Казахстанский закон о мирных собраниях носит крайне ограничительный характер и фактически лишает граждан возможности реализовать основополагающее право на мирный протест, которое охраняется Международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированный Казахстаном в 2006 г.

В январе 2015 г. спецдокладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и свободу ассоциации Майна Киаи по итогам своего посещения Казахстана отмечал, что в стране «крайне ограничены возможности выражения альтернативных взглядов», а «подход правительства к регулированию свободы собраний лишает это право всякого смысла».

Казахстан игнорирует неоднократные обращения со стороны органов по правам человека системы ООН и других акторов, призывающих привести закон о мирных собраниях в соответствие с международными стандартами, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

«Аресты активистов, чтобы помешать им и другим гражданам реализовать право на мирный протест, - это не только нарушение международных обязательств Казахстана, но и близорукая политика, которая может дать обратный эффект- говорит Мира Ритман. - Если казахстанские чиновники всерьез настроены на решение вопросов путем диалога, то им нужно разрешить мирные протесты и немедленно прекратить кампанию притеснений критиков власти».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.