Азербайджан: cтены для защиты людей от пуль

Люди, живущие у линии соприкосновения

Чалаби Киши живет в селе Тапгарагоюнлу Геранбойского района Азербайджана с женой, дочерью и двумя внуками. В 1982 году он построил дом для своей семьи в этом живописном горном селе. "Я просто крестьянин, денег у меня немного, - говорит Чалаби. - Я вложил все свои сбережения и работал вместе с бригадой, которая помогала мне строить дом. Когда в Нагорном Карабахе вспыхнул конфликт, наш дом оказался всего в нескольких метрах от линии соприкосновения, и, несмотря на подписанное в 1994 году соглашение о прекращении огня, здесь все еще существует риск попасть под пулю".

Семья Чалаби постоянно подвергается опасности и стоит перед тяжелым выбором, который приходится делать многим из тех, кто живет рядом с линией соприкосновения: остаться, каждый день рискуя жизнью, или уехать и стать чужаком где-то вдали от родных мест. "Мы не хотели превратиться в вынужденных переселенцев в собственной стране и решили остаться", - говорит Чалаби.

Возведение защитных стен

Делегация МККК в Азербайджане оказывает помощь многим жителям селений, находящихся у линии соприкосновения, помогая им зарабатывать на жизнь и снижая риск, связанный с проживанием на опасной территории. Одним из направлений его деятельности является возведение стен для защиты домов от случайных пуль, поскольку люди, живущие у линии соприкосновения, иногда получают ранения или погибают, занимаясь обычными делами.

"Когда сотрудники МККК приехали в Тапгарагоюнлу, чтобы оценить влияние конфликта на жизнь сельчан и предложить свою поддержку, члены семьи Чалаби Киши спросили, можем ли мы построить стену, чтобы защитить вход в дом от шальных пуль. Учитывая место их жительства, было понятно, что они находятся в зоне риска", - говорит Дениза Дюран, глава делегации МККК в Баку.

Перед началом строительства стен МККК уведомляет стороны в конфликте о том, что собирается проводить работы в интересах гражданских лиц. Через свой офис, находящийся по другую сторону линии соприкосновения, МККК сообщил о своих планах и получил заверения в том, что группы сотрудников МККК, частные подрядчики и местные жители могут работать, не боясь попасть под обстрел.

Нейтральный посредник

"Сотрудникам МККК пришлось уговаривать водителей грузовиков возить кирпичи в Тапгарагоюнлу, поскольку всем известно, что это опасный район. Они согласились лишь тогда, когда мы предложили временно поместить эмблемы Красного Креста на их машины", - говорит Д. Дюран.

Эмблема Красного Креста означает, что осуществляемая деятельность носит исключительно гуманитарный характер. Женевские конвенции определяют, кто имеет право пользоваться данной эмблемой, и обязывают стороны в вооруженном конфликте защищать персонал и объекты, обозначенные такой эмблемой, и содействовать их работе.

"Наша работа осложнялась еще и тем, что дорога, идущая за домом Чалаби Киши, очень хорошо простреливается, и водители боятся ее использовать, - поясняет Д. Дюран. - Чалаби и его родственники годами пользуются воротами соседского дома, чтобы попасть в свой, и не рискуют ходить по этой дороге. Но это единственная дорога, по которой мы могли подвезти кирпичи и другие строительные материалы для защитной стены. Под защитой эмблемы Красного Креста грузовики первый раз за 19 лет, не опасаясь угрозы, проехали по этой дороге и доставили материалы".

Когда машины въехали во двор, Чалаби потерял дар речи от счастья и изумления. Его жена высказалась от имени обоих: "К нам никто не приезжал, потому что все боялись попасть под пули. Теперь, через долгие 19 лет, у нас дома снова гости".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.