Турецким армянам приходится соблюдать хрупкий баланс

Община турецких армян вновь оказалась перед выбором - отстаивать свою идентичность или попытаться занять правильную позицию с турецкими властями.

Анкара была в ярости из-за решения парламента Германии от 2 июня о признании массовых убийств армян, которые произошли в Османской империи в 1915 году, геноцидом.

Жесткая риторика, последовавшая за решением Германии, вызвала обеспокоенность турецких армян.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил депортировать нелегально проживающих в Турции граждан Армении, а представители ультранационалистической молодежи, собравшиеся возле немецкого консульства в Стамбуле, скандировали: «Лучший армянин - мертвый армянин».

Руководитель оппозиционной партии Национальное движении (MHP) Девлет Бахчели назвал события 1915 года «решением о высылке», добавив, что «если сегодня возникнет [подобная] необходимость, мы повторим это».

Хотя армянская община со своими религиозными, культурными и образовательными учреждениями, а также средствами массовой информации, существует официально, любое признание геноцида турецкие чиновники считают крайне провокационным.

На фоне такой напряженности, наместник патриарха Константинопольской епархии Армянской апостольской церкви, архиепископ Арам Атешян 7 июня написал Эрдогану письмо, в котором открыто осудил решение Германии.

Заявив, что он пишет от имени армянской общины в Турции, Атешян выразил сожаление в связи с решением Германии, подчеркнув, что «армянский народ используются империалистическими силами».

В письме Атешяна также говорилось о том, что резолюция была принята «для того чтобы обвинить и наказать турецкое государство и нацию».

Его действия вызвали крайнее возмущение в некоторых кругах армянской общины.

Звучали призывы о лишении его духовного сана, а издающаяся в Стамбуле армянская еженедельная газета Акос назвала Атешяна «дворцовым патриаршим наместником», который не вправе представлять общину.

Соучредитель и главный редактор еженедельной газеты Акос, армянин по национальности Грант Динк, был убит перед зданием редакции газеты в 2007 году турецкими ультранационалистами.

Как писала газета, что письмо архиепископа «вызвало большое возмущение в общине. Об этом можно было догадаться по отзывам, полученным нашей газетой».

«Хотим подчеркнуть, что оказывать давление на армян Турции и заставлять пострадавшего от Геноцида отрицать его - просто страшно».

Старший научный сотрудник Института востоковедения Армении Ваграм Тер-Матевосян заявил, что время от времени лидеры армянской общины в Стамбуле вынуждены выражать свою лояльность к турецкому государству.

«Вокруг письма Атешяна к Эрдогану поднялось столько шума, и началась такая пропаганда, что создалось впечатление о его беспрецедентности», - сказал Тер-Матевосян IWPR.

Стамбульский журналист армянского происхождения Арис Налджи вспоминает предыдущий пример.

В 1965 году Патриарх Константинопольской епархии Армянской апостольской церкви Шнорк Галустян публично дистанцировался от организованных армянской диаспорой мероприятий памяти, посвященных 50-ой годовщине Геноцида.

Но, по словам Налджи, Атешян этим письмом зашел очень далеко.

«В прошлом представителям духовенства удавалось сбалансировать это [выражение лояльности].

Предшественники Атешяна говорили от имени религиозных, а не политических деятелей. Атешян написал письмо в стиле депутата ПСР», - сказал Налджи IWPR.

ПСР - аббревиатура Партии справедливости и развития, которая является правящей партией Турции.

Многие члены армянской общины считают, что письмо Ашетяна в действительности было составлено турецкими властями и лишь подписано архиепископом.

«Вряд ли эти предложения [в письме] принадлежат Атешяну. Я вижу здесь "почерк" государства», - сказала IWPR известная турецкая правозащитница Айше Гюнайсю.

«Я очень внимательно прочитала письмо. Оно как будто было написано и поставлено перед Атешяном, чтобы тот подписал его. Поэтому гнев должен быть направлен не против Атешяна, а против турецкой государственности, основанной на антиармянской политике».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩИНЫ

Этническая армянская община в Турции насчитывает около 60 тысяч человек, которые в основном проживают в Стамбуле и его окрестностях. Община существует в Турции уже несколько столетий, и ее члены считают себя коренным населением страны.

По разным оценкам, в Турции проживают от 500 000 до миллиона армян, предки которых обратились в ислам, чтобы скрыть свою идентичность. Они в основном сосредоточены в восточной части Турции.

Также считается, что в Турции проживают около 10 000 нелегальных трудовых мигрантов из Армении.

В качестве руководящего органа общины с 1461 года выступает Армянский Патриархат, который и сегодня остается ее духовным представителем.

Духовенство всегда играло важнейшую роль в жизни общины. Большая часть из 18 армянских школ в Стамбуле находятся под юрисдикцией Армянской Апостольской Церкви.

Сам Ашетян никак не отреагировал на критику, вызванную его письмом. Но Религиозный совет Патриархата ААЦ распространил объявление, обратившись с просьбой к общине с пониманием отнестись к политическим и социальным реалиям, существующим в Турции, «не забывая о том, чему подверглись армяне в Османской империи 100 лет тому назад».

Но Тер-Матевосян предупредил, что письмо стало подтверждением ухудшения взаимоотношений правительства и национальных меньшинств.

По его словам, давление Турции на свободу слова и вероисповедания ограничивает права и создает опасную атмосферу, и «именно в этом контексте рождаются письма и заявления, не имеющие ничего общего с мнениями армянской общины и армянства в целом».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.