Россия: Назревающий раскол казачества может иметь тревожные последствия для обстановки безопасности

Два креста из красных роз выложены на месте, где в декабре прошлого года заложенная в автомобиле бомба унесла жизни трех человек в Пятигорске, что примерно в 270 км к востоку от Сочи. Несколько недель спустя преступники убили шестерых местных жителей и оставили их тела в автомобилях на окраине города, положив возле них взрывчатку.

Волна насилия прокатилась по Ставропольскому краю - единственному преимущественно славянскому региону на Северном Кавказе. Эта волна насилия заострила также внимание на казаках - ультранационалистическом элементе, ставящем себе целью поддержку российской власти и борьбу с мятежной деятельностью исламских экстремистов, унесшей за последние два года сотни человеческих жизней.

«Как мы можем простить им это? - вопрошает 61-летний атаман незарегистрированной организации «Кавказская казачья линия» Юрий Чуреков, имея в виду исламских боевиков, которых он подозревает в совершении недавних терактов на Ставрополье.

В последние годы администрации южных регионов все чаще используют казаков в качестве вспомогательных подразделений, помогающих сотрудникам МВД в осуществлении функций по охране правопорядка в городах и населенных пунктах. В рамках сложившейся тенденции свыше 800 казаков из соседнего Краснодарского края были направлены в Сочи для несения службы по охране общественного порядка во время Олимпиады.

Кроме того, казаки в последние годы превратились в крепкую политическую силу, получающую все возрастающую финансовую поддержку со стороны президента Владимира Путина, похвалившего их «за хорошо известный традиционный патриотизм», «уникальную и весьма позитивную роль» в деле «продвижения идей государственности в сознание нашего народа». Многие, в том числе и официальная перепись населения, считают казаков народностью, отдельной от остального славянского населения.

Власти Ставропольского края начинают сталкиваться с реальностью, связанной с наделением властью людей, чей «традиционный патриотизм» переплетается с широкой вольницей, а «идея государственности» уходит историческими корнями в верноподданнические чувства по отношению к царю-батюшке при общем нежелании подчиняться государственной машине.

«Казак, в первую очередь, это вольный человек. Он должен быть свободным. Да, он защитник Отечества… Но с собственной территорией и собственным управлением. И если он лишен этих двух черт, то он - не казак», - говорит Юрий Чуреков.

Подобный подход заставляет задуматься о способности властей управлять и контролировать казаков, наделенных функциями по охране правопорядка. Некоторые местные обозреватели задаются вопросом: соблюдают ли казаки закон в своих попытках предотвращения правонарушений? Кроме того, недавние события обострили опасения, что отдельные элементы казачества пытаются использовать свой новый статус в целях личного обогащения. Создавшаяся ситуация способствует также возникновению раскола в рядах казаков, усугубляя обстановку нестабильности.

Сегодня казачьи организации России делятся на две основные группы: зарегистрированные властями и независимые объединения. В официальном реестре на территории России числится 11 отдельных казачьих войск, включая округа в Москве, Владивостоке и Ставрополье, где базируется Терское казачье войско.

Официально зарегистрированные организации получают поддержку от государства, обычно в денежном или земельном выражении, и активно сотрудничают с правоохранительными органами. По закону казаки не имеют права носить оружие или производить аресты, но они осуществляют патрулирование и, по словам казачьего руководства, «педагогическую» функцию по профилактике правонарушений. По утверждению казаков, они оказывают моральное воздействие силой своего присутствия.

«У полиции свои полицейские задачи: производство арестов, наложение штрафов, весь спектр правовой системы, - говорит Сергей Мохов, сотник официально зарегистрированной общественной организации казаков города Ставрополя. - Наша задача состоит в том, чтобы объяснить человеку, почему он не должен делать дурные вещи».

Название «казак» происходит от тюркского слова «qasaq», означающего «свободный человек», «искатель приключений, бродяга». На протяжении своей истории казаки играли великое множество ролей, зачастую сменяющих друг друга: угнетателей и угнетенных, вассалов и мятежников, завоевателей и защитников угнетенных. В их истории были черные страницы, отмеченные насилием в отношении евреев и мусульман. Они участвовали в восстаниях против царя, наиболее заметным из которых является Пугачевский бунт 1770-х годов. Они сыграли свою роль в расширении Российской империи, но старались всегда держаться на дальних подступах, вне досягаемости имперских властей.

После десятилетий преследований во времена советской власти, в конце перестройки началось возрождение традиций казачества. В 1990-х годах тогдашний президент Борис Ельцин стремился заручиться поддержкой казаков как политических партнеров на беспокойном юге страны и на полях сражений против чеченских мятежников.

Некоторые на Ставрополье возражают против подключения казаков к работе правоохранительных структур, утверждая, что это подрывает самобытность казачества путем подчинения традиционно независимого войска местным бюрократам. Эти критики указывают также на неэффективное управление денежными средствами и землями, предоставленными в пользование казачеству, спорные назначения сотников и неадекватную реакцию на недавние нападения на славянскую молодежь.

«Существует определенный раскол [между казаками] по причине наличия разных течений. Есть официальные казаки, они получили немного земли, они занимаются кое-какой коммерческой деятельностью, у них сытые сотники, - говорит координатор движения «Русское единство Кавказа», государственный советник Сергей Попов. - Вторая часть - идеологическая, и эта часть строится на совершенно иных принципах».

В июне прошлого года атаман официального Терского казачьего войска Сергей Клименко оказался замешанным в скандал, когда направил президенту Путину письмо с требованием передать казакам весьма ценные экономические активы региона. В список пожеланий вошли права на лов в Каспийском море (включая прибыльный икорный бизнес), знаменитый коньячный завод в Дагестане, контроль над источниками минеральных вод и курортами региона, а также сто тысяч га земель сельхозназначения.

В октябре Клименко был вынужден сложить с себя полномочия в связи с утратой доверия к его руководству, будучи обвинен в коррупции. По словам ряда соратников атамана, его правление не принесло «ничего, кроме обещаний, интриг и развала войска». Постоянный преемник атамана пока не избран, и создавшаяся обстановка нестабильности отражается на всем казачестве.

«С нарастающей тревогой слежу за процессами, происходящими внутри казачьего движения на Северном Кавказе, - сказал информагентству Regnum вице-губернатор Ставропольского края Иван Ковалев. - Предельно ясно - положение казачества во многом определяет путь развития Ставрополья и всего региона».

Смещение Клименко последовало вскоре после ухода в отставку губернатора Ставрополья Валерия Зеренкова, выступление которого против ношения хиджабов в школах, по имеющимся сообщениям, спровоцировало обострение межнациональной напряженности. Уход Зеренкова с поста стал уже четвертой сменой руководства в неспокойном крае за такое же количество лет.

Разлад в рядах официального казачества вкупе с текучкой руководящих кадров региона может подвигнуть таких представителей казачьей вольницы, как атаман официально не зарегистрированного казачьего войска Чуреков, на более активные действия.

Человек плотного сложения с выступающей на правом виске сеткой вен, Юрий Чуреков мечтает, среди прочего, о «возвращении методов [генерала Алексея] Ермолова» - человека, жестокость которого вдохновила Пушкина на такие строки: «Поникни снежною главой, смирись, Кавказ: идёт Ермолов!» Кроме того, он, похоже, был бы не прочь, чтобы местные жители взяли закон в свои руки.

«Когда массы рассерженных, находящихся на взводе людей минуют точку возврата, тогда ни полиция, ни армия, ни президент, никто их уже не остановит. Когда миллион русских людей возьмут в руки вилы, они будут убивать этих убийц прямо на улицах, - сказал Юрий Чуреков, прервавшись, чтобы поправить на рукаве эмблему с изображением волка с оскаленной пастью. - Такое вполне может произойти, это Россия. В России каждые сто лет происходит кровавый бунт».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.